Решение б/н Решение от 17 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«12» марта 2020 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
<...> | |
в присутствии: представителя организатора торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» <...> (паспорт <...> доверенность), представителя заявителя - ИП <...> (паспорт <...> доверенность),
рассмотрев жалобу №040/07/3-280/2020 ИП <...> на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого запроса котировок в электронной формена оказание комплексных услуг по уборке помещений КГУ им. К.Э. Циолковского: общежитие №2 по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, 27, общежитие №3 по адресу: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, 25, общежитие №4 г. Калуга, Степана Разина, 22/48 и бассейна по адресу г. Калуга, ул. Фомушина, 1 (извещение №32008940436),
УСТАНОВИЛА:
04.03.2020г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП <...> на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание комплексных услуг по уборке помещений КГУ им. К.Э. Циолковского: общежитие №2 по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, 27, общежитие №3 по адресу: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, 25, общежитие №4 г. Калуга, Степана Разина, 22/48 и бассейна по адресу г. Калуга, ул. Фомушина, 1 (извещение № 32008940436).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупкеФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (далее – Положение) утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 17 декабря 2018г.
01.03.2020г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме №32008940436.
Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 3 958 503,48 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 06.03.2020 в 23:59.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, чтопри закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, в извещении о запросе котировок установлено требование о квалификации участников, влияющее на допуск или недопуск заявки к участию в закупке, что противоречит требованиям к проведению запроса котировок, установленным Положением, и нарушают положения часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно письменным пояснениям организатора торгов, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона №223-Ф3, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Часть 9 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, на которую указывает заявитель, говорит только о том, что при проведении запроса котировок не требуется разрабатывать документацию к закупке, разрабатывается извещение о проведении котировок, в котором и указываются все требования предусмотренные частью 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, при этом указанная норма называет открытый запрос котировок в электронной форме конкурентной процедурой.
Согласно пункта 7 части 12 Главы 6 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть указаны требования к участникам запроса.
Согласно Положения о закупках установление требований к участникам закупки регламентируется Разделом 5 Положения, где закреплено, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования (часть 2 Раздела 5 Положения) и при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникамзакупки такие квалификационные требования как: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора (часть 3 Раздела 5 Положения), при этом нет указания на то, к каким конкретно конкурентным процедурам применяются данные требования, так же запрета установления таких требований при проведении открытого запроса котировок.
Требования к участникам закупки, а также при необходимости единицы измерения требований к участникам закупки, указываются Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок. Установленные Заказчиком требования к участникам закупки не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, (часть 5 Раздела 5 Положения).
Таким образом, Заказчиком в извещении о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в извещении ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.
КГУ им К.Э. Циолковского является образовательной организацией, осуществляет обучение в том числе несовершеннолетних лиц, уставом и нормами действующего законодательства установлена обязанность и ответственность за нарушение санитарного законодательства.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.3.1186-03 установлены требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, данные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, которые осуществляют обучение и воспитание подростков. Согласно пункта 2.5.1.1. все помещения и участок содержат в чистоте, проводят ежедневную влажную уборку. Генеральную уборку проводят один раз в месяц, с применение не только моющих, но и дезинфицирующих средств. Уборку туалетов и умывальных комнат осуществляют ежедневно (пункт 2.5.1.5.). Полы моют теплой водой с применением моющих и дезинфицирующих средств после каждой перемены, в общежитии - по мере загрязнения. Участок учреждений систематически убирают (пункт 2.5.1.9.).
Прерывать процесс и оставлять помещения и территории заказчика без уборки будет нарушением требований действующего законодательства. Устанавливая требование о наличии у участника штатных или привлеченных по гражданско-правовым договорам, сотрудников, заказчик минимизирует риски по возникновению ситуации в которой лицо, получившее право заключить контракт по итогам закупочной процедуры не сможет приступить к выполнению условий договора. В штате участника закупки и/или привлечено по гражданско-правовым договорам сотрудников у участника закупки должно быть не менее 50% от количества сотрудников, указанных в техническом задании, к запросам котировок, таким образом у заказчика есть гарантия, что победитель сможет приступить к оказанию услуг с момента заключения договора и если возникнутпроблемы с привлечением дополнительных сотрудников, у победителя закупки будет время решить такие проблемы без ущерба исполнения договора.Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, измеряемые требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки объективно необходимы КГУ им К.Э. Циолковского.
Кроме того, установление таких требований не нарушило права заявителя и не создало ситуации, в которой он не смог принять участие в закупке.
С учетом вышеизложенного, комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
4. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, поскольку Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить участник, а Заказчик лишь ограничивается ссылками на нормы закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки.
Согласно пункта 2.4. извещения о проведении котировок в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав заявки следующие сведения и документы: надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие квалификацию привлекаемых сотрудников, к выполнению работ на объектах Заказчика и надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие правомочность лиц, выдавших такие документы (в соответствии с требованиям ГОСТ Р51870-2014), данные сведения необходимо представить для всех.
В соответствии с ГОСТ Р51870-2014, персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС [2], [3], квалификационному справочнику [4] или профессиональным стандартам.
Персонал может получить профессиональное обучение и подготовку как в специализированных центрах, так и непосредственно в клининговых организациях. Профессиональный уровень исполнителей должен быть подтвержден соответствующими документами об обучении и присвоении квалификации. (Пункт 6.1 ГОСТ Р51870-2014).
Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее так же - Закон об образовании), дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).(часть 2 статьи 76 Закона об образовании).
Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, (часть 15 статьи 76 Закона об образовании)
Персонал, оказывающий услуги уборки, должен повышать профессиональную подготовку не реже, чем один раз в два года. (Пункт 6.2 ГОСТ Р51870-2014).
Согласно обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в целях информационного обеспечения закупки сведения, указанные в документации к закупке, должны быть достаточными, позволять потенциальному участнику сформировать свое предложение.
В случае если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным.
С учетом вышеизложенного, комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ИП <...>, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ИП <...> признать необоснованной.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.