Решение (комиссия) №МЧ/1523/23 Решение от 12 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


Решение


АО «Сбербанк-АСТ» пер. Большой Саввинский, д.12, стр.9, г.Москва, 119435 ko@sberbank-ast.ru ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» ул. Рылеева, д.39, г.Калуга, 248001 36licey@mail.ru ООО «Государство Детей» Звездный б-р, д.19, стр.1, оф.1201, г.Москва, 129085 mail@inlearno.com;papk@papk.su БСУ «Фонд имущества Калужской области» пл. Старый Торг, д.5, г. Калуга, 248000 fiko@adm.kaluga.ru





РЕШЕНИЕ

«07» апреля 2023 года г. Калуга


Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:


Чуриков М.А.

- председатель комиссии, заместитель руководителя-начальник отдела Калужского УФАС России,

Магер А.А.

- член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России,

Умнова Ю.П.

- член комиссии, главный специалист-эксперт Калужского УФАС России,


при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» Санникова А.Е. (доверенность, паспорт), представителей заявителя - ООО «Государство Детей» Шашкова В.А. (протокол, паспорт), Костина А.А. (доверенность, паспорт), Горбачевой В.В. (доверенность, паспорт), представителя специализированной организации - БСУ «Фонд имущества Калужской области» Лукьяновой Т.А. (доверенность, паспорт),

рассмотрев жалобу №040/07/3-218/2023 ООО «Государство Детей» на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (извещение №32312191946), предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по созданию информационной системы «Цифровая платформа центра опережающей профессиональной подготовки Калужской области»,


УСТАНОВИЛА:


30.03.2023г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «Государство Детей» на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (извещение №32312191946), предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по созданию информационной системы «Цифровая платформа центра опережающей профессиональной подготовки Калужской области».

По мнению заявителя, заказчиком нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям участия в торгах.

ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий заказчика.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Решением наблюдательного совета ГАПОУ КО «ККЭТ» (протокол наблюдательного совета от 08 сентября 2022г. № 9) утверждено Положение о закупке товаров, работ и услуг для нужд ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий».

14.03.2023г. (с последующими изменениями от 21.03.2023, 30.03.2023) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса №32312191946, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по созданию информационной системы «Цифровая платформа центра опережающей профессиональной подготовки Калужской области».

Согласно извещению о проведении открытого конкурса дата и время окончания подачи заявок на участие в конкурсе – 10.04.2023 11:00.

2. Согласно доводам жалобы ООО «Государство Детей», требования о наличии у участника закупки лицензии ФСБ, лицензии ФСТЭК являются необоснованными, избыточными, ограничивают число участников закупки ввиду того, что для работ, являющихся предметом закупки - работы по созданию информационной системы – Платформы Центра опережающей профессиональной подготовки такие лицензии не требуются.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В пункте 15 части 2 документации Заказчиком указаны Требования к участникам закупки (п.15 ч.2 конкурсной документации):

- Наличие действующей лицензии, выданной Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации;

- Наличие действующей лицензии, выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств.

Предметом закупки являются работы по созданию информационной системы – Платформы Центра опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП).

Требования к Платформе приведены в Распоряжении Минпросвещения РФ от 28.02.2019г. №Р-16 (ред. от 28.01.2021) «Об утверждении методических рекомендаций о создании и функционировании центров опережающей профессиональной подготовки».

Пунктом 3.3.1. Распоряжения, предусмотрено, что Цифровая платформа должна предусматривать возможность регистрации входа (выхода) субъектов доступа, а также возможность верификации введенных данных. Цифровой платформой обеспечиваются аутентификация и идентификация субъектов доступа, а также все действия субъектов доступа, совершаемые с персональными данными. Субъект доступа должен иметь возможность онлайн регистрации на проводимые ЦОПП мероприятия.

В Распоряжении №Р-16 отсутствуют какие–либо требования по защите Платформы средствами криптографической защиты информации (далее – СКЗИ) и иные требования по защите Платформы.

В пункте 3.2.1 Технического задания документации Заказчиком установлено аналогичное пункту 3.3.1. Распоряжения требование: необходимо реализовать возможность авторизации пользователей на Цифровой платформе с помощью учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемой для авторизации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – портал Госуслуг).

В п.3.2.1, на стр.27 Техзадания также установлено: регистрация информационной системы – Цифровой платформы – в ЕСИА, подключение к тестовой среде ЕСИА, подключение к промышленной среде ЕСИА, в том числе заполнение и отправка заявок с целью взаимодействия с ЕСИА, приобретение СКЗИ для генерации ключевого контейнера и сертификата ключа квалифицированной электронной подписи для Системы обеспечивается Заказчиком.

Из приведенных положений документации следует, что исполнитель по договору должен обеспечить возможность авторизации пользователей на Цифровой платформе с помощью учетной записи в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а все действия, связанные со взаимодействием с СКЗИ, будут осуществляться после приобретение СКЗИ непосредственно Заказчиком.

Причем, в документации не указано какой вид из представленных на рынке СКЗИ будет приобретен заказчиком, что лишает возможности участника закупки оценить свои возможности и наличие специалистов для работы с той или иной СКЗИ.

Исходя из описания объекта закупки в рассматриваемом случае не следует, что виды услуг, предусмотренные Техническим заданием на создание ЦОПП, относятся к Перечню выполняемых работ, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств.

Заявителем не отрицается, что установка самого СКЗИ, требует лицензии от организации, которая занимается данным видом деятельности.

Вместе с тем, на сегодняшний день в реестре российского ПО зарегистрировано несколько платформ ЦОПП, и только один из правообладателей имеет соответствующие лицензии, указанные в требованиях к участникам оспариваемой закупки, а именно АО "Нау-сервис" (ранее – ЗАО «Наусервис») (Реестр лицензий на деятельность, связанную с шифровальными (криптографическими) средствами).

С учетом вышеизложенного, следует вывод о том, что положения конкурсной документации исключают возможность претендовать на участие в конкурсе тех субъектов, которые могут выполнить работы по созданию ЦОПП, но не имеют лицензий на разработку, производство, монтаж, ремонт и т.д. СКЗИ.

Таким образом, установление в конкурсной документации необходимости наличии у участника закупки лицензии ФСБ, лицензии ФСТЭК не соответствуют целям антимонопольного законодательства, законодательства о закупках и является фактором, ограничивающим конкуренцию.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО «Государство Детей», в действиях Заказчика – ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» признаются нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «Государство Детей», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,


РЕШИЛА:


  1. Жалобу ООО «Государство Детей» признать обоснованной.

  2. Признать в действиях Заказчика – ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий», при проведении открытого конкурса (извещение №32312191946), предметом которого является выполнение работ (оказание услуг) по созданию информационной системы «Цифровая платформа центра опережающей профессиональной подготовки Калужской области», нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

  3. Выдать Заказчику, комиссии заказчика – ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения путем внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.

  4. Выдать Оператору электронной площадки – АО «Сбербанк-АСТ» предписание обеспечить возможность Заказчику – ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий» внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.



  1. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.





Председатель Комиссии


М.А. Чуриков

 Члены Комиссии:

А.А. Магер

 

Ю.П. Умнова


Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.



Исп.Умнова Ю.П.

тел.(4842) 57-48-50, вн.040-040


2023-1680


Связанные организации

АО «Сбербанк-АСТ»
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ГАПОУ КО «ККЭТ»
ИНН 4027025401, ОГРН 1024001194909
ООО «Государство Детей»
ИНН 7718989746, ОГРН 1147746809704
БСУ «Фонд имущества Калужской области»
ИНН 4000000216, ОГРН 1024001188991