Решение б/н Решение о прекращении производства по делу 04-108/2011 в отн... от 5 декабря 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

«12» мая 2012 г.                                                                                                                     г. Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена «25» апреля 2012 года

Полный текст решения изготовлен «12» мая 2012 года 

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /…/ (далее – Комиссия Калужского УФАС России),

в присутствии /…/,

рассмотрев дело № 04-108/2011 по признакам нарушения МУП «Калужское специализированное автотранспортное предприятие» (ул. Ленина, д. 15, г. Калуга, 248016) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В адрес Калужского УФАС России поступило заявление ООО «Многоотраслевое предприятие «Прогресс» (далее Заявитель, ООО «МП «Прогресс») об отказе МУП «Калужское специализированное автотранспортное предприятие» (далее Ответчик, МУП «КС АТП») в согласовании возможности использования имущества (площади твердого основания под контейнерными площадками), расположенного в районах д.49 по ул. Королева, д. 94 по ул. Плеханова и д.3 по пер. Пушкина г. Калуги, в целях осуществления сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Из указанного заявления следует, что согласно распоряжению Городского Головы городского округа «Город Калуга» №9896-р от 29.08.2008 года «Об использовании муниципального имущества» за МУП «КС АТП» было закреплено на праве хозяйственного ведения имущество, а именно площадь твердого основания под контейнерными площадками, в том числе по следующим адресам: д.49 по ул. Королева, д. 94 по ул. Плеханова и д.3 по пер. Пушкина г. Калуги.

ООО «МП «Прогресс» осуществляет деятельность по оказанию услуг по уборке, транспортировке и вывозу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, что подтверждается лицензией №ОТ-09-000251 (40) от 18.08.2008г.

В целях осуществления своей деятельности Заявитель заключил договоры №38 от 31.12.2010г. (с ООО «Управляющая компания Монолит») и №193 от 01.03.2011г. (с ООО «Домоуправление – Монолит») на выполнение работ по вывозу бытовых отходов от жилых помещений и иных объектов недвижимости.

Исходя из приложений к вышеуказанным договорам, ООО «МП «Прогресс» обязалось вывозить ТБО, в том числе от следующих многоквартирных домов:

- №38/1 по ул. Комарова (контейнерная площадка по Распоряжению Городского Головы ГО «Город Калуга» №9896-р от 29.08.2008г. обозначена как ул. Плеханова д.94);

- №22 по ул. Королева (контейнерная площадка по Распоряжению Городского Головы ГО «Город Калуга» №9896-р от 29.08.2008г. обозначена как пер. Пушкина д.3);

- №94 по ул. Плеханова (контейнерная площадка по Распоряжению Городского Головы ГО «Город Калуга» №9896-р от 29.08.2008г. обозначена как пер. Плеханова д.94).

В соответствии с пунктом 2.9 Постановления Городской Управы г. Калуги от 12.08.2009г. №175-п «Об утверждении Положения по организации сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, индивидуальных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга» перевозчик ТБО не может производить вывоз ТБО и (или) КГО с контейнерных площадок, не согласовав их использование в установленном порядке с лицами, которым контейнерные площадки принадлежат на соответствующем праве.

В связи с необходимостью осуществления своих обязательств по договорам на выполнение работ по вывозу бытовых отходов ООО «МП «Прогресс» обратилось к МУП «КС АТП» с заявлением о согласовании возможности использования контейнерных площадок, расположенных в районе д. 49 по ул. Королева, д.94 по ул. Плеханова и д.3 по пер. Пушкина.

Однако, МУП «КС АТП» в удовлетворении указанного заявления было отказано по причине отсутствия у предприятия потребности в услугах сторонних организаций, связанных с использованием обозначенного имущества.

Между тем, ранее Ответчик согласовывал использование движимого имущества, предназначенного для сбора твердых бытовых отходов (контейнерных площадок), что подтверждается договором аренды движимого имущества №1 от 28.02.2010г., заключенного с ООО «РУС».

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-108/2011 по признакам нарушения МУП «КС АТП» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением путем отказа ООО «МП «Прогресс» в согласовании возможности использования имущества (площади твердого основания под контейнерными площадками) в целях осуществления сбора и вывоза твердых бытовых отходов.

Согласно части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с Приказом Калужского УФАС России №86 от 11.05.2010г. МУП «КС АТП» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов на рынке услуг по вывозу ТБО в географических границах МО Городской округ «Город Калуга» с долей более 65 процентов.

Согласно пункту 3.6.5. Административного Регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 17.01.2007г. №5, определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, МУП «КС АТП» занимает доминирующее положение на розничном рынке оказания услуг по сбору и вывозу ТБО в географических границах г. Калуги.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия МУП «КС АТП», выразившиеся в отказе ООО «МП «Прогресс» в согласовании возможности использования имущества (площади твердого основания под контейнерными площадками) в целях осуществления сбора и вывоза твердых бытовых отходов, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Изучив представленные на рассмотрение дела документы и информацию, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления.

Во исполнение данного закона Городской Управой Города Калуга было принято Положение по организации сбора и вывоза бытовых, промышленных отходов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, индивидуальных жилых домов, расположенных на территории муниципального образования «Город Калуга», утвержденное Постановлением от 12.08.2009 №175-п (далее Положение по организации сбора и вывоза ТБО).

Пунктом 2.1 данного Положения по организации сбора и вывоза ТБО предусмотрено, что  юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, проживающие в индивидуальных жилых домах, обязаны обеспечить сбор и своевременный вывоз ТБО и (или) КГО, образуемый ими в процессе хозяйственной, бытовой и иной деятельности, самостоятельно в строгом соответствии с требованиями санитарных правил и норм либо путем заключения договоров на вывоз ТБО и (или) КГО с перевозчиком ТБО.

Пунктом 2.2 Положения установлены следующие способы сбора ТБО и КГО:

- контейнерный - сбор ТБО в контейнеры, КГО - в места для складирования КГО, расположенные на контейнерной площадке;

- сбор ТБО и (или) КГО в бункеры-накопители;

- иные способы сбора ТБО и (или) КГО, предусмотренные планом мероприятий по сбору и вывозу ТБО и (или) КГО.

В свою очередь пунктом 2.9 Положения по организации сбора и вывоза ТБО перевозчику ТБО запрещено производить вывоз ТБО и (или) КГО из контейнеров (с контейнерных площадок), бункеров-накопителей, не согласовав их использование в установленном порядке с лицами, которым контейнеры (контейнерные площадки), бункеры-накопители принадлежат на соответствующем праве.

При этом, исходя из объяснений представителя Управления городского хозяйства г. Калуги, какого-либо порядка  согласования использования контейнерных площадок Городской Управой не установлено. В данном случае отношения между хозяйствующими субъектами регулируются положениями гражданского законодательства.

Как указано выше ООО «МП «Прогресс» обратилось в МУП «КС АТП» за согласованием использования имущества - площади твердого основания под контейнерными площадками, расположенными по следующим адресам: д.49 по ул. Королева, д. 94 по ул. Плеханова и д.3 по пер. Пушкина г. Калуги.

Указанное имущество является собственностью МО  «Городской округ «Город Калуга» и передано в оперативное управление МУП «КС АТП» на основании распоряжения Городского Головы городского округа «Город Калуга» №9896-р от 29.08.2008 года «Об использовании муниципального имущества».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России было установлено, что данные контейнерные площадки помимо многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «МП «Прогресс», используют и иные многоквартирные дома, а также юридические лица, обслуживаемые МУП «КС АТП», что подтверждается следующими договорами:

- договор №8 на выполнение работ по сбору и вывозу отходов с учетом содержания контейнерных площадок от многоквартирных жилых домов от 01.08.2008г.;

- договор №1197 на услуги по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) от 31.12.2010г.;

- договор №М-244 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-243 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-242 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-1167 на выполнение работ по вывозу ТБО от 20.10.2011г.;

- договор №М-814 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №ОМ-92 на выполнение работ по вывозу ТБО от 17.03.2011г.;

- договор №М-405 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-404 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-245 на выполнение работ по вывозу ТБО от 11.01.2011г.;

- договор №М-1414 на выполнение работ по вывозу ТБО от 23.03.2011г.;

- договор №ОМ-608/95 на выполнение работ по вывозу ТБО от 07.02.2011г.

При этом, Комиссия Калужского УФАС России отмечает, что, исходя из представленных сторонами сведений, ежемесячные объемы ТБО, вывозимые Ответчиком с рассматриваемых контейнерных площадок, в несколько раз превосходят объемы, вывозимые Заявителем.

Исходя из положений статьи 5 и 10 ФЗ «О защите конкуренции», при установлении нарушений антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, необходимо также установить, что такое поведение хозяйствующего субъекта дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В рамках рассмотрения дела ООО «МП «Прогресс» предлагалось обосновать невозможность использования иных способов осуществления своей деятельности без применения контейнерных площадок МУП «КС АТП». Однако, Заявителем не было представлено сведений об отсутствии  возможности использования иных способов сбора и вывоза ТБО.

В свою очередь, исходя из письма Управления строительства и земельных отношений г. Калуги №2736/06-12 от 10.04.2012г., следует, что ООО «МП «Прогресс» вправе устанавливать и использовать собственные контейнерные площадки для вывоза ТБО при соблюдении соответствующих санитарных норм и правил.

Пункт 2.2. Положения по организации сбора и вывоза ТБО также предоставляет возможность перевозчику ТБО и потребителям данной услуги при согласовании плана мероприятий по сбору и вывозу ТБО предусмотреть иные способы сбора ТБО, в том числе и без использования контейнеров и бункеров-накопителей.

При вынесении решения Комиссией Калужского УФАС России также было принято к сведению разъяснение Управления строительства и земельных отношений г.Калуги, согласно которому управляющая компания, осуществляющая обслуживание многоквартирного дома в силу положений ст.36 Жилищного кодекса РФ по инициативе собственников помещений многоквартирного дома вправе оформить в их собственность земельный участок (дворовую территорию), закрепленный за данным домом, тем самым определив  собственником контейнерной площадки жильцов многоквартирного дома. Закрепление  дворовой территории позволит таким собственникам или уполномоченной ими управляющей компании принимать решения в  интересах жильцов обслуживаемого дома, предоставляя право на вывоз ТБО организации, предложившей наиболее конкурентоспособное предложение. 

 

Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России установила, что действия МУП «КС АТП» по отказу ООО «МП «Прогресс» в согласовании использования принадлежащего ему имущества при наличии иных способов осуществления деятельности по сбору и вывозу ТБО не создают барьеров для входа Заявителю на данный рынок и, соответственно, не содержат нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Калужского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Дело №04-108/2011 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить в связи с отсутствием в действиях МУП «КС АТП» нарушения антимонопольного законодательства

             

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны