Решение б/н Решение по делу 02-30/2012 о нарушении антимонопольного зако... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«29» марта 2012 года                                                                                                                                                                                                                            г. Калуга

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» марта  2012 года.
В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2012 года.

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/

в присутствии представителя  государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» /…/

рассмотрев дело № 02-30/2012 по признакам нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося

в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные на территории Малоярославецского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,

  

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании  приказа  Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области (далее – Калужское УФАС России) от 10.01.2012 № 1  инспекцией Калужского УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (местонахождение: ул. С. Щедрина, д. 80, г. Калуга, 248002; ИНН 4027001552; ОГРН 1024001186461) на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности.

В ходе проведения проверки в действиях проверяемого лица выявлены признаки нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,   выразившегося в установлении требований к численности работников на предприятии, а также в исключении из числа потенциальных участников конкурсов хозяйствующих субъектов, деятельность которых относится к требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные на территории Малоярославецского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

Учитывая указанные обстоятельства, в отношении Государственного предприятия Калужской области «Калугаоблводоканал» (далее также ГП КО «Калугаоблводоканал») на основании приказа Калужского УФАС России от 05.03.2012 № 52 возбуждено дело № 02-30/2012.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства дела № 02-30/2012 и представленные в материалы дела доказательства и оценив их в соответствии с действующим законодательством, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

10.04.2009 в печатном издании «Правовой курьер» № 12  опубликовано извещение о проведении открытого конкурса. Объектом торгов, согласно данного извещения о проведении конкурса, предметом торгов является право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные на территории Малоярославецского Калужской области), являющееся собственностью Калужской области и закрепленное на праве хозяйственного ведения за ГП КО «Калугаоблводоканал», а именно:

 

 

п/п

Наименование, адрес объекта, кадастровый номер

запись о регистрации права хозяйственного ведения

Инвентарный номер

  1.  

Артскважина № 1, назначение: нежилое, коммунального хозяйства, глубина 48,0 метров.

Калужская область, Малоярославецский район, пос. Детчино

Кадастровый номер <...> -40-13/006/2008-307

19 мая 2008 г.

№ 40-40-13/006/2008-315

31520/1

лит.

Лит I.

  1.  

Артскважина № 2, назначение: нежилое, коммунального хозяйства, глубина 49,0 метров.

Калужская область, Малоярославецский район, пос. Детчино

Кадастровый номер <...> -40-13/006/2008-308

 

19 мая 2008 г.

№ 40-40-13/006/2008-316

31521/1

лит.

Лит I.

  1.  

Артскважина № 3 (разведочно-эксплуатационная скважина № 13643/3), назначение: нежилое, коммунального хозяйства, глубина 52,0 м.

Калужская область, Малоярославецский район, пос. Детчино

Кадастровый номер <...> -40-13/006/2008-309

17 мая 2008 г.

№ 40-40-13/006/2008-314

31500

лит.

Лит I.

4.

Артскважина № 4 (разведочно-эксплуатационная скважина № 1498/4), назначение: нежилое, коммунального хозяйства.

Артскважина № 5 (разведочно-эксплуатационная скважина № 1479), назначение: нежилое, коммунального хозяйства.

Калужская область, Малоярославецский район, пос. Детчино

Кадастровый номер <...> -40-13/006/2008-310

17 мая 2008 г.

№ 40-40-13/006/2008-313

31522/1

лит.

Лит I.

 

31520/II

Лит II.

 

 Срок, на который будет заключен договор аренды, согласно извещению о проведении открытого конкурса составляет 25 лет. Начальная цена  торгов (начальный размер годовой арендной платы) составляет 334680 рублей в год с учетом НДС.

   Пунктом 11 опубликованного извещения о проведении конкурса, установлено следующее: в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а именно:

    - Юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке;

   - Юридические лица, на имущество которых не наложен арест и (или) экономическая деятельность которых не приостановлена;

   - Юридические лица, не имеющие просроченной задолженности по начисленным налогам и иным обязательным  платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год;

- Юридические лица, имеющие среднюю численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек;

- Юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет.

Аналогичные требования к участникам конкурса отражены в разделе 1 «Общие положения» конкурсной документации (пункт 1.4).

11 мая 2009 года составлен протокол № 1 заседания Комиссии по рассмотрению конкурсных заявок на право заключения договора аренды недвижимого имущества.

В соответствии с протоколом № 2 от 11 мая 2009 года конкурс признан не состоявшимся, в связи с представлением менее 2 заявок на участие в конкурсе. Победителем конкурса признано ООО «Калужский областной водоканал».

На основании указанного протокола между ООО «Калужский областной водоканал» и ГП «Калугаоблводоканал» заключен договор аренды № 11/05-5 от 30.06.2009.

В соответствии  с частью 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

Частью 4 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии  с частью 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 настоящего Федерального закона порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», а аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

ГП КО «Калугаоблводоканал» проводился открытый конкурс, на право заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, следовательно, их проведении должно было осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Порядок проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения регулируется главой 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Согласно статье 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать, в том числе, условия конкурса; требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса; критерии конкурса и установленные в соответствии с частями 2.2 и 3 статьи 24 указанного Федерального закона параметры критериев конкурса; исчерпывающий перечень документов и материалов и формы их представления заявителями, участниками конкурса (в том числе документов и материалов, подтверждающих: соответствие заявителей требованиям, установленным конкурсной документацией и предъявляемым к участникам конкурса; соответствие заявок на участие в конкурсе и конкурсных предложений требованиям, установленным конкурсной документацией; информацию, содержащуюся в конкурсном предложении), а также иное.

При этом, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) в качестве критериев конкурса могут устанавливаться:

1) сроки создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения; 2) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда созданный и (или) реконструированный объект концессионного соглашения будет соответствовать установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям; 3) технико-экономические показатели объекта концессионного соглашения; 4) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 5) период со дня подписания концессионного соглашения до дня, когда производство товаров, выполнение работ, оказание услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, будет осуществляться в объеме, установленном концессионным соглашением; 6) размер концессионной платы; 7) предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.

         Согласно позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» (исх. от 19.03.2012) установленные требования  к участникам конкурса являются законными и не противоречат действующему законодательству, т.к. законом не установлены конкретные критерии, предъявляемые к участникам конкурса. Кроме того, ГП КО «Калугаоблводоканал» указывает на то, что требование о средней численности работников предприятия (не менее 500 человек), а также требование о том, чтобы участник конкурса не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства направлены на подтверждение квалификации участников конкурса.

Кроме того, исходя из позиции ГП КО «Калугаоблводоканал» перечень требований к участнику конкурса  в соответствии с  пунктом 3 части 1 статьи 23   Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) не является закрытым и устанавливается на усмотрение организатора открытого конкурса.

   Данная позиция, подтверждена представителем ГП КО «Калугаоблводоканал» при рассмотрении настоящего дела.

Комиссией Калужского УФАС России данный довод отклоняется ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ред. от 30.06.2008) конкурсная документация должна содержать требования, которые предъявляются к участникам конкурса (в том числе требования к их квалификации, профессиональным, деловым качествам) и в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса.

Исходя из содержания данного пункта следует, что концессионер должен обладать правовым статусом, позволяющим ему осуществлять соответствующую деятельность, вместе с тем законом не предъявляются требования к численности работников предприятия при выдаче разрешений (лицензий) на какие-либо виды деятельности.

Определение понятия «квалификация» в Федеральном законе от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» отсутствует. В соответствии с понятием, которое дается в современном экономическом словаре «квалификация» - профессиональная  подготовленность к выполнению конкретных видов работ, определяемые наличием знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.

Требование о наличие  штатной численности работников не менее 500 человек, а равно как и исключение из числа потенциальных участников конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства не подтверждает квалификацию участника конкурса.

Конкурсной документацией предъявляются требования к общей численности предприятия, а не к квалификации сотрудников предприятия. Кроме того, конкурсной документации уже установлено требование, подтверждающее квалификацию участников конкурса, а именно указанно, что в конкурсе могут принять участие юридические лица, имеющие опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ не менее 2-х (двух) лет

   Само по себе требование о  наличии штатной численности не менее 500 человек приводит к ограничению и устранению конкуренции, так как  возможность  принять участие в конкурсе имеют только хозяйствующие субъекты с установленной численностью.  Все иные претенденты, имеющие необходимую квалификацию и опыт эксплуатации инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но не имеющие указанную численность работников лишаются возможности подать заявку на участие в конкурсе.

Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 08.11.2008) установлено, что  при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установив при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды  в качестве требования, предъявляемого к участникам конкурса требований, что «в конкурсе могут принять участие юридические лица, деятельность которых не относится к требованиям ФЗ «О развитии мало и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 2009-ФЗ, а также: юридические лица, имеющие среднею численность работников за предшествующий календарный год не менее 500 человек» ГП КО «Калугаоблводоканал»   созданы преимущественные условия для участия в конкурсе ограниченного числа хозяйствующих субъектов.

Ограничение конкуренции, а также ее фактическое устранение при проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды объектов недвижимости, находящихся в казне Калужской области и закрепленных за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения подтверждается следующими обстоятельствами.

Калужским УФАС России с целью установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, в адрес хозяйствующих субъектов осуществляющих услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области направлены соответствующие запросы о представлении информации.

Из анализа представленных документов следует, что на территории Калужской области на момент проведения конкурса имелись иные хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность по водоснабжению и водоотведению, которые имели необходимый опыт эксплуатацию инженерных сетей и иных объектов ВКХ, но лишь в силу недостаточной численности предприятия они не могли претендовать на право заключения договора аренды в отношении имущества являющегося предметом рассматриваемого открытого конкурса.

Из 43 представленных ответов, 20 организаций сообщили, что не осуществляли деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, в период проведения рассматриваемого открытого конкурса, или у них отсутствовал достаточный опыт эксплуатации инженерных сетей и других объектов ВКХ.

Вместе с тем,  23 организации сообщили, что осуществляли в период проведения конкурса деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории Калужской области, на момент проведения аукциона имели необходимых опыт эксплуатации инженерных сете и иных объектов ВКХ. Также, указанными организациями сообщено, что в 2008 году средняя численность работников предприятий составляла от 6 до 248 человек, а конкретно, средняя численность работников, задействованных в работе, связанной с оказанием услуг по водоснабжению и водоотведению составляла от 1,5 до 246 человек. 

Таким образом, указанные организации, являющиеся участниками рынка по водоотведению и водоснабжению были лишены возможности принять участие в конкурсе, проводимым ГП КО «Калугаоблводоканал».

Лишь одним хозяйствующим субъектом была подана заявка на участие в данном открытом конкурсе, так как условия рассматриваемого конкурса необоснованно лишили возможности иных хозяйствующих субъектов, за исключением ООО «Калужский областной водоканал», подать заявку и принять участие в конкурсе.

Анализ положений конкурсной документации, предметом которого являлось заключение договоров аренды в отношении имущества закрепленного за ГП КО «Калугаоблводоканал» на праве хозяйственного ведения, условиями которой к участию в конкурсе не допускаются субъекты малого и среднего предпринимательства, а также юридические лица, имеющие штатную численность не менее 500 человек позволяет сделать вывод, что действия ГП КО  «Калугаоблводоканал» привели к ограничению, устранению конкуренции.

При рассмотрении дела, представитель ГП КО «Калугаоблводоканал» сообщил, что   расчетов и (или) анализа, как и по численности предприятий, расположенных на территории Калужской области, так и по необходимой численности работников предприятия для эффективного использования передаваемого имущества им не проводились. Пояснений по вопросу, в связи, с чем указано, что численность работников предприятия должна быть именно не менее 500 человек ГП КО «Калугаоблводоканал» не представлены.

   Исходя из всех вышеизложенных обстоятельств, требования конкурсной документации, предъявляемые к количеству штатной численности участника конкурса привели к тому, что на момент проведения конкурса единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению на территории  Калужской области и имеющим возможность принять участие в конкурсе было ООО «Калужский областной водоканал».

   Согласно представленного ответа ГП КО «Калугаоблводоканал» договор аренды № 11/05-5 от 30.06.2009 заключенный с ООО «Калужский областной водоканал» в настоящее время не расторгнут. В связи с чем, руководствуясь положениями части 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия приходит к выводу о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительным заключенного договора аренды.

  

Учитывая все изложенные обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать факт нарушения Государственным предприятием Калужской области «Калугаоблводоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные на территории Малоярославецского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал»,  путем исключения из числа потенциальных участников открытого конкурса субъектов малого и среднего предпринимательства, а также путем включения в конкурсную документацию требования к средней численности работников на предприятии за предшествующий календарный год не менее 500 человек. 

            2. Обратиться с иском в суд о признании недействительным договора аренды № 11/05-5 от 30.06.2009, заключенного по результатам открытого конкурса  на право заключения договора аренды недвижимого имущества (артезианские скважины, расположенные на территории Малоярославецского района Калужской области), являющегося собственностью Калужской области и закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГП «Калугаоблводоканал».

 

  Председатель Комиссии                

    

      Члены Комиссии:                           

 

 

 

          _____________

 

_____________

 

          _____________

 

/…/

 

/…/

 

/…/

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны