Решение б/н Решение от 28 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

e-mail: to40@fas.gov.ru

 

_______________  №  ________________

 

На №  __________  от  ________________

 

 

 

 

 

Заказчику – АО «Международный аэропорт «Калуга»

ул. Взлетная, д.46, г. Калуга, 248926

 

Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ»

пер. Большой Саввинский, д.12, стр. 9, г. Москва, 119435

 

Заявителю - ООО «Авиафлюид Рус»

ул. Флотская, д. 5, корп. А, оф. 416, г. Москва, 125493

 

Победителю электронного аукциона – ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс»

ул. Промплощадка, д.3, г.Воскресенск, Московская обл., 140204

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

«26» июля 2022 года                                                                                                       г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе: 

 

ЧуриковМ.А.

- председатель комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Калужского УФАС России,

Магер А.А.

- член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России,

Умнова Ю.П.

- член комиссии, ведущий специалист-эксперт Калужского УФАС России,

 

при участии посредством видеоконференцсвязи \...\,

рассмотрев жалобу №040/07/3-598/2022ООО «Авиафлюид Рус» на положения документации при проведении аукциона в электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов,

 

УСТАНОВИЛА:

 

13.07.2022г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Авиафлюид Рус»на положения документации при проведении аукционав электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов.

По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям участия в торгах.

АО «Международный аэропорт «Калуга» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий заказчика.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 17 статьи 18.1  Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что  указанный Федеральный закон  устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом заседания совета директоров АО «Международный аэропорт «Калуга» от 06.12.2021г. №199утверждено Положениео закупке товаров, работ и услугдля нужд АО «Международный аэропорт «Калуга».

06.07.2022г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме №32211529154, предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов.

Согласно извещению о проведении аукциона в электронной формедата и время окончания подачи заявок на участие в аукционе – 14.07.2022 09:00.

2. Согласно доводам жалобыООО «Авиафлюид Рус», в Аукционной документации установлены излишние требования к химическому составу предмета закупки, которые не предусмотрены ОСТ 54-0-830.74-99 «Система стандартизации гражданской авиации. Гражданские аэродромы. Химические реагенты для борьбы с льдообразованием на искусственных покрытиях. Технические требования», ограничивающие число участников. Также, указание конкретных требований к показателям химического состава приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о закупках не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний при изготовлении такого товара.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗЦелями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

В соответствии с Приложением к извещениюоб осуществлении закупки «Техническое заданиена поставку противогололедных реагентов», Заказчик установил требования к техническим характеристика реагентов, в том числе указанных в жалобе:

«1. Жидкий противогололедный реагент:

1.Содержание ацетата калия, %, не менее – 50

2.Внешний вид – прозрачная жидкость бесцветная или со слабо желтым оттенком

3.Плотность при 20 C г/см3, в пределах – 1,23 -1,30

4.Показатель активности водородных ионов, pH, при температуре 20C, в пределах 9-11

5.Толщина расплавленного слоя льда при обработке водным раствором реагента в соотношении 1:1 по весу в течение 30 мин при температуре минус 7C (+/- 5С), мм, не менее – 1,5…»

 

«2.Гранулированный противогололедный реагент:

1.Внешний вид – гранулы желтоватого или светло-серого цвета

2.Основа – нитраты кальция, магния, карамбида –

-массовая доля карамбида - 45-60%

-массовая доля азотного кальция – 18-55%

-массовая доля азотнокислотного магния – 0,01-21%

-массовая доля воды – не более 2%

-массовая доля нерастворимых в воде примесей не более – 1,8%...»

6. Толщина расплавленного слоя льда при обработке водным раствором реагента в соотношении 1:1 по весу в течение 30 мин при температуре минус 7C (+/- 5С), мм, не менее – 1,40

7. расчетная плавящая способность 50% реагента при температуре 5С – не менее 7-9 кг льда на кг реагента…».

Одновременно в Техническом задании Заказчиком установлено требование к методике испытаний по ОСТ-54-0-830.74-99.

Разделом 3 ОСТ 54-0-830.74-99 «Система стандартизации гражданской авиации. Гражданские аэродромы. Химические реагенты для борьбы с льдообразованием на искусственных покрытиях. Технические требования» установлены физико-химические показатели антигололедных реагентов, которые должны соответствовать настоящему стандарту отрасли и изготавливаться по техническому регламенту, согласованному Федеральной службой воздушного транспорта России.

В указанном ОСТ отсутствуют показатели, представленные в техническом задании. В ходе рассмотрения жалобы Заказчик не смог обосновать необходимость приобретения реагентов именно с таким показателями, как в ТЗ.

Кроме того, Заказчику было предложено представить сравнительную таблицу реагентов разных производителей, показатели которых соответствовали бы указанным в ТЗ. Заказчиком в материалы была представлена такая таблица, вместе с тем, согласно таблице, под показатели ТЗ подходит лишь один производитель реагентов – ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс».

В материалы дела как от Заказчика, так и от Заявителя жалобы также были представлены паспорта различных противогололедных реагентов. Из представленных документов установлено, что производители противогололедных реагентов производят их по различным Техническим условиям, имеющих различные нормы физико-химических показателей, а конкретные значения тех или иных показателей становятся известны при испытании готовой партии реагента и заносятся в паспорт изделия, который передается заказчику вместе с поставкой самого реагента.

Таким образом для участника, не имеющего в наличии готовую партию противогололедного реагента с результатами контрольных испытаний, заполнение заявки в соответствии с установленным Заказчиком требованием указания конкретных значений, становится невозможным.

Об ограничении участия в закупке также свидетельствует тот факт, что на участие в закупке была подана единственная заявка с предложением о поставке реагента ЗАО «Рошальский химический завод «Нордикс».

Как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 10 Обзора судебной практики но вопросам, связанным с применением Федерального закона от 17.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года, включение в документацию о закупке указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влечет сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.

На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «Авиафлюид Рус» Комиссией Калужского УФАС России признаются обоснованными, в действиях Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» признаются нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

3. Согласно доводам жалобы ООО «Авиафлюид Рус», установленные Заказчиком требования к таре к жидким противогололедным реагентам, входящим также в предмет закупки, не соответствуют Закону о закупках и являются излишними в связи с чем приводят к ограничению конкуренции; объект, описанный в требованиях к таре, представляет собой инженерное оборудование (сооружение) и не относится к предмету закупки.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с Приложением к извещению об осуществлении закупки «Техническое задание на поставку противогололедных реагентов», Заказчик установил требования к таре жидкого противогололедного реагента:

«Тара на жидкий противогололедный (антигололедный) реагент является оборотной: емкость-склад состоит из емкости объемом не менее 50 куб. метров, смонтированной на изготовленных ложементах, закрепленных на фундаментных блоках ФБС. Внутренняя поверхность емкости является химически стойкой.

Емкость снабжена:

площадкой для обслуживания;

лестницей;

системой трубопроводов и запорной арматурой Dy-50 мм, Dy-65 мм.;

консольным моноблочным насосом 50-30, расходом 25-30 куб. м /час., обеспечивающим закачивание и скачивание АГР;

щитом управления;

Коммерческий учет АГР определяется аналоговым объемным счетчиком установленным, на входном трубопроводе. Технологический расход определяется аналоговым объемным счетчиком, установленным на выходном трубопроводе.

Насосный агрегат, щит управления и объемный счетчик размещены в металлокаркасной пристройке, обшитой профнастилом.

Энергоснабжение:

напряжение -0,4 кВ.

мощность -5 кВт.

Энергоснабжение осуществляется Заказчиком, до точки ввода в щит управления.

Тара должна быть установлена не позднее осуществления первой поставки по Договору. Тара подлежит возврату Поставщику за его счет по истечению срока действия Договора. Передача и возврат тары осуществляется по акту».

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы было установлено, что в законодательстве отсутствуютподобные требования к таре для жидких противогололедных материалов.

В соответствии с п. 6.1. ГОСТ 33387-2015 Жидкие противогололедные материалы упаковывают в специальные емкости в соответствии с ГОСТ 9980.3-2014.

В соответствии ГОСТ 9980.3 -2014к видам транспортной, в том числе возвратной, упаковки относятся барабаны, бочки, фляги, канистры, контейнеры-цистерны для залива и транспортированияматериалов.

В указанных нормативных актах отсутствуют обязательства наличия у тары насосов, счетчика, электрического щита, пристройки с оборудованием, лестницы и иных требований, описанных в Техническом задании Заказчика.

Указанное требование к установке на территории заказчика емкости для хранения и использования жидкого реагента не согласуется с предметом рассматриваемого аукциона – Поставка реагентов, возлагает на участников закупки дополнительные расходы по доставке, установке и обслуживанию указанной техники на территории заказчика, ограничивает от участия тех поставщиков, у которых отсутствует подобная система для хранения реагентов или возможность ее установки на территории Заказчика.

Доводы Заказчика, о том, что требуемая в ТЗ емкость-склад рекомендована для многолетнего хранения реагента, опровергается фактическими материалами дела, а именно – в соответствии с проектом договора, срок исполнения договора на поставку – 1 год, кроме того, согласно п. 3.1 проекта договора, товар поставляется отдельными партиями по Заявкам Покупателя в течение срока заключения договора.

Следует также отметить, что, согласно пояснениям Заказчика, в настоящее время у Заказчика имеется действующий договор на поставку реагентов, который был заключен по результатам торговой процедуры (номер извещения в ЕИС 32009413443) и возвратная емкость-склад, полученная по данному договору, находится на территории Заказчика.

Указанное выше свидетельствует о наличии преимущества при участии в закупке у хозяйствующего субъекта, емкость-склад которого по предыдущему договору уже находится на территории Заказчика.

На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «Авиафлюид Рус» Комиссией Калужского УФАС России признаются обоснованными, в действиях Заказчика - АО «Международный аэропорт «Калуга» признаются нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

  По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «Авиафлюид Рус», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

  

  1. Жалобу ООО «Авиафлюид Рус» признать обоснованной.
  2. Признать в действиях Заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга»,при проведении аукционав электронной форме (извещение №32211529154), предметом которого является поставка жидкого и гранулированного антигололедного реагентов, нарушениепункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
  3. Выдать Заказчику, комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.
  4. Выдать Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» предписание обеспечить возможность Заказчику, комиссии заказчика – АО «Международный аэропорт «Калуга» отменить протоколы, внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель Комиссии

 

 _____________ М.А. Чуриков

 Члены Комиссии:

 _____________ А.А. Магер

 

_____________ Ю.П. Умнова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны