Решение б/н решение от 12 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«12» сентября 2022г. г. Калуга

Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2022г.

Полный текст решения изготовлен 12 сентября 2022г.

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/,

рассмотрев дело №040/01/10-603/2022 по признакам нарушения ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии на заседании представителя ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» /…/ (доверенность от 02.08.2022)

УСТАНОВИЛА:

В адрес Калужского УФАС России поступили заявления ООО «Поток» (вх. №2241э от 15.04.2022) и ИП Ц.Н.В. (вх. №4007э от 25.05.2022) в отношении действий ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» (далее также ООО «ФВК Север») по увеличению стоимости услуг хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля.

Исходя из поступивших материалов заявления ООО «Поток», следует, что 03.11.2021 между ООО «Поток» и ООО «100 Экспресс» был заключен договор №2111/53С на оказание услуг по организации международных перевозок и транспортно-экспедиционных услуг, в том числе на оказание погрузочно-разгрузочных и складских услуг (п.1.2.3 договора). Согласно п.1.4 указанного договора для выполнения своих обязательств ООО «100 Экспресс» имеет право привлекать третьих лиц, имеющих соответствующие лицензии, разрешения, свидетельства на осуществление такого рода деятельности, при этом оплата стоимости услуг ООО «100 Экспресс» производится ООО «Поток» (п.3.2 договора).

Исходя из условий договора №2111/53С от 03.11.2021, ООО «100 Экспресс» заключило с ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» договор №2021/1023 СВХ от 15.12.2021 на оказание услуг склада временного хранения.

В апреле 2022г. в адрес ООО «Поток» была направлена копия дополнительного соглашения №2 от 24.03.2022 к договору №2021/1023 СВХ от 15.12.2021 между ООО «100 Экспресс» и ООО «ФВК Север», согласно которого ООО «ФВК Север» существенно увеличило стоимость услуг сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля.

С учетом того обстоятельства, что услуги по хранению контейнеров в рамках заключенного договора с ООО «100 Экспресс» оплачивает ООО «Поток», последнее полагало, что данное увеличение стоимости услуг является необоснованным, что послужило поводом для обращения с заявлением в адрес Калужского УФАС России.

Исходя из заявления ИП Ц.Н.В., поступившего в адрес Калужского УФАС России из Калужской таможни, следует, что 22.08.2021 между ИП Ц.Н.В. и ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» был заключен договор №2021/825/1 СВХ на оказание услуг склада временного хранения.

04.05.2022 ООО «ФВК Север» выставило ИП Ц.Н.В. счет на оплату №2794 от 05.05.2022, согласно которого услуги по хранению транспортного средства на открытой площадке склада временного хранения в рамках договора №2021/825/1 СВХ от 22.08.2021 были рассчитаны по измененной, завышенной по мнению ИП Ц.Н.В. цене, что явилось основанием для обращения с заявлением.

Согласно прейскуранта на услуги ООО «ФВК Север» с 01.01.2022г. хранение первых двух суток транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения является бесплатным. Плата за услуги сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля за 3-4-е сутки была установлена в размере 3 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут., за 5-е сутки и далее – 5 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут.

С 28.03.2022 стоимость вышеуказанных услуг ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» была изменена, начиная с 3-их суток, и составила за 3-4-е сутки – 5 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут., 5-6-е сутки – 10 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут., 7-е сутки и далее – 50 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут. Таким образом, с 28.03.2022 ООО «ФВК Север» была введена дополнительная тарифная ставка на хранение, начиная с 7-х суток и далее.

Исходя из пояснений ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» (письма №2-05/429 от 06.06.2022, №2-05/469 от 09.06.2022, №2-05/473 от 09.06.2022, №2-05/497 от 24.06.2022), следует, что увеличение стоимости сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения с 28.03.2022 явилось следствием тенденции со стороны клиентов по значительному увеличению сроков сверхнормативного хранения контейнеров на складе временного хранения ООО «ФВК Север» и непринятию мер со стороны клиентов для производства процедуры таможенного оформления товаров.

С 16.05.2022г. тарифная ставка на хранение, начиная с 7-х суток и далее, в размере 50 000руб. за 1 тр.ср-во/сут. была отменена ООО «ФВК Север».

Вместе с тем, за услуги сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения в период с 28.03.2022г. по 15.05.2022г. в размере 50 000руб. за 1 тр.ср-во/сут. ООО «ФВК Север» были выставлены счета 196 контрагентам.

Согласно представленного расчета ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» выручка за хранение транспортного средства (контейнера) на открытой площадке склада временного хранения составляет 3 178руб., прямые затраты – 543руб., общепроизводственные и общехозяйственные расходы – 782руб., прочие расходы – 1 605руб., прибыль – 248руб. (письмо №2-05/497 от 24.06.2022).

За период с 28.03.2022 по 15.05.2022 стоимость услуги сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля, начиная с 7-х суток и далее, была установлена в размере 50 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут. и выставлялась к оплате контрагентам ООО «ФВК Север».

Установление такой стоимости ООО «ФВК Север» многократно превышало расходы и прибыль Общества, необходимые для производства и реализации такого товара – оказания услуг сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1).

Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела №040/01/10-603/2022 по признакам нарушения ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного увеличения стоимости услуг сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля.

В соответствии с требованиями части 7 статьи 44 ФЗ «О защите конкуренции» при рассмотрении заявления, материалов, указывающих на наличие признаков нарушения статьи 10 настоящего Федерального закона, антимонопольный орган устанавливает наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта, в отношении которого поданы эти заявление, материалы.

Калужским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг, оказываемых владельцами складов временного хранения на территории Калужской области за 2019-2020гг.

По результатам данного анализа было установлено, что ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на указанном рынке с долями 84,47% в 2019г. и 83,25% в 2020г.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» по увеличению в период с 28.03.2022 по 15.05.2022 стоимости услуг сверхнормативного хранения транспортных средств (контейнеров) на открытой площадке склада временного хранения и в зоне таможенного контроля могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Рассмотрев представленные в материалы дела №040/01/10-603/2022 документы и сведения, Комиссией Калужского УФАС России установлено следующее.

Согласно положениям, определенным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Так, из представленных ООО «ФВК Север» документов и сведений следует, что максимальная вместимость открытой площадки склада временного хранения данной организации составляет 2792 контейнера.

В соответствии с графиком динамики загруженности зоны таможенного контроля и вывоза контейнеров, начиная с 10 недели 2022 года начался резкий рост количества контейнеров, находящихся в зоне таможенного контроля, с одновременным снижением их вывоза с терминала. При этом, на 13 неделе (с 28.03.2022 по 03.04.2022) открытая площадка склада временного хранения ООО «ФВК Север» была заполнена на 100 процентов.

Данные обстоятельства привели к тому, что часть контейнеров, прибывающих на железнодорожную станцию Ворсино, не могла быть своевременно размещена на площадке склада временного хранения ООО «ФВК Север» ввиду ее занятости, оставаясь на железнодорожных путях ОАО «РЖД».

Сложившаяся ситуация послужила поводом для введения ООО «ФВК Север» повышенного тарифа на сверхнормативное хранение контейнеров в размере 50 000 руб. за 1 тр.ср-во/сут., после введения которого вывоз контейнеров увеличился, что на 20 неделе (с 16.05.2022 по 22.05.2022) вернуло заполняемость зоны таможенного контроля к нормальным объемам и позволило ООО «ФВК Север» отменить повышенный тариф за сверхнормативное хранение.

Таким образом, повышение тарифа за сверхнормативное хранение в период с 28.03.2022 по 15.05.2022 явилось со стороны ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» вынужденной мерой, направленной не на извлечение повышенной прибыли, а на сохранение баланса интересов всех участников правоотношений.

Указанное свидетельствует, что рассматриваемые Комиссией действия совершались ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» не в связи с его доминированием на рынке, в связи с чем не могут быть признаны злоупотреблением таким положением.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, что согласно пункту 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

РЕШИЛА:

Рассмотрение дела №040/01/10-603/2022 в отношении ООО «Фрейт Вилладж Калуга Север» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны