Решение б/н Решение по жалобе ООО «Феррум» от 15 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России

 

г. Калуга                                                                                                           «15» декабря 2017года                                                                                          

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «12» декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено «15» декабря 2017 года.

 

 Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:

 

/…./

/…./

/…./

/…./

/…./

/…./

 

 

в присутствии: представителей заказчика – ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России /…./ (доверенность, паспорт <...> /…./ (доверенность, паспорт <...> /…./ (доверенность, паспорт <...> представителя ООО «Феррум» - /…./ (доверенность, паспорт),

рассмотрев жалобу №293-03з/2017 ООО «Феррум» по существу, установила:

 

   

06.12.2017г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Феррум» на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России при проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0373100068217000976), предметом которого является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса.

ООО «Феррум» полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ) в части неправомерного установления Заказчиком требований к ГОСТам, которые утратили силу, а также к ГОСТу, который отсутствует в базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, установления Заказчиком требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, установления Заказчиком требований к значениям характеристик используемых при выполнении работ товаров, которые противоречат значениям, указанным в ГОСТах, установления Заказчиком излишне детализированных требований к расходным материалам и компонентам товара, а также в размещении Заказчиком «Приложение № 1 к Техническому заданию» отдельным файлом в формате PDF.

Заказчиком - ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО «Феррум», в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. 21.11.2017г. в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение №0373100068217000976 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса(далее – Аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 35 790 475 ,00 рублей.

          Заказчиком по указанному аукциону выступало ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России.

Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона – 07.12.2017 09:00.

2. Согласно доводам жалобы ООО «Феррум», в п. 2, 5, 84  Приложения №1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к ГОСТам, которые утратили силу, а в пункте 124 Приложения №1 к Техническому заданию установлено требование к ГОСТу, который отсутствует в базе данных Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами:  использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 2 Приложения №1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товару «Бачки смывные», в соответствии с ГОСТ 21485-94 Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия. Дата введения в действие 01.07.1995.

Согласно Извещению о проведении электронного аукциона №0373100068217000976, объектом рассматриваемой закупки является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса.

В соответствии с описанием объекта закупки материалы (товары) и оборудование, используемые при выполнении ремонтных работ, их качество и комплектация должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов (ГОСТ), технических условий (ТУ), требованиям иных нормативных документов, а также требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила, что согласно официальным данным «Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» документ ГОСТ 21485-94 «Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия» заменен на ГОСТ 21485-2016.Сведения о регистрации 1922-ст от 02.12.2016.

Также, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что согласно данными справочной правовой системы КонсультантПлюс ГОСТ 21485-94 «Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия», соответствие которому требуется по позиции 2 Приложения № 1 к Техническому заданию, утратил силу с 1 июля 2017 года, в связи с изданием Приказа Росстандарта от 02.12.2016 №1922-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 21485-2016.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заказчика, что

указанный Заказчиком в п.2 «Бачки смывные» Приложения № 1к Техническому заданию ГОСТ21485-94 «Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия» утратил силу с 1 июля 2017 года.

Аналогичные нарушения в действиях Заказчика усматриваются в пунктах 5 «Блоки дверные металлические» и 84 «Блоки дверные».

В пункте 124 Приложения №1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товару «Сифон пластмассовый бутылочный унифицированный с выпуском», в соответствии с ГОСТ 23189-94 Арматура санитарно - техническая водосливная Дата введения 01.01.1996.

Таким образом, требования Заказчика, установленные к товару «Сифон пластмассовый бутылочный унифицированный с выпуском», должны соответствовать требованиям ГОСТ 23189-94 Арматура санитарно - техническая водосливная Дата введения 01.01.1996.

Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России, отмечает, что согласно официальным данным «Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» сведения о ГОСТе с номером 23189-94 отсутствуют. Вместо данного ГОСТа имеется ГОСТ с номером 23189-78 «Алюминий первичный. Спектральный метод определения мышьяка и свинца».

Таким образом, наименованию ГОСТа «Арматура санитарно - техническая водосливная Дата введения 01.01.1996», которому, в соответствии с требованиями Заказчика по пункту 124 Приложения №1 к Техническому заданию должен соответствовать «Сифон пластмассовый бутылочный унифицированный с выпуском», соответствует ГОСТ с номером 23289-94.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком при формировании Технического задания, были допущены технические ошибки в части неверного указания ГОСТов.

Данный довод жалобы признается обоснованным.

3. Согласно доводам жалобы ООО «Феррум», Заказчик по нижеперечисленным позициям устанавливает требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Данные требования вводят потенциальных участников закупки в заблуждение и препятствуют корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе и предоставлению достоверных сведений по товарам:

Пункт 5 Приложения № 1 к Техническому заданию - Блоки дверные металлические. Наименование показателя - Предел водонепроницаемости.

Пункт 9 Приложения № 1 к Техническому заданию - Бруски хвойных пород обрезные. Наименование показателя - Объем 1 м. бруска.

Пункт 9 Приложения № 1 к Техническому заданию - Бруски хвойных пород обрезные. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 9 Приложения № 1 к Техническому заданию - Бруски хвойных пород обрезные. Наименование показателя - Объем 1 м. бруска.

Пункт 29 Приложения № 1 к Техническому заданию - Гипсовые вяжущие. Наименование показателя - Срок схватывания: конец.

Пункт 31 Приложения № 1 к Техническому заданию - Арматурная сталь. Наименование показателя - Площадь поперечного сечения.

Пункт 31 Приложения № 1 к Техническому заданию - Арматурная сталь. Наименование показателя - Масса 1 метра изделия.

Пункт 32 Приложения № 1 к Техническому заданию - Гравий керамзитовый. Наименование показателя - Полные остатки на ситах, при диаметре отверстий контрольных сит «D».

Пункт 32 Приложения № 1 к Техническому заданию - Гравий керамзитовый. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 32 Приложения  № 1           к Техническому заданию - Гравий керамзитовый. Наименование показателя - Удельная эффективная активность естественных радионуклидов.

Пункт 32 Приложения  № 1           к Техническому заданию – Гравий керамзитовый. Наименование показателя - Содержание в гравии расколотых зерен.

Пункт 41 Приложения № 1 к Техническому заданию - Доски необрезные хвойных пород. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 42 Приложения № 1 к Техническому заданию - Доски необрезные хвойных пород. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 42 Приложения № 1 к Техническому заданию - Доски необрезные хвойных пород. Наименование показателя - Объем 1 м. доски.

Пункт 43 Приложения № 1            к Техническому заданию – Доски антисептированные обрезные хвойных пород. Наименование показателя - Объем 1 м. доски.

Пункт 43 Приложения № 1            к Техническому заданию - Доски антисептированные обрезные хвойных пород. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 44 Приложения № 1            к Техническому заданию - Доски антисептированные обрезные хвойных пород. Наименование показателя - Объем 1 м. доски.

Пункт 44 Приложения № 1 к Техническому заданию - Доски антисептироваиные обрезные хвойных пород. Наименование показателя - Влажность.

Пункт 60 Приложения № 1 к Техническому заданию - Кирпич керамический, Наименование показателя - Удельная эффективная активность естественных радионуклидов.

Пункт 83 Приложения № 1 к Техническому заданию - Смеси бетонные. Наименование показателя - Удельная эффективная активность естественных радионуклидов.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об обоснованности вышеуказанных доводов жалобы ООО «Феррум».

Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных значений используемых в выполнении работ товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения (при их наличии) становиться известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в технической документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений, в том числе для определения химического состава товара и его компонентов, а также измерения отклонений размеров товаров, проводить испытания образцов изделий (например, испытания на прочность при растяжении, гибкость, деформация и т.д.).

 Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные сведения по показателям, установленным в Требованиях имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанные материалы с результатами испытаний по требуемым физическим показателям.

Предметом закупки является выполнение работ, а не поставка товара. Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований к химическому составу материалов, предельным отклонениям размеров, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ описание в документации о закупке объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.

В описание объекта закупки не должны включаться требованияк товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объектазакупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемую марку материала, класс, сорт, и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость «переписывания» в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких материалов без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).

По смыслу статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:

«При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».

Указанная позиция также подтверждается судебной практикой: Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу №А53-7248/2017, Постановлениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делуА56-60604/2015, Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу №АКПИ16-1287.

 Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, и т.д. участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.

Кроме того, из требований, установленных в Техническом задании документации рассматриваемого аукциона и подлежащих указанию в первой части заявки следует, что представить достоверные сведения в отношении товаров, указанных в Приложении №1 к Техническому заданию, могут только участники, имеющие в наличии указанный товар с документами, подтверждающими проведение испытаний на каждую партию товара и с указанием результатов этих испытаний.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком при утверждении и размещении аукционной документации части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

4. Согласно доводам жалобы ООО «Феррум», Заказчиком в пункте 206 Приложения №1 к Техническому заданию - Трубка полихлорвиниловая (в соответствии ГОСТ 19034 – 82), установлены требования к характеристикам, которые не могут изменятся, а именно: номинальная толщина стенки - 0,6 мм; исполнение - I. В тоже время установлены требования к характеристикам, которые имеют варианты значений, а именно: стенки трубок - обычные или утолщенные. Выбор участником варианта стенки трубок - утолщенные, будет противоречить ГОСТ 19034 - 82

По мнению заявителя, данные требования вводят потенциальных участников закупки в заблуждение и препятствуют корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе и предоставлению достоверных сведений по товарам.

В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В пункте 206 Приложения №1 к Техническому заданию Заказчиком установлены требования к товару «Трубка полихлорвиниловая», а именно:

206

Трубка полихлорвиниловая  (в соответствии с требованиями ГОСТ 19034-82. "Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия" Дата введения 01.01.1984

Исполнение

 

 

I

Стенки трубок

«обычные»

«утолщенные»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В пункте 1.3 ГОСТ 19034-82 "Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия" установлено, что в зависимости от толщины стенки трубки выпускают I и II исполнения. Трубки II исполнения имеют утолщенную стенку.

Вместе с тем, Заказчику по позиции 206 Приложения №1 к Техническому заданию требуются трубки исполнения I. Таким образом, стенки трубок исполнения I не могут быть утолщенными, в соответствии с требованиями ГОСТ 19034-82. Следовательно, Заказчик в Приложении №1 к Техническому задания по пункту 206 установил требование противоречащее требованиям ГОСТ 19034-82 "Трубки из поливинилхлоридного пластиката. Технические условия".

На основании вышеизложенного, данный довод жалобы признается обоснованным.

5. Согласно доводам жалобы ООО «Феррум», Заказчик устанавливает излишне детализированные требования к расходным материалам и компонентам товара, не являющимися предметом закупки (пункты 7-9, 12, 13, 32, 83, 127, 128, 147, 148, 149, 154 Приложения № I к Техническому заданию), что, по мнению Заявителя нарушает требования положения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Доводы, изложенные в жалобе ООО «Феррум» в ходе рассмотрения жалобы заявителем жалобы не подтверждены, документов о том, что Заказчиком устанавлены излишне детализированные требования к расходным материалам и компонентам товара, не являющимися предметом закупки по пунктам 7-9, 12, 13, 32, 83, 127, 128, 147, 148, 149, 154 Приложения № I к Техническому заданию на рассмотрение жалобы заявителем жалобы не представлено.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы ООО «Феррум».

6. Согласно доводам жалобы ООО «Феррум», Заказчик устанавливает требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, предоставляя участникам форму для заполнения «Приложение № 1 к Техническому заданию» отдельным файлом. Данный файл предоставлен Заказчиком в не редактируемом стандартными средствами формате PDF. По мнению Заявителя, предоставление сведений данным образом, влечет за собой ограничение количества участников закупки.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В документации об электронном аукционе Заказчиком установлено, что Приложение №1 к Техническому заданию «Требования к значениям показателей (характеристик) товара или эквивалентности товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика» размещено отдельным файлом и является неотъемлемой частью документации об аукционе.

 На официальном сайте Единой информационной системы Заказчиком одним файлом размещены Требования к материалам (Приложение №1 к Техническому заданию) в формате PDF.

Согласно пояснениям представителя Заказчика, Заказчиком опубликованы документы в виде текста на сайте в формате, обеспечивающем возможность искать и копировать фрагменты текста средствами веб-обозревателя («гипертекстовый формат»), т.е. в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем поиск и копирование произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра.

Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание Заказчика на следующее.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

В соответствии с частью 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждено приказом Минэкономразвития РФ № 646, Казначейства России №21н от 14.12.2010 (далее – Положение).

Согласно пункту 7 и 8 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официального сайта программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик разместил на официальном сайте Приложение №1 к Техническому заданию, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в PDF-формате, но при этом не предоставил участникам закупки технической возможности скопировать сведения, установленные в Приложении №1 к Техническому заданию, в том виде, в котором они размещены Заказчиком на Официальном сайте. Потенциальным участникам аукциона, для того чтобы корректно и достоверно заполнить заявку на участие в аукционе, придется конвертировать данный файл в редактируемый формат сторонними программами. Между тем, в силу статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Таким образом, участники закупки не обязаны использовать дополнительные программы, чтобы сначала конвертировать файлы, размещаемые Заказчиком, а потом заполнить заявку на участие в аукционе.  Данные действия Заказчика нарушают требования частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме того, Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что вышеуказанным Заказчиком в 2017 году были объявлены закупки различными способами, на различные суммы: как закупки путем проведения электронного аукциона, конкурса, так и путем запроса котировок. При этом многие документации размещены заказчиком в формате «doc», что позволяет просматривать, выводить на печать, выделять и копировать как весь документ, так и его фрагменты.

На основании вышеизложенного, данный довод Заявителя признается обоснованным.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России при утверждении аукционной документации (извещение на сайте ЕИС №0373100068217000976) части 1,2 статьи 8, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В связи с допущенными существенными нарушениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости внесения изменений в документацию аукциона, путем приведения ее в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:

 

1. Признать жалобу ООО «Феррум» частично обоснованной.

2. Признать действия заказчика – ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России при утверждении аукционной документации №0373100068217000976, предметом которой является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса, нарушающими требования части 1, 2 статьи 8, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Выдать заказчику – ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения вышеуказанного аукциона.

4. Выдать заказчику – ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России предписание о внесении изменений в документацию аукциона в электронной форме №0373100068217000976, предметом которого является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса.

5. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить заказчику, комиссии заказчика возможность отмены протоколов, составленных в ходе проведения аукциона в электронной форме №0373100068217000976.

6. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить заказчику возможность внесения изменений в документацию аукциона в электронной форме №0373100068217000976, предметом которого является капитальный ремонт помещений 5-го этажа клинико-диагностического корпуса.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

___________________

/…./

Члены комиссии:

___________________

/…./

 

___________________

/…./

Связанные организации

Связанные организации не указаны