Решение б/н Решение от 13 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«13» апреля 2021 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:
<...> | |
при участии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителя организатора торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» Силаева С.В. (паспорт, доверенность), заявителя – ИП <...>(паспорт),
при участии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителя организатора торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» Силаева С.В. (паспорт, доверенность), заявителя – ИП Г<...> (паспорт),
рассмотрев жалобу № 040/07/3-301/2021ИП<...> на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка компьютерного оборудования в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование») (извещение №32110132013),
УСТАНОВИЛА:
02.04.2021г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ИП <...> на положения аукционной документации при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка компьютерного оборудования в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» (федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование»)(извещение №32110132013).
По мнению заявителя, вышеуказанный аукцион необходимо проводить в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Кроме того, организатором торгов в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019г. №878 и радиоэлектронная продукция, которая в Реестре отсутствует, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции.
Организатором торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Положение о закупках товаров, работ и услуг для нуждГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования» (далее – Положение) размещено в ЕИС в версии 14 от 26.02.2021г.
29.03.2021г.на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупокwww.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме №32110132013 (далее – Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 238 457 606,08 рублей.
2.Согласно доводам жалобы Заявителя, Аукцион необходимо проводить в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично- правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В связи с чем, ГАОУ ДПО «КГИРО» осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках и принятым Положением о закупках.
В силу пункта 3 части 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
При этом частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусмотрено, что при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1-3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.
Таким образом, условием осуществления автономным учреждением закупки в соответствии с Законом о контрактной системе является осуществление автономным учреждением закупки за счет средств бюджетов бюджетной системы, предоставленных автономному учреждению в соответствии с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.
Согласно пояснениям представителя ГАОУ ДПО «КГИРО» первоначальным источником средств закупки являются средства субсидии, предоставленной в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятий «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным,презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» и «Создание центров цифрового образования детей» в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» подпрограмм «Развитие дошкольного и общего образования» и «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017г. № 1642 (далее Постановление №1642).
Данная субсидия предоставлена Правительству Калужской области Министерством просвещения Российской Федерации на основании Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Калужской области на реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» от 25.12.2020 № 073-09-2021-018 (далее - Соглашение № 073-09-2021-018).
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» приведены в Приложении 5 Постановления №1642.
Согласно п. 1 приложения №5 Постановления №1642 Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Социальная активность», входящих в состав национального проекта «Образование», в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее соответственно - расходные обязательства субъектов Российской Федерации, региональный проект, федеральный проект, субсидии).
В п.2 приложения №5 Постановления №1642 указано, что субсидии предоставляются в целях достижения следующих результатов использования субсидии, значения которых устанавливаются в соглашениях о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, заключаемых в соответствии с пунктом 16 приложения №5:
«о) приобретение оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования».
В соответствии с п. 1.1. Соглашения № 073-09-2021-018 предметом настоящего Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 годах бюджету Калужской области субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятий «Государственная поддержка образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования» и «Создание центров цифрового образования детей» (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 02, целевая статья 02 2 Е4 52080, вид расходов 521 и код главного распорядителя средств федерального бюджета 073, раздел 07, подраздел 03, целевая статья 02 4 Е4 52190, вид расходов 521 в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» подпрограмм «Развитие дошкольного и общего образования» и «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики» государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.
В соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения», коду вида расходов 521 соответствует наименование расходов «Субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности».
Между Министерством образования и науки Калужской области и ГАОУ ДПО «КГИРО», заключено Соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на проведение мероприятий по приобретению оборудования в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году от 11.03.2021 № 20-2021-37734 (далее - Соглашение № 20-2021-37734).
В соответствии с п. 1.1. Соглашения № 20-2021-37734 Предметом настоящего Соглашения является предоставление из бюджета Калужской области в 2021 году Субсидии на проведение мероприятий по приобретению оборудования в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования в рамках реализации регионального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2021 году.
В соответствии с п. 2.2. Соглашения № 20-2021-37734 Субсидия предоставляется Учреждению в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета Калужской области по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК), по аналитическому коду Субсидии 21-52080-00000-00000, <...> - по коду БК 741 0705 16 2 Е4 52080 622. В соответствии с приложением 4 Приказа № 85н коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов: код 622«Субсидии автономным учреждениям на иные цели».
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что закупка не осуществляется за счет средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности, в связи с чем, положения части 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ к данной закупке не применяются.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России, с учетом имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей организатора торгов и Заявителя, приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя,организатором торгов в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019г. №878 и радиоэлектронная продукция, которая в Реестре отсутствует, что, по мнению Заявителя, приводит к ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Техническим заданием на поставку компьютерного оборудования установлен следующие требования к поставляемому товару:
№ п/п |
Наименование |
Кол-во, шт. |
1 |
МФУ (принтер, сканер, копир) |
152 |
2 |
Сервер |
152 |
3 |
Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением |
456 |
4 |
IP-камера (PTZ, с zoom-объективом) |
456 |
При проведении Аукциона организатором торгов установлен приоритет товара российского происхождения над товаром иностранного происхождения согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления № 925 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019г. №878 создан Единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее-Реестр).
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019г. №878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Согласно письму Минфина РФ от 25.03.2020г. №24-03-08/203237, в случае осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗПостановлением № 925 предусмотрены преференции в размере 30 процентов при закупке радиоэлектронной продукции, включенной в Реестр, утвержденный пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019г. №878.
Таким образом, преференции в размере 30 процентов могут быть предоставлены в случае, если вся продукция лота включена в Реестр российской радиоэлектронной продукции.
Согласно сведениям, размещенным в Реестре, в него включены сведения в отношении:
- позиции 2 «Сервер» (код ОКПД2 26.20.14.000),
- позиции 3 «Интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением» (код ОКПД2 26.20.13.000).
Вместе с тем, сведения в отношении товаров «МФУ» (позиция 1) и «IP-камера» (позиция 4) в Реестре отсутствуют.
Таким образом, организатором торгов в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр и не включенная в него, что исключает возможность применения пункта 3.1 Постановления №925.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов при утверждении аукционной документациинарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ИП<...>, руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ИП <...> признать обоснованной в части нарушения,установленного в пункте 3 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действияхорганизатора торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»нарушениепункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ.
3. Выдать организатору торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»предписание об устранении нарушений Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ путем аннулирования электронного аукциона №32110132013.
4. Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» обеспечить возможность организатору торгов - ГАОУДОП Калужской области «Калужский государственный институт развития образования»аннулировать электронный аукцион№32110132013.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.