Решение б/н Решение от 26 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«21» апреля 2021 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
<...> | |
при участии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителя организатора торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» <...> (паспорт, доверенность), в отсутствии надлежащим образ уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы представителя заявителя – ООО «Наука»,
при участии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителя организатора торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» <...> (паспорт, доверенность), заявителя – ООО «Наука» <...> (паспорт, доверенность),
рассмотрев жалобу № 040/07/3-334/2021 ООО «Наука» на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» (федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование») (извещение №32110131275),
УСТАНОВИЛА:
12.04.2021г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Наука» на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка цифровых лабораторий для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» (федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование») (извещение №32110131275).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Организатором торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» (далее – Положение) размещено в ЕИС в версии 14 от 26.02.2021г.
29.03.2021г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110131275 (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 38 401 620,80 рублей.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, организатором торгов неправомерно включены в один лот товары из разных областей и по разным предметам, что приводит к ограничению конкуренции.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично- правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В связи с чем, ГАОУ ДПО «КГИРО» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках и принятым Положением о закупках.
Закупка цифровых лабораторий осуществляется в рамках реализации регионального проекта «Современная школа» (федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование»).
Первоначальным источником средств закупки являются средства субсидии, предоставленной в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятия «Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах» рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 (далее Постановление №1642).
Данная субсидия предоставлена Правительству Калужской области Министерством просвещения Российской Федерации на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» «25» декабря 2020 г. № 073-09-2021-134 (далее - Соглашение № 073-09-2021-134).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» приведены в Приложении 5 Постановления №1642.
Согласно п. 1 приложения №5 Постановления №1642 настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность», входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее соответственно - расходные обязательства субъектов Российской Федерации, региональный проект, федеральный проект, субсидии).
В п.2 приложения №5 Постановления № 1642 указано, что субсидии предоставляются в целях достижения следующих результатов использования субсидии, значения которых устанавливаются в соглашениях о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключаемых в соответствии с пунктом 16 приложения №5:
«а) приобретение оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в целях создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах».
Распоряжением Минпросвещения России от 12.01.2021 № Р-6 утверждены методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей (далее - Центры «Точка роста») при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (далее - Методические рекомендации).
Согласно п. 1 Методических рекомендаций Целями создания Центров «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология». Центры «Точка роста» обеспечивают повышение охвата обучающихся общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и малых городах, программами основного общего и дополнительного образования естественнонаучной и технологической направленностей с использованием современного оборудования.
Согласно п. 3 Методических рекомендаций Создание Центров «Точка роста» предполагает комплекс условий по оснащению образовательных организаций оборудованием, расходными материалами, средствами обучения и воспитания для достижения образовательных результатов по предметным областям «Естественнонаучные предметы», «Естественные науки», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание», «Технология», образовательных программ общего образования естественно-научной и технологической направленностей, при реализации курсов внеурочной деятельности и дополнительных общеразвивающих программ естественнонаучной и технической направленностей.
Перечень направленностей реализуемых на базе Центров «Точка роста» образовательных программ может быть расширен в зависимости от имеющихся у общеобразовательных организаций условий, а также потребностей участников образовательных отношений.
Создание центра «Точка роста» предполагает развитие образовательной инфраструктуры общеобразовательной организации, в том числе оснащение общеобразовательной организации:
- оборудованием, средствами обучения и воспитания для изучения (в том числе экспериментального) предметов, курсов, дисциплин (модулей) естественно-научной направленности и технологической направленностей при реализации основных общеобразовательных программ и дополнительных общеобразовательных программ, в том числе для расширения содержания учебных предметов «Физика», «Химия», «Биология».
Приложением №6 к Методическим рекомендациям установлены требования к комплектованию оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, утвержден перечень соответствующего оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций в целях создания «Точек роста».
Также в п.3 Методических рекомендаций указано, что в рамках оснащения общеобразовательных организаций субъект Российской Федерации вправе выбрать стандартный или профильный комплект оборудования, представленный в примерном перечне оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для оснащения Центров «Точка роста» (Приложение № 6 к Методическим рекомендациям).
Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижение образовательных результатов обучающимися по программам естественно-научной и технологической направленностей, возможность углубленного изучения отдельных предметов, в том числе для формирования изобретательского, креативного, критического мышления, развития функциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественно-научной и математической.
Представитель организатора торгов пояснил, что все позиции закупки входят в один комплект профильного оборудования по естественно-научной направленности. Всеми позициями закупки будет в последующем оснащаться каждое образовательное учреждение, являющее «Точкой роста».
Таким образом, позиции данного оборудования (закупаются исключительно цифровые лаборатории по естественно-научной направленности) технически и функционально взаимосвязаны между собой, оборудование подлежит совместному использованию для достижения целей закупки - создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной направленности «Точка роста».
Закупаемое оборудование необходимо для оснащения образовательных учреждений области соответствующим оборудованием, которое призвано функционировать в одном технологическом (учебном) процессе при реализации программ естественно-научной направленности.
Объект закупки формировался организатором торгов исходя из нормативного акта Правительства РФ (Постановление №1642), методических рекомендаций министерства просвещения РФ, что подтверждает функциональную связь закупаемого оборудования для целей реализации федерального проекта «Современная школа», а именно расширения возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной направленности, программ дополнительного образования естественно-научной направленности.
Таким образом, позиции оборудования, указанные в закупке, закупаются для одной общей цели, одного технологического (учебного) процесса - создание и обеспечение функционирования центров образования естественнонаучной направленности. Технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Техническом задании, аукционной документации, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) организатора торгов.
Приведенный перечень товаров необходимых организатору торгов также относится к одной группе товаров согласно кода ОКПД2 - 32.99.53.130 «Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные».
Организатором торгов был проанализирован рынок цифровых лабораторий и выявлено, что присутствуют поставщики цифровых лабораторий, которые могут поставить вместе цифровые лаборатории по биологии, цифровые лаборатории по химии, цифровые лаборатории по физике, цифровые лаборатории по физиологии, цифровые лаборатории по экологии, о чем свидетельствуют полученные коммерческие предложения поставщиков, что также свидетельствует о наличии возможности осуществить поставку по установленным требованиям на конкурентной основе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «Наука», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «Наука» признать необоснованной.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.