Решение б/н ==== от 16 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«16» ноября 2017 г. г. Калуга
Резолютивная часть решения оглашена «14» ноября 2017 г.
В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2017 г.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
рассмотрев дело №05-32к/2017 по признакам нарушения АО «М» (ИНН 4029043149) и ООО «Р» (ИНН 5044052189) пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Калужского УФАС России поступило обращение Калужской прокуратуры по совершению АО «М» действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения вышеуказанного обращения Приказом Калужского УФАС России от 29.09.2017 № 200 возбуждено дело №05-32к/2017 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения между АО «М» (заказчик) и ООО «Р» (участник торгов) при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер <...> ) на выполнение работ по строительству здания, которое имело своей целью создание преимущественных условий для такого участника.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия Калужского УФАС России установила следующие фактические обстоятельства дела.
12.07.2017 АО «М» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru было размещено извещение и документация на проведение конкурса в электронной форме (реестровый номер <...> ) на выполнение работ по строительству здания Начальная максимальная цена договора составила: 167 000 000,00 рублей.
Согласно конкурсной документации были установлены следующие критерии оценки заявок:
- цена контракта (значимость критерия 50%);
- срок выполнения работ (значимость критерия 40%);
- квалификация участника (значимость критерия 10%).
При этом в документации установлен минимальный срок выполнения работ равный 40 календарным дням, а максимальный – 180 календарным дням.
На участие в данном конкурсе поступила только одна заявка от ООО «Р», которая содержала предложение выполнить работы в течение 40 календарных дней с момента заключения договора, т.е. в минимально установленный срок, и по цене 167 000 000,00 руб., т.е. по максимальной цене.
Согласно протоколу №46-к-1 подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 03.08.2017 конкурс признан несостоявшимся, а заказчику предложено заключить договор с единственным участником закупки на условиях и по цене, предложенных им в своей заявке.
14.08.2017 между АО «М» и ООО «Р» заключен договор №17/52 на выполнение работ по строительству здания
Между тем прокуратурой было установлено, что строительство здания началось задолго до проведения вышеуказанного конкурса. При этом лицом, выполнявшим данные строительные работы, являлось ООО «Р».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
ООО «Р» является организацией, которая подготовила проектно-сметную и рабочую документацию на строительство здания (договор №16/83 от 12.08.2016). Таким образом данная организация знала все конструктивные особенности данной стройки и могла заранее приступить к выполнению работ, не дожидаясь объявления торгов. При этом залогом обеспечения победы в указанном конкурсе для ООО «Р» являлось установление заказчиком значимости критерия «срок выполнения работ» в размере 40%. Таким образом, указание ООО «Р» в своей заявке на выполнение работ в течение 40 календарных дней с момента заключения договора, давало данной организации определенные преимущества, так как потенциальным участникам для обеспечения победы в конкурсе при указании максимально установленного срока выполнения работ необходимо было снижать начальную цену договора более чем на 40%. Кроме того заказчиком в Единой информационной системы в сфере закупок не была размещена в полном объеме проектная документация, которая в свою очередь имелась у ООО «Р», как проектировщика данных работ. В свою очередь не размещение полного комплекта проектной документации не позволяет потенциальным участникам в полной мере рассчитать возможность своего участия в торгах, в том числе установить сроки, необходимые для выполнения работ, о чем также свидетельствует письмо ООО «До» №1114 от 27.09.2017.
Кроме того об уверенности заказчика в победе ООО «Р» в конкурсе на строительство здания свидетельствуют следующие обстоятельства.
Так, одновременно с конкурсом на строительство здания был объявлен запрос предложений в электронной форме №31705345304 на поставку оборудования для досмотра пассажиров в здании При этом срок поставки оборудования, а также его сборки, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию установлен от 30 до 80 календарных дней с момента подписания договора, т.е. максимальный срок поставки оборудования заканчивался намного раньше максимального срока, установленного конкурсной документацией на строительство здания . Аналогичная ситуация прослеживается и по запросу предложений в электронной форме № 31705387930 на поставку системы обработки багажа в здании
Таким образом АО «М» было уверено, что здание будет построено еще до поставки в него оборудования в связи с чем установление в конкурсной документации максимального срока выполнения работ в размере 180 календарных дней носило формальный характер. В действительности здание должно было быть построено не позднее октября 2017 года, в связи с чем ООО «Р» и приступило к выполнению работ еще до размещения закупки на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Указанное также подтверждается и тем обстоятельством, что ООО «Р» начало осуществлять закупку отдельных материалов, необходимых для выполнения работ, еще с марта 2017 года, т.е. задолго до опубликования извещения о проведении конкурса.
Кроме того в материалы дела Ответчиками были представлены письма от 29 сентября 2017 (вх.6175 от 03.10.2017) ООО «Р» и от 19 октября 2017 (вх.№6621 от 19.10.2017) АО «М», согласно которым данные организации признались в совершенном нарушении антимонопольного законодательства.
Одним из требований при формировании закупочной документации, является обеспечение конкуренции, а именно соблюдение требований ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции».
Частью 1 статьи 17 «О защите конкуренции» предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Из совокупности установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, следует, что в действиях АО «М» и ООО «Р» установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер <...> ) на выполнение работ по строительству здания, которое имело своей целью создание преимущественных условий для ООО «Р».
По результатам рассмотрения дела, основания для прекращения дела в порядке части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссией не установлены.
В связи с прекращением действия соглашения, заключенного между Ответчиками, оснований для выдачи предписания не имеется.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях АО «М» и ООО «Р» нарушение пункта 1 части 1 статьи 17 ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер <...> ) на выполнение работ по строительству здания, которое имело своей целью создание преимущественных условий для ООО «Р».