Решение б/н Решение от 12 августа 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«09» августа 2022 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
<...> | |
при участии посредством ВКС до отложения рассмотрения жалобы: представителя организатора торгов – ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» <...> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО «АКС» <...> (паспорт, доверенность),
при участии посредством ВКС после отложения рассмотрения жалобы: представителя организатора торгов – ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» <...> (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО «АКС» <...> (паспорт, доверенность),
рассмотрев жалобу №040/07/3-634/2022 ООО «АКС» на действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, предметом которого является поставка полиэтиленовой и гофрированной трубы (извещение № 32211537072),
УСТАНОВИЛА:
26.07.2022г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «АКС» на действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» при проведении конкурса в электронной форме, предметом которого является поставка полиэтиленовой и гофрированной трубы (извещение № 32211537072).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в части описания предмета закупки.
Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
03.08.2022г. рассмотрение жалобы откладывалось на 09.08.2022г.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке товаров, работ, услуг ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее – Положение) утверждено Приказом ГП «Калугаоблводоканал» №171 от 06.06.2022г.
08.07.2022г. (с последующими изменениями от 12.07.2022г.) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме №32211537072 (далее – Конкурс).
Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 57 090 004,00 рублей.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
3. Согласно доводу жалобы заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ в части описания предмета закупки.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗЦелями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.
Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:
1) требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Пунктом 2 Приложения № 3 Спецификации установлено следующее:
№ п/п |
ОКПД2 |
Наименование товара |
Функциональные, технические, качественные характеристики товара |
Ед.измер. |
Кол-во |
Страна происхождения товара |
2 |
22.21.21.123 |
Труба полимерная со структурированной стенкой с защитной оболочкой OD1200 SN16 |
Трубы со структурированной стенкой с наружной защитной оболочкой из композиций на основе полиолефинов, изготовленные методом экструзии, имеющие гладкую внутреннюю, профилированную наружную поверхность в виде гофра, и гладкое защитное покрытие поверх гофра. Раструб литой приварной. Соответствуют ГОСТ Р 54475-2011 На внутренней и наружной поверхностях труб не допускаются пузыри, трещины, раковины, посторонние включения, видимые без применения увеличительных приборов. Торцы труб должны быть отрезаны в середине впадины гофра. Диаметр: DN/OD1200 |
м |
18 |
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что качественная характеристика «Трубы со структурированной стенкой с наружной защитной оболочкой из композиций на основе полиолефинов» не содержится в установленном заказчиком ГОСТ Р 54475-2011.
Кроме того, конкурсная документация не содержит в себе обоснования необходимости приобретения товара с вышеуказанным показателем.
Также, доводы заказчика о соответствии требованиям Спецификации трубы полимерной со структурированной стенкой с защитной оболочкой производства «POLYCORR», опровергаются представленным заказчиком в материалы дела сертификатом соответствия №04ИДЮ11.RU.С00309 (№1100420) «Трубы из полипропилена безнапорные гофрированные с двухслойной стенкой торговой марки «POLYCORR» для сетей наружной канализации», в соответствии с которым указан номинальный диаметр трубы торговой марки «POLYCORR» 140мм – 1000мм, что не соответствует требования Спецификации по диаметру трубы – 1200мм.
Как разъяснено Верховным Судом РФ в пункте 10 Обзора судебной практики но вопросам, связанным с применением Федерального закона от 17.07.2011 № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 года, включение в документацию о закупке указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования, приводит к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влечет сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.
На основании вышеизложенного, доводы жалобы ООО «АКС» Комиссией Калужского УФАС России признаются обоснованными, в действиях Заказчика - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» признаются нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «АКС», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «АКС» признать обоснованной.
2. Признать в действия организатора торгов - ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
3. Выдать организатору торгов, комиссии организатора торгов ГП Калужской области «Калугаоблводоканал» предписание путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения конкурса, внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок с учетом решения Калужского УФАС России.
4. Оператору электронной площадки - АО «Сбербанк - АСТ» обеспечить возможность организатору торгов, комиссии организатора торгов отменить все протоколы, внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.