Решение б/н РЕШЕНИЕ дела №05-95к/2014 от 14 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

«06» августа 2015 года                                                                                             г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «31 » июля  2015 года

В полном объеме решение изготовлено «06» августа  2015 года

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела №05-95к/2014 о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии –руководителя Калужского УФАС России /…/., членов Комиссии –  специалиста-эксперта отдела Калужского УФАС России /…/., специалиста-эксперта отдела Калужского УФАС России /…/.,

 в присутствии представителя ответчика ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис»), адвоката /…/. (ордер /…/),

в присутствии представителя ГП «Калугаоблводоканал»  /…/ (доверенность /…/.),                

в отсутствие  заявителя  о времени, дате и месте рассмотрения дела №05-95к/2014 уведомленном надлежащим образом,

рассмотрев дело № 05-95к/2014 по признакам нарушения ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (ИНН 4028054677) (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис») части  1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление /…/ (вх.№ 4752 от 14.08.2014г.) о том, что путем введения заявителя в заблуждение, между ООО «Межрегионсервис» и /…/ был заключен договор на установку водоочистного устройства по завышенной стоимости.

В результате проведения проверки было установлено, 01 августа 2014 года в дом, где проживает заявитель прибыли сотрудники  ООО «Межрегионсервис», провели собрание по вопросу ухудшения качества питьевой воды, в связи с авариями на Водоканале и указали на обязанность установить водоочистные устройства, так как дом, в котором проживает заявитель, является ветеранским, для жильцов данного дома выделили 20 бесплатных фильтров, но стоимость указанных фильтров составляет 12 000 рублей  за каждый фильтр, ООО «Межрегионсервис» произвел перерасчет  и за счет указанных бесплатных фильтров установили стоимость каждого фильтра в размере 7 500рублей. Так как  установка фильтров являлась обязательной, заявительница заключила договор с ООО «Межрегионсервис» установила данные водоочистные устройства в своей квартире, расположенной по адресу: г. Калуга, ул. Аллейная, д. 4, кв.100. Позже заявительница от знакомых узнала, что вода в районе проживания заявительницы соответствует нормам и установка фильтров не является обязательной, а рыночная стоимость установленного фильтра составляет  около 2 500 рублей.

Согласно данных, представленных ГП «Калугаоблаводоканал» (письмо №5404-14 от 04.12.2014 года, сотрудники ООО «Межрегионсервис» при проведении 01.08.2014 года собрания жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Аллейная, д.4 интересы ГП «Калугаоблаводоканал» не представляли, сотрудникам ООО «Межрегионсервис», не выдавались  удостоверения  ГП «Калугаоблаводоканал».

Письмом №б/н от 24.10.2014 года ООО «Межрегионсервис» сообщает, что сотрудниками общества 01.08.2014 года собрания жильцов по адресу: г. Калуга,  ул. Аллейная, д.4 собрание жильцов по вопросам качества питьевой воды  в связи с авариями на Водоканале не проводилось, соответственно сотрудниками общества не предлагалось во время собрания всем жильцам дома установить приборы очистки воды. Сотрудниками общества проводилась рекламная акция, в ходе которой осуществлялась презентация прибора очистки воды  для заинтересованных лиц. Какого – либо договора с Водоканалом общество не имеет.

Согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 06.11.2014 года, на презентации присутствовали  несколько человек, пять человек или меньше. После проведения презентации один из жильцов – /…/ изъявила желание приобрести бытовой прибор для очистки воды. Так же /…/ изъявила желание воспользоваться услугами общества по установке этого прибора в свою квартиру, поэтому с ней был заключен соответствующий договор №04/08 от 01.08.2014 года, который был исполнен в этот же день. Прибор /…/ был продан по цене 7 200 рублей, установка была произведена за 300 рублей. Закупочная стоимость оборудования 1 450рублей. Установка прибора была осуществлена /…/, который сотрудником общества не является. Письмом ООО «Межрегионсервис» №б/н от 29.12.2014 года, так же сообщается, что по окончании презентации кроме /…/ бытовой прибор для очистки воды был так же продан /…/.

Так же, согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 04.12.2014 года презентация проводилась с привлечением /…/, которая работником общества не является, что противоречит ранее представляемой информации, когда сообщалось о том, что собрание жильцов проводилось сотрудниками общества.

Согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 02.03.2015 года розничная цена реализации бытовых приборов очистки воды в 7200 руб. складывается
из цены, по которой приобретается прибор (цена закупки), расходов на
перевозку и хранение, оплаты услуг привлекаемых для реализации
специалистов по гражданско-правовым договорам (рекламщики, водитель), а
также прибыли.

При этом расходы на хранение и перевозку составляет примерно 3-5%
в розничной цене, расходы на оплату услуг специалистов по рекламе и пр.
составляют примерно 30%.

Сравнительно большой бюджет на рекламу обоснован спецификой
выбранной обществом модели продаж - по месту жительства потребителей,
что является конкурентным преимуществом, но вместе с тем требует
организации презентаций.

Оставшаяся сумма, обычно около 50% от розничной цены, составляет
прибыль общества, из которой общество выплачивает заработную плату,
налоги, платит за аренду офиса и производит другие текущие платежи.

Что касается рекламных акций, то их в 2014 году на территории г.
Калуги было проведено несколько в разных частях города, порядка 10
презентаций в многоквартирных жилых домах. Для их проведения
привлекались специалисты по рекламе на основании срочных гражданско-
правовых договоров, в том числе /…/. Несколько презентаций
проводила лично /…/.

Согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 08.04.2015 года договоры с лицами, привлекавшимися для  рекламы товаров, заключались на короткий срок, не более месяца. Все они были исполнены надлежащим образом, экземпляры этих договоров общество не хранит.

При этом письмом от 09.06.2015 года /…/ сообщает, что в обществе гражданско – правовые договора, с привлекавшимися для выполнения различных видов работ с  2013 года по настоящее время не заключались.

Никаких документов о проведении этих рекламных акций общество не
составляет, поскольку в этом, по мнению генерального директора Общества, нет нужды. Поэтому в настоящее время указать точные адреса домов, где проводились презентации, они не могут.

Что касается количества проданных приборов, Общество сообщило, что обычно продается около10 штук в месяц, конкретнее ответить на этот вопрос можно при уточнении периода и территории продаж, данная информация опровергается следующим письмом, в котором сообщается, что на территории г. Калуги общество заключило не более 10 таких договоров, однако данные договора не сохранились.

Гарантийное и постгарантийное обслуживание производится по заявкам пользователей, однако специальный учет установленных в г. Калуга приборов обществом не ведется, при этом письмом от  20.05.2015 года, Общество сообщает, что заявки от пользователей на гарантийное и постгарантийное обслуживание не поступали.

Согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 26.05.2015 года факт поступления денежных средств от покупателя никакими документами не фиксируется.

Согласно письма ООО «Межрегионсервис» №б/н от 21.07.2015 года у общества изменился почтовый и юридический адрес: г. Тверь, территория «Двор Пролетарки», д.134, кроме того, общество изменило название – новое название ООО «Регионаквасервис» (ИНН4028054677). Сведения об адресах на территории города Калуги, по которым общество проводило рекламные акции приборов очистки воды общество представить не может, так как специальный учет таких акций не велся.

В ходе рассмотрения дела ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис») не представлены гражданско – правовые договора, договора заключенные с покупателями товаров, реализуемых Обществом, сведения и документы, подтверждающие понесенные обществом расходы.

Исходя из вышеизложенного, Общество в своих ответах на определения Калужского УФАС России представляет противоречивые данные, что вызывает сомнение в достоверности представляемой  информации,  поэтому данные сведения не могут быть учтены при вынесении решения Комиссией Калужского УФАС России.

ГП «Калугаоблводоканал» (согласно письма от 30.01.2015 №б/н) создано в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, организация заботится о здоровье жителей г. Калуги и Калужской области и дорожит своей репутацией.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 года №52-ФЗ №О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно – бытового снабжения, а так же в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарного – эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно статьи 11 ФЗ №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии  с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно – эпидемиологических требований и проведением санитарно – противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а так же при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (статья 19 Федерального закона №52-ФЗ). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических, и бытовых потребностей. Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, установлены СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Таким образом, вода, прошедшая систему очистки, выдержала целый ряд тестов, которые показали ее полную безопасность для здоровья человека.

В Водоканале задачи контроля качества воды возложены на Испытательную базовую лабораторию питьевой воды (далее - ИБЛ ПВ), которая имеет статус аккредитованной лаборатории в области природной, питьевой и расфасованной в емкости воды. Свою деятельность ИБЛ ПВ осуществляет в трех направлениях: химическое, радиологическое и микробиологическое; контроль качества питьевой воды ведется по 95-ти показателям.

Область аккредитации ИБЛ ПВ позволяет проводить исследования поверхностных, подземных водоисточников, водоемов, а также питьевой воды, расфасованной в емкости в производственных целях, для арбитражного анализа и сторонним организациям.

ГП «Калугаоблаводоканал» обращает внимание, на то, что, поступая в водопроводную сеть, вода не теряет лабораторного контроля со стороны Водоканала. Пробы отбираются по всем направлениям водопроводной сети, в разных точках населенного пункта. График отбора утверждается санитарными органами, а результаты лабораторного контроля ежемесячно представляются в Территориальный орган Роспотребнадзора.

На сегодняшний день ИБЛ ПВ располагает самым современным оборудованием для проведения анализа питьевой воды, что обеспечивает своевременное получение достоверных результатов.

Водоканал также официально публиковал на своем сайте в сети «Интернет» опровержение информации об установке сотрудниками фильтров для очистки питьевой воды и призвал население города Калуги быть бдительными.

Согласно статьи 14 Федерального Закона №135 от 26.07.2006 года, запрещается недобросовестная конкуренция,  в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить вред хозяйствующему субъекту или нанести вред его деловой репутации

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из указанного определения следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно:

-  действия должны совершаться хозяйствующим субъектом;

- действия должны быть направленными на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности;

- действия должны противоречить положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимущества в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность получить субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое позволяет увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий, то есть действия хозяйствующего субъекта могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены, в связи с чем, указанные термины применяют в связи с их общим значением в русском языке.

Так, термин «добропорядочный» обычно толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь – как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы.

Последним признаком недобросовестной конкуренции, указанным в ее определении, является причинение вреда другому хозяйствующему субъекту — конкуренту. Такой вред может выражаться в убытках, которые терпит конкурент, или в ущербе его деловой репутации.

 В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ под убытками кроме реального ущерба понимаются также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). При этом в обоих случаях для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно лишь возможности наступления таких последствий, и доказательств реального вреда не требуется.

При этом возможность причинения ущерба конкурентам сама по себе является правонарушением без необходимости доказывания его фактического причинения.

Частью 4 статьи 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года» (ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 19 сентября 1968 г. № 3104-VII).

(1) Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции.

(2) Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

(3) В частности, подлежат запрету:

1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Своими действиями ООО «Регионаквасервис» практически навязал /…/ приобретение фильтра для очистки воды, представившись сотрудниками Водоканала и указав на плохое качество воды в районе проживания /…/., предоставив «скидки», учитывая, что фильтры для очистки воды бывают разных видов (предфильтры, фильтры кувшинного типа, фильтры, присоединяющиеся к крану и стационарные водоочистители), разными по типу очистки воды (адсорбционные фильтры, ионные фильтры, очистка обратным осмосом), а так же учитывая тот факт, что приобрести фильтры можно во многих магазинах на территории города Калуги в так же в интернет - магазинах, в которых предполагается доставка и установка фильтров для очистки воды, фильтры, представлены различных ценовых категорий, в случае реального ухудшения качества воды в районе проживания заявителя, имеется возможность выбора фильтра для очистки воды в соответствии с потребностями и материальными возможностями заявителя.

Из вышеуказанного следует, что ООО «Регионаквасервис» незаконно получил преимущество в предпринимательской деятельности, путем введения в заблуждение потребителей по вопросу качества питьевой воды в районе проживания заявителя и реализовал  товар, по завышенной стоимости с указанием на обязанность приобретения данного товара, а так же своими действиями причинил или мог причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, и нанести ущерб деловой репутации ГП «Калугаоблводоканал».

Изучив представленные материалы и выслушав пояснения лиц, явившихся на рассмотрение дела № 05-95к/2014, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о том, что действия ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (ИНН 4028054677) (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис»), выразившиеся в получении преимущества в предпринимательской деятельности, путем введения в заблуждение жителей города Калуги, в том числе /…/ по вопросу качества питьевой воды в районе проживания заявителя и реализовал  товар, по завышенной стоимости с указанием на обязанность приобретения данного товара,  нарушают часть 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», то есть признаются Комиссией Калужского УФАС России недобросовестной конкуренцией.

Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а статьей 10bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (ИНН 4028054677) (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис») нарушающими части 1 статьи 14 ФЗ «О защите конкуренции», а так же статьи 10bis «Конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года».

2. Выдать ООО «РЕГИОНАКВАСЕРВИС» (ИНН 4028054677) (до 26.06.2015 ООО «Межрегионсервис») предписание  о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 7 500 (Семь тысяч пятьсот) рублей.

 

Председатель Комиссии                

 

Члены Комиссии:                            

 

 

 

       _____________

 

_____________

 

       _____________

 

 

/…/

 

/…/

 

/…/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны