Решение б/н Решение от 28 июля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Калужской области
пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000 тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92 e-mail: to40@fas.gov.ru
_______________ № ________________
На № __________ от ________________ |
Заказчику – АО «Международный аэропорт «Калуга» ул. Взлетная, д.46, г. Калуга, 248926
Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» пер. Большой Саввинский, д.12, стр. 9, г. Москва, 119435
Заявителю - ООО «Авиафлюид Рус» ул. Флотская, д. 5, корп. А, оф. 416, г. Москва, 125493
Победителю электронного аукциона – ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс» ул. Промплощадка, д.3, г.Воскресенск, Московская обл., 140204 |
РЕШЕНИЕ
«26» июля 2022 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
ЧуриковМ.А. |
- председатель комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Калужского УФАС России, |
Магер А.А. |
- член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России, |
Умнова Ю.П. |
- член комиссии, ведущий специалист-эксперт Калужского УФАС России, |
при участии посредством видеоконференцсвязи \...\,
рассмотрев жалобу №040/07/3-598/2022ООО «Авиафлюид Рус» на положения документации при проведении аукциона в электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов,
УСТАНОВИЛА:
13.07.2022г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Авиафлюид Рус»на положения документации при проведении аукционав электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов.
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям участия в торгах.
АО «Международный аэропорт «Калуга» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий заказчика.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Протоколом заседания совета директоров АО «Международный аэропорт «Калуга» от 06.12.2021г. №199утверждено Положениео закупке товаров, работ и услугдля нужд АО «Международный аэропорт «Калуга».
06.07.2022г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме №32211529154, предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов.
Согласно извещению о проведении аукциона в электронной формедата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе – 14.07.2022 09:00.
2. Согласно доводам жалобыООО «Авиафлюид Рус», в Аукционной документации установлены излишние требования к химическому составу предмета закупки, которые не предусмотрены ОСТ 54-0-830.74-99 «Система стандартизации гражданской авиации. Гражданские аэродромы. Химические реагенты для борьбы с льдообразованием на искусственных покрытиях. Технические требования», ограничивающие число участников. Также, указание конкретных требований к показателям химического состава приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний при изготовлении такого товара.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗЦелями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
В соответствии с Приложением к извещениюоб осуществлении закупки «Техническое заданиена поставку противогололедных реагентов», Заказчик установил требования к техническим характеристика реагентов, в том числе указанных в жалобе:
«1. Жидкий противогололедный реагент:
1.Содержание ацетата калия, %, не менее – 50
2.Внешний вид – прозрачная жидкость бесцветная или со слабо желтым оттенком
3.Плотность при 20 C г/см3, в пределах – 1,23 -1,30
4.Показатель активности водородных ионов, pH, при температуре 20C, в пределах 9-11
5.Толщина расплавленного слоя льда при обработке водным раствором реагента в соотношении 1:1 по весу в течение 30 мин при температуре минус 7C (+/- 5С), мм, не менее – 1,5…»
«2.Гранулированный противогололедный реагент:
1.Внешний вид – гранулы желтоватого или светло-серого цвета
2.Основа – нитраты кальция, магния, карамбида –
-массовая доля карамбида - 45-60%
-массовая доля азотного кальция – 18-55%
-массовая доля азотнокислотного магния – 0,01-21%
-массовая доля воды – не более 2%
-массовая доля нерастворимых в воде примесей не более – 1,8%...»
6. Толщина расплавленного слоя льда при обработке водным раствором реагента в соотношении 1:1 по весу в течение 30 мин при температуре минус 7C (+/- 5С), мм, не менее – 1,40
7. расчетная плавящая способность 50% реагента при температуре 5С – не менее 7-9 кг льда на кг реагента…».
Одновременно в Техническом задании Заказчиком установлено требование к методике испытаний по ОСТ-54-0-830.74-99.
Разделом 3 ОСТ 54-0-830.74-99 «Система стандартизации гражданской авиации. Гражданские аэродромы. Химические реагенты для борьбы с льдообразованием на искусственных покрытиях. Технические требования» установлены физико-химические показатели антигололедных реагентов, которые должны соответствовать настоящему стандарту отрасли и изготавливаться по техническому регламенту, согласованному Федеральной службой воздушного транспорта России.
В указанном ОСТ отсутствуют показатели, представленные в техническом задании. В ходе рассмотрения жалобы Заказчик не смог обосновать необходимость приобретения реагентов именно с таким показателями, как в ТЗ.
Кроме того, Заказчику было предложено представить сравнительную таблицу реагентов разных производителей, показатели которых соответствовали бы указанным в ТЗ. Заказчиком в материалы была представлена такая таблица, вместе с тем, согласно таблице, под показатели ТЗ подходит лишь один производитель реагентов – ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс».
В материалы дела как от Заказчика, так и от Заявителя жалобы также были представлены паспорта различных противогололедных реагентов. Из представленных документов установлено, что производители противогололедных реагентов производят их по различным Техническим условиям, имеющих различные нормы физико-химических показателей, а конкретные значения тех или иных показателей становятся известны при испытании готовой партии реагента и заносятся в паспорт изделия, который передается заказчику вместе с поставкой самого реагента.
Таким образом для участника, не имеющего в наличии готовую партию противогололедного реагента с результатами контрольных испытаний, заполнение заявки в соответствии с установленным Заказчиком требованием указания конкретных значений, становится невозможным.
Об ограничении участия в закупке также свидетельствует тот факт, что на участие в закупке была подана единственная заявка с предложением о поставке реагента ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс».
Как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 10 Обзора судебной практики но вопросам, связанным с применением Федерального закона от 17.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года, включение в документацию о закупке указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влечет сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «Авиафлюид Рус» Комиссией Калужского УФАС России признаются обоснованными, в действиях Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» признаются нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
3. Согласно доводам жалобы ООО «Авиафлюид Рус», установленные Заказчиком требования к таре к жидким противогололедным реагентам, входящим также в предмет закупки, не соответствуют Закону о закупках и являются излишними в связи с чем приводят к ограничению конкуренции; объект, описанный в требованиях к таре, представляет собой инженерное оборудование (сооружение) и не относится к предмету закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с Приложением к извещению об осуществлении закупки «Техническое задание на поставку противогололедных реагентов», Заказчик установил требования к таре жидкого противогололедного реагента:
«Тара на жидкий противогололедный (антигололедный) реагент является оборотной: емкость-склад состоит из емкости объемом не менее 50 куб. метров, смонтированной на изготовленных ложементах, закрепленных на фундаментных блоках ФБС. Внутренняя поверхность емкости является химически стойкой.
Емкость снабжена:
площадкой для обслуживания;
лестницей;
системой трубопроводов и запорной арматурой Dy-50 мм, Dy-65 мм.;
консольным моноблочным насосом 50-30, расходом 25-30 куб. м /час., обеспечивающим закачивание и скачивание АГР;
щитом управления;
Коммерческий учет АГР определяется аналоговым объемным счетчиком установленным, на входном трубопроводе. Технологический расход определяется аналоговым объемным счетчиком, установленным на выходном трубопроводе.
Насосный агрегат, щит управления и объемный счетчик размещены в металлокаркасной пристройке, обшитой профнастилом.
Энергоснабжение:
напряжение -0,4 кВ.
мощность -5 кВт.
Энергоснабжение осуществляется Заказчиком, до точки ввода в щит управления.
Тара должна быть установлена не позднее осуществления первой поставки по Договору. Тара подлежит возврату Поставщику за его счет по истечению срока действия Договора. Передача и возврат тары осуществляется по акту».
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в законодательстве отсутствуютподобные требования к таре для жидких противогололедных материалов.
В соответствии с п. 6.1. ГОСТ 33387-2015 Жидкие противогололедные материалы упаковывают в специальные емкости в соответствии с ГОСТ 9980.3-2014.
В соответствии ГОСТ 9980.3 -2014к видам транспортной, в том числе возвратной, упаковки относятся барабаны, бочки, фляги, канистры, контейнеры-цистерны для залива и транспортированияматериалов.
В указанных нормативных актах отсутствуют обязательства наличия у тары насосов, счетчика, электрического щита, пристройки с оборудованием, лестницы и иных требований, описанных в Техническом задании Заказчика.
Указанное требование к установке на территории заказчика емкости для хранения и использования жидкого реагента не согласуется с предметом рассматриваемого аукциона – Поставка реагентов, возлагает на участников закупки дополнительные расходы по доставке, установке и обслуживанию указанной техники на территории заказчика, ограничивает от участия тех поставщиков, у которых отсутствует подобная система для хранения реагентов или возможность ее установки на территории Заказчика.
Доводы Заказчика, о том, что требуемая в ТЗ емкость-склад рекомендована для многолетнего хранения реагента, опровергается фактическими материалами дела, а именно – в соответствии с проектом договора, срок исполнения договора на поставку – 1 год, кроме того, согласно п. 3.1 проекта договора, товар поставляется отдельными партиями по Заявкам Покупателя в течение срока заключения договора.
Следует также отметить, что, согласно пояснениям Заказчика, в настоящее время у Заказчика имеется действующий договор на поставку реагентов, который был заключен по результатам торговой процедуры (номер извещения в ЕИС 32009413443) и возвратная емкость-склад, полученная по данному договору, находится на территории Заказчика.
Указанное выше свидетельствует о наличии преимущества при участии в закупке у хозяйствующего субъекта, емкость-склад которого по предыдущему договору уже находится на территории Заказчика.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «Авиафлюид Рус» Комиссией Калужского УФАС России признаются обоснованными, в действиях Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» признаются нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «Авиафлюид Рус», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «Авиафлюид Рус» признать обоснованной.
- Признать в действиях Заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга»,при проведении аукционав электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов, нарушениепункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
- Выдать Заказчику, комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.
- Выдать Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» предписание обеспечить возможность Заказчику, комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» отменить протоколы, внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии |
_____________ М.А. Чуриков |
Члены Комиссии: |
_____________ А.А. Магер |
|
_____________ Ю.П. Умнова |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.