Решение б/н Решение по жалобе РЭОФ "Гражданин" от 23 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1
 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России

 

г. Калуга                                                                                                    «22» января 2019 года                                                                                          

 

 

                   Резолютивная часть решения оглашена «18» января 2019 года.

                   В полном объеме решение изготовлено «22» января 2019 года.

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:

 

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

 

 

в присутствии до объявленного перерыва: представителей заказчика – МБУ «СМЭУ» /…/ (паспорт <...> доверенность), /…/ (паспорт <...> доверенность), представителя уполномоченного органа – Управления экономики и имущественных отношений города Калуги /…/ (паспорт <...> доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя заявителя – РЭОФ «Гражданин»,

в присутствии после объявленного перерыва: представителей заказчика – МБУ «СМЭУ» /…/ (паспорт <...> доверенность), /…/ (паспорт <...> доверенность), представителя уполномоченного органа – Управления экономики и имущественных отношений города Калуги /…/ (паспорт <...> доверенность), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о перерыве в рассмотрении жалобы представителя заявителя – РЭОФ «Гражданин»,

рассмотрев жалобу №3-03з/2019 РЭОФ «Гражданин» по существу, установила:

 

   

14.01.2019г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба РЭОФ «Гражданин» на положения аукционной документации заказчика – МБУ «СМЭУ» при проведении электронного аукциона (номер извещения на официальном сайте 0137300043318001313), предметом которого является поставка противогололедного реагента.

РЭОФ «Гражданин» полагает, что аукционная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Заказчиком, уполномоченным органом представлены пояснения по существу доводов жалобы РЭОФ «Гражданин», в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. 29.12.2018г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение № 0137300043318001313), предметом которого является поставка противогололедного реагента.

Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляет 2 480 000 ,00  рублей.

          Срок окончания приема заявок на участие в Аукционе согласно извещению о проведении электронного Аукциона – 14.01.2019 10:00.

2. Согласно доводам жалобы РЭОФ «Гражданин», если предметом закупки является поставка противогололедных реагентов, то Заказчик должен в аукционной документации установить требование о предоставлении во второй части заявки действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на предлагаемый к поставке противогололедный реагент.

В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» любая хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы федерального уровня проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие воздействии на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Закон об экологической экспертизе), экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Согласно пункту 5 статьи 11 Закона об экологической экспертизе проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня.

В соответствии с пунктом 8 статьи 11 Закона об экологической экспертизе процедуре государственной экологический экспертизы подлежат также объекты, указанные в данной статье, в случае внесения изменений в документацию, ранее получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня, а также в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня либо в случае истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Соответственно, для применения противогололедных реагентов в соответствии с действующим законодательством требуется получение положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию противогололедного материала.

Таким образом, в случае, если объектом закупки является поставка противогололедных реагентов, то заказчик обязан установить требование о предоставлении в составе второй части заявки положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию противогололедного материала.

Данная позиция подтверждается письмами Минприроды России от 26.01.2018 №05-12-42/5441, ФАС России от 23.07.2018г. №АК/57142/18, Постановлением 9 арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018г. по делу А40-245886/17.

МБУ «СМЭУ» не истребовало в составе второй части заявки положительное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию противогололедного материала, что в данном случае является обязательным.

Следовательно, требования к составу второй части (пункт 11 части 2 Информационной части заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации) не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - МБУ «СМЭУ» при утверждении аукционной документации №0137300043318001313 пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

В связи с допущенными Заказчиком существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ при утверждении аукционной документации, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в документацию рассматриваемого электронного аукциона.

2.1. На доводы заказчика о том, что РЭОФ «Гражданин» не является организацией, осуществляющей общественный контроль в сфере закупок, в связи, с чем не наделен правом обжалования положений документации электронного аукциона, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика на нижеследующие обстоятельства.

На основании части 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Таким образом, законодателем установлены следующие условия для обращения лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика:

- правосубъектность заявителя жалобы, то есть заявитель должен быть участником закупки, осуществляющим общественный контроль общественным объединением, объединением юридических лиц.

Главой 6 Закона о контрактной системе регламентирована процедура подачи жалоб в рамках Закона о контрактной системе. В частности, частью 4 статьи 105 Закона № 44-ФЗ установлено, что жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.

Из вышеизложенного также следует, что общие положения Закона № 44-ФЗ не связывают возникновение у лица статуса участника закупки, осуществляющего общественный контроль общественного объединения, объединения юридических лиц с наличием аккредитации на электронной площадке, в саморегулируемой организации, наличию опыта работы.

Частью 7 статьи 105 Закона №44-ФЗ предусмотрено, что участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.

Частью 11 статьи 105 ФЗ «О контрактной системе» установлены случаи когда жалоба подлежит возврату подавшему ее лицу без рассмотрения:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Как видно в данной норме отсутствует такое основание для возвращения жалобы как несоответствие подателя жалобы требованиям, установленным в документации.

При поступлении жалобы РЭОФ «Гражданин» Калужское УФАС России установило, что жалоба Общества соответствует требованиям частей 8,9 статьи 105 Закона № 44-ФЗ, подписана уполномоченным лицом и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 названного закона, предусмотренных частью 11 статьи 105 Закона № 44-ФЗ оснований для ее возвращения у Управления не имелось, на основании чего жалоба РЭОФ «Гражданин» правомерно принята к рассмотрению, вывод заказчика об отсутствии полномочий у Общества на подачу жалобы является несостоятельным.

Проведение проверки наличия у подателя жалобы специальной правоспособности статьей 106 ФЗ «О контрактной системе» также не предусмотрено.

Калужское УФАС России также отмечает тот факт, что вопрос правомерности принятия Калужским УФАС России жалоб от участников закупки в части отсутствия у таких участников нарушенных прав и законных интересов и по форме подачи жалоб рассматривался Арбитражным судом Калужской области по делам А23-4110/2017, А23-1854/2018 и нашел свое отражение в соответствующих вступивших в законную силу решениях Арбитражного суда Калужской области.

С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:

 

1. Признать жалобу РЭОФ «Гражданин» обоснованной.

2. Признать действия заказчика – МБУ «СМЭУ» при утверждении аукционной документации электронного аукциона № 0137300043318001313, предметом которого является поставка противогололедного реагента, нарушающими требования пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

3. Предписание комиссии уполномоченного органа – Управления экономики и имущественных отношений города Калуги предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона №0137300043318001313 не выдавать в связи с выдачей предписание по жалобе №2-03з/2019 ООО «Экспресс-Трейдинг».

4. Выдать заказчику – МБУ «СМЭУ» предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ путем внесения изменений в документацию электронного аукциона №0137300043318001313.

5. Оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность заказчику - МБУ «СМЭУ», внести изменения в аукционную документацию.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

/…/

Связанные организации

Связанные организации не указаны