Решение б/н Решение от 25 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

«21» мая 2020 года г. Калуга

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:

<...>  
   
   

в присутствии до объявленного перерыва: представителей организатора торгов – АО «КНИРТИ» <...> (паспорт <...> доверенность), представителей заявителя - ООО «ОМЧС «Резерв» <...> (паспорт <...> доверенность),

рассмотрев жалобу №040/07/3-502/2020 ООО «ОМЧС «Резерв» на действия организатора торгов - АО «КНИРТИ» при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка фильтров поглотителей (извещение №32009096492),

УСТАНОВИЛА:

29.04.2020г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «ОМЧС «Резерв» на действия организатора торгов - АО «КНИРТИ» при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка фильтров поглотителей (извещение №32009096492).

По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям конкуренции между участниками торгов, а также к дискриминации по отношению к участникам запроса котировок.

Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом заседания Совета директоров АО «КНИРТИ» №151 от 15 января 2020г. принято решение о присоединении Общества к очередным изменениям в Единое Положение о закупке Государственной корпорации «Ростех», размещенным Государственной корпорацией «Ростех» в ЕИС.

 21.04.2020г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32009096492.

Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении запроса котировок в электронной форме составляла 3 780 000,00 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок: 29.04.2020 в 08:00.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, чтопри закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

3. Согласно доводам жалобы ООО «ОМЧС «Резерв», документация о закупке и техническое задание Заказчика сформировано в соответствии с техническими характеристиками изделия единственного производителя, что приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Установленные Заказчиком положения Документации о закупке приводят к невозможности принять заявителю участие в процедуре закупки и поставить эквивалентную продукцию, полностью удовлетворяющую требования заказчика.

Согласно пояснениям представителя организатора торгов установление определенных габаритных размеров закупаемых фильтров поглотителей обусловлено техническими особенностями конструкции. Их изменение невозможно, ввиду того, что это повлечет не совпадение стыкуемых деталей при монтаже фильтров поглотителей с монтажными деталями, используемыми в защитном сооружении гражданской обороны, а также несоответствие проектному решению.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом о закупках принципов.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

 1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с приложением №2 к документации о закупке «Требования к продукции», организатор торгов устанавливает, в частности, следующие требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам продукции фильтра-поглатителя ФП-300 УБ:

Фильтр-поглотитель унифицированный блочный ФП-300УБ.

Габаритные размеры:

- диаметр верхней крышки – 598 мм.

- диаметр корпуса – 540 мм.

- высота – 560+25 мм.

Габаритные размеры упаковочного ящика – 696*697*692 мм.

Согласно пояснениям представителя заявителя указанные габариты и слово «блочный» в названии фильтра соответствуют продукции одного производителя – АО «ЭНПО «Неорганика».

В ходе рассмотрения жалобы по существу, Организатор торгов достаточных документарных подтверждений необходимости использования блочных фильтров-поглатителей с указанными показателями габаритного размера фильтра и габаритного размера упаковочного ящика, отвечающим его потребностям и невозможности поставки товара, с иными характеристиками, не представил.

Следовательно, установленные Организатором торгов в приложение №2 к документации о закупке «Требования к продукции» требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам продукции фильтра-поглатителя ФП-300 УБ ограничивают конкуренцию и необоснованно ограничивают конкуренцию по отношению к участникам закупки, так как в силу предусмотренных технических характеристик и необходимости предоставления соответствующих документов, участники, представляющие продукцию иного производителя, объективно лишены возможности принять участие в запросе котировок.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установленные в Документации о закупке требования не содержат требований, касающихся именно специфики поставляемого товара. Установление Организатором торгов требований, предусмотренных Техническим заданием, не свидетельствуют о том, что целью данных требований являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но ограничивают конкуренцию и нарушают принципы, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «ОМЧС «Резерв», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Жалобу ООО «ОМЧС «Резерв» признать – обоснованной.
  2. Признать действия организатора торгов – АО «КНИРТИ», при утверждении документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32009096492), предметом которого является поставка фильтров поглотителей, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ, пункт 2 статьи 2.2.1 Положения о закупке.
  3. Выдать организатору торгов – АО «КНИРТИ» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.
  4. Выдать Оператору электронной площадки – ООО «ЭТП» предписание обеспечить возможность организатору торгов – АО «КНИРТИ» внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...>  
   
   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны