Решение б/н Решение и предписание по делу № 04-86/2011 о нарушении анти... от 1 ноября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«31» октября  2011 г.                                                                                                  г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «20» октября  2011 года

Полный текст решения изготовлен «31» октября  2011 года

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…./(далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 04-86/2011 по признакам нарушения УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» (юридический адрес: ул. Соколова, д. 33б, г. Малоярославец, Калужская область, 249096; ИНН 4011002575) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» /…./ (по доверенности от 20.12.2010г.)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Калужским УФАС России проведена плановая проверка соблюдения УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» (далее также Предприятие, Сетевая организация, Ответчик) требований антимонопольного законодательства, в результате которой было установлено, что указанной организацией при осуществлении деятельности по технологическому присоединению к электрическим сетям нарушены положения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, и Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, в части включения в технические условия и акты по разграничению балансовой принадлежности требований не предусмотренных указанными актами и влекущих ущемление интересов потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и т.д.) – пункт 3 части 1 указанной статьи.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-86/2011 по признакам нарушения УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления в технических условиях и актах по разграничению балансовой принадлежности положений, не предусмотренных действующим законодательством и ущемляющих интересы потребителей.

УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» является сетевой организацией, т.е. оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям, что подтверждается  Реестром субъектов естественной монополии (Приказ ФСТ России от 06.02.98г. №6/1), а также Постановлением Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области от 25 декабря 2010г. №365-эк «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между территориальными сетевыми организациями Калужской области».

Согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях»,  оказание услуг по передаче электрической энергии является сферой деятельности субъектов естественной монополии.

Таким образом, УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах протяженности принадлежащих ему электрических сетей.

Вместе с тем процесс передачи электрической энергии неразрывно связан с процессом технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевые организации – это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют  в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике») определено, что услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

На основании части 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.

По смыслу указанных норм оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана только одна единственная сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

При этом наличие отдельного вида экономической деятельности и, следовательно, отдельно рынка по оказанию услуг по технологическому присоединению невозможно как с технической точки зрения, поскольку технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии, так и с юридической, поскольку законодатель, реализуя принцип достижения  баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, фактически исключил такую возможность, установив императивное требование об обязательности заключения договора об осуществлении технологического присоединения сетевой организацией, в которую подана заявка, и обусловив возможность заключения договора об оказании услуг по передаче электрической энергии необходимостью заключения договора об осуществлении технологического присоединения.

С учетом положений, указанных выше, УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии и связанных с ним рынке услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к  своим электрическим сетям.

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» по включению в технические условия и акты по разграничению балансовой принадлежности положений, не предусмотренных действующим законодательством и влекущих ущемление интересов потребителей, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Указанный порядок определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее Правила).

Так, исходя из пункта 8 Правил, Заявитель, намеревающийся осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств к электрическим сетям направляет соответствующую заявку в сетевую организацию.

В свою очередь сетевая организация, рассмотрев поступившую заявку, заключает с Заявителем договор об осуществлении технологического присоединения, а также выдает последнему технические условия, содержащие перечень мероприятий, которые должны выполнить сетевая организация и заявитель в целях осуществления технологического присоединения.

В соответствии с техническими условиями, выдаваемыми УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети», заявителю (бытовому потребителю) требуется разработать и согласовать с Предприятием проект электроснабжения жилого дома, а также установить электронный счетчик на опоре электропередач, которая находится в собственности муниципалитета и расположена за пределами земельного участка заявителя. Исходя из объяснений Ответчика, следует, что указанное требование об установке прибора учета на опоре линии электропередач включалось в технические условия  в связи с невозможностью установить прибор учета на границе земельного участка.

Между тем, пунктом 18 Правил предусмотрено, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.

Частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса предусмотрено, что осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Таким образом, подготовка проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства не является обязанностью Застройщика.

Согласно пунктам 16.3 и 25.1 Правил технологического присоединения заявитель должен выполнить только мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя. В свою очередь сетевая организация обязана выполнить все мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами.

Таким образом, включение Ответчиком в технические условия положений о необходимости заявителю разработать проектную документацию и выполнить мероприятия за пределами его земельного участка, в том числе, установку электросчетчика на опоре электропередачи, не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из составляемых УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» Актов по разграничению балансовой принадлежности, следует, что на балансе и эксплуатации «электроснабжающей организации» находится: воздушная линия электропередач 0,4 кВ от трансформаторной подстанции. На балансе «Потребителя» находится: кабельная перекидка «опора-здание» от ближайшей опоры ВЛ-0,4 кВ, электрощит находится на опоре, приборы учета и отходящие линии на территории домовладения, внутренняя электропроводка. Граница балансовой принадлежности и ответственности устанавливается: на контактах присоединения кабельной перекидки к воздушной линии 0,4 кВ.

В соответствии с пунктом 16.1 Правил технологического присоединения Заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несет сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Под границей участка заявителя понимаются подтвержденные правоустанавливающими документами границы земельного участка, либо границы иного недвижимого объекта, на котором (в котором) находятся принадлежащие потребителю на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства, либо передвижные объекты заявителей, указанные в пункте 13 настоящих Правил, в отношении которых предполагается осуществление мероприятий по технологическому присоединению.

Исходя из представленных УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» в ходе проведения проверки документов, какие-либо соглашения между заявителями и Предприятием об ином разграничении балансовой принадлежности, нежели предусмотренным пунктом 16.1 Правил технологического присоединения, не заключались. Техническими условиями (например: №498 от 19.05.2010г., №700 от 01.07.2010г., №1482 от 12.11.2010г., №67 от 22.03.2011г. и др.)  также подтверждается, что при технологическом присоединении жилых домов (энергопринимающих устройств) индивидуальные приборы учёта устанавливались также за границами земельного участка собственника.

Также в рамках проведения проверки установлено несоответствие действующему законодательству и положения пункта 4 Актов по разграничению балансовой принадлежности, согласно которому за недопуск представителя УМП «КЭ и ТС» к приборам учета отключение электроэнергии производится без предупреждения.

Случаи возможности введения ограничения режима потребления электроэнергии определены пунктом 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530. К указанным случаям относятся:

а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);

б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);

в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;

г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;

д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

е) возникновение внерегламентных отключений;

ж) наличие обращения потребителя.

Исходя из указанного перечня, недопуск представителя сетевой организации к приборам учета не является основанием для введения в отношении потребителя ограничения потребления электрической энергии.

Таким образом, УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети», установив в технических условиях и актах по разграничению балансовой принадлежности положения, не предусмотренные действующим законодательством и ущемляющие интересы потребителей, нарушило требования антимонопольного законодательства, тем самым злоупотребив своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.

 

Комиссия Калужского УФАС России не усматривает оснований для прекращения рассмотрения дела.

 

На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ «О защите конкуренции» «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

 

            1. Признать действия УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети», выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем установления в технических условиях и актах по разграничению балансовой принадлежности положений, не предусмотренных действующим законодательством и ущемляющих интересы потребителей, нарушающими часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в том числе пункт 3 части 1 указанной статьи.

2. Выдать в отношении УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» предписание о недопущении действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в части установления в технических условиях и актах по разграничению балансовой принадлежности требований, не предусмотренных действующим законодательством и ущемляющих интересы потребителей.

                                                       

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

«31»  октября  2011 г.                                                                                                    г. Калуга

 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии – руководителя Калужского УФАС России Баранова И.В., начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России  Гаранина В.А., заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и экономической концентрации Калужского УФАС России Магера А.А.,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») и на основании решения по делу № 04-86/2011.

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. УМП «Коммунальные электрические и тепловые сети» не допускать  действия, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, в части установления в технических условиях и актах по разграничению балансовой принадлежности требований, не предусмотренных действующим законодательством и ущемляющих интересы потребителей.

2.    О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган в срок до 30.11.2011г. с приложением подтверждающих документов.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны