Решение б/н Решение от 17 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«12» марта 2020 года г. Калуга

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:

 <...>  
   
   

в присутствии: представителя организатора торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»  <...> (паспорт <...> доверенность), представителя заявителя - ИП  <...> (паспорт <...> доверенность),

рассмотрев жалобу №040/07/3-280/2020 ИП  <...> на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого запроса котировок в электронной формена оказание комплексных услуг по уборке помещений КГУ им. К.Э. Циолковского: общежитие №2 по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, 27, общежитие №3 по адресу: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, 25, общежитие №4 г. Калуга, Степана Разина, 22/48 и бассейна по адресу г. Калуга, ул. Фомушина, 1 (извещение №32008940436),

УСТАНОВИЛА:

04.03.2020г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП  <...> на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого запроса котировок в электронной форме на оказание комплексных услуг по уборке помещений КГУ им. К.Э. Циолковского: общежитие №2 по адресу: г. Калуга, ул. Кутузова, 27, общежитие №3 по адресу: г. Калуга, ул. Николо-Козинская, 25, общежитие №4 г. Калуга, Степана Разина, 22/48 и бассейна по адресу г. Калуга, ул. Фомушина, 1 (извещение № 32008940436).

По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупкеФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (далее – Положение) утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 17 декабря 2018г.

 01.03.2020г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме №32008940436.

Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 3 958 503,48 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок: 06.03.2020 в 23:59.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, чтопри закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

3. Согласно доводам жалобы заявителя, в извещении о запросе котировок установлено требование о квалификации участников, влияющее на допуск или недопуск заявки к участию в закупке, что противоречит требованиям к проведению запроса котировок, установленным Положением, и нарушают положения часть 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Согласно письменным пояснениям организатора торгов, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Федерального закона №223-Ф3, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Часть 9 статьи 3.2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, на которую указывает заявитель, говорит только о том, что при проведении запроса котировок не требуется разрабатывать документацию к закупке, разрабатывается извещение о проведении котировок, в котором и указываются все требования предусмотренные частью 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, при этом указанная норма называет открытый запрос котировок в электронной форме конкурентной процедурой.

Согласно пункта 7 части 12 Главы 6 Положения о закупках в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны быть указаны требования к участникам запроса.

Согласно Положения о закупках установление требований к участникам закупки регламентируется Разделом 5 Положения, где закреплено, что к участникам закупки предъявляются обязательные требования (часть 2 Раздела 5 Положения) и при необходимости Заказчик вправе предъявить к участникамзакупки такие квалификационные требования как: наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора (часть 3 Раздела 5 Положения), при этом нет указания на то, к каким конкретно конкурентным процедурам применяются данные требования, так же запрета установления таких требований при проведении открытого запроса котировок.

Требования к участникам закупки, а также при необходимости единицы измерения требований к участникам закупки, указываются Заказчиком в документации о закупке, извещении о проведении запроса котировок. Установленные Заказчиком требования к участникам закупки не должны приводить к необоснованному ограничению конкуренции, (часть 5 Раздела 5 Положения).

Таким образом, Заказчиком в извещении о закупке могут быть установлены четкие параметры определения и показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными в извещении ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника закупки установленным требованиям.

КГУ им К.Э. Циолковского является образовательной организацией, осуществляет обучение в том числе несовершеннолетних лиц, уставом и нормами действующего законодательства установлена обязанность и ответственность за нарушение санитарного законодательства.

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.3.1186-03 установлены требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, данные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, которые осуществляют обучение и воспитание подростков. Согласно пункта 2.5.1.1. все помещения и участок содержат в чистоте, проводят ежедневную влажную уборку. Генеральную уборку проводят один раз в месяц, с применение не только моющих, но и дезинфицирующих средств. Уборку туалетов и умывальных комнат осуществляют ежедневно (пункт 2.5.1.5.). Полы моют теплой водой с применением моющих и дезинфицирующих средств после каждой перемены, в общежитии - по мере загрязнения. Участок учреждений систематически убирают (пункт 2.5.1.9.).

Прерывать процесс и оставлять помещения и территории заказчика без уборки будет нарушением требований действующего законодательства. Устанавливая требование о наличии у участника штатных или привлеченных по гражданско-правовым договорам, сотрудников, заказчик минимизирует риски по возникновению ситуации в которой лицо, получившее право заключить контракт по итогам закупочной процедуры не сможет приступить к выполнению условий договора. В штате участника закупки и/или привлечено по гражданско-правовым договорам сотрудников у участника закупки должно быть не менее 50% от количества сотрудников, указанных в техническом задании, к запросам котировок, таким образом у заказчика есть гарантия, что победитель сможет приступить к оказанию услуг с момента заключения договора и если возникнутпроблемы с привлечением дополнительных сотрудников, у победителя закупки будет время решить такие проблемы без ущерба исполнения договора.Уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

Таким образом, измеряемые требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки объективно необходимы КГУ им К.Э. Циолковского.

Кроме того, установление таких требований не нарушило права заявителя и не создало ситуации, в которой он не смог принять участие в закупке.

С учетом вышеизложенного, комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

4. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ, поскольку Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должен представить участник, а Заказчик лишь ограничивается ссылками на нормы закона.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона №223-Ф3 при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципами информационной открытости закупки.

Согласно пункта 2.4. извещения о проведении котировок в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав заявки следующие сведения и документы: надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие квалификацию привлекаемых сотрудников, к выполнению работ на объектах Заказчика и надлежаще заверенные копии документов, подтверждающие правомочность лиц, выдавших такие документы (в соответствии с требованиям ГОСТ Р51870-2014), данные сведения необходимо представить для всех.

В соответствии с ГОСТ Р51870-2014, персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС [2], [3], квалификационному справочнику [4] или профессиональным стандартам.

Персонал может получить профессиональное обучение и подготовку как в специализированных центрах, так и непосредственно в клининговых организациях. Профессиональный уровень исполнителей должен быть подтвержден соответствующими документами об обучении и присвоении квалификации. (Пункт 6.1 ГОСТ Р51870-2014).

Согласно части 1 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее так же - Закон об образовании), дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).(часть 2 статьи 76 Закона об образовании).

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, (часть 15 статьи 76 Закона об образовании)

Персонал, оказывающий услуги уборки, должен повышать профессиональную подготовку не реже, чем один раз в два года. (Пункт 6.2 ГОСТ Р51870-2014).

Согласно обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.) в целях информационного обеспечения закупки сведения, указанные в документации к закупке, должны быть достаточными, позволять потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В случае если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг, является правомерным и достаточным.

С учетом вышеизложенного, комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы заявителя.

По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ИП  <...>, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,

РЕШИЛА:

  

  1. Жалобу ИП  <...> признать необоснованной.
 <...>  
   
   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны