Решение б/н Решение от 26 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«23» декабря 2019 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
<...> | |
в присутствии до объявленного перерыва: представителя организатора торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» <...> (паспорт <...> доверенность), представителя заявителя - ООО «ПГС-Профи» <...> (паспорт <...> доверенность),
в присутствии после объявленного перерыва: представителя организатора торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» <...> (паспорт <...> доверенность),
рассмотрев жалобу №040/07/3-1272/2019ООО «ПГС-Профи»надействия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по текущей и генеральной уборке помещений и внешней территории КГУ им. К.Э. Циолковского (извещение №31908528742),
УСТАНОВИЛА:
10.12.2019г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «ПГС-Профи» на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по текущей и генеральной уборке помещений и внешней территории КГУ им. К.Э. Циолковского (извещение № 31908528742).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупкеФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (далее – Положение) утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 17 декабря 2018г.
17.11.2019г. (с последующими изменениями 20.11.2019г., 06.12.2019г., 07.12.2019г.)на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса №31908528742.
Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 17 890 993,68 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.12.2019 в 23:59.
2.В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, чтопри закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
3. Согласно доводам и дополнениям к доводамжалобы заявителя, заказчиком в конкурсной документации установлены избыточные требования к объекту закупки.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке (утв. 17.12.2018 г.) описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что в приложении № 1 к техническому заданию конкурсной документации установлены, в частности, следующие требования к средствам:
Пункт 6 содержит требование:
Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должна быть не менее четырех баллов по ГОСТ 26160
Пункт 10 содержит требование:
Массовая доля кислоты или общая кислотность в средствах для чистки унитазов, %, не более: 20
Пункт 11 содержит требование:
Чистящаяспособность Должнабыть не менее 85%
Пункт 12 содержит требование:
Моющая способность чистящих средств для разных видов поверхностей, используемых в виде растворов, %, не менее: 80
Пункт 13 содержит требование:
Степеньэвакуациисодержимогоаэрозольнойупаковки должнабыть не менее 95
Уровень игруппа пожарной опасности: уровень пожарной опасностидолженбыть 2 или 3, группа пожарной опасности должнабыть 2или3 или4
Пункт 14 содержит требование:
«…для упаковывания, транспортирования и хранения сыпучей продукции массой до (50 +/- 1) кг, температурой от минус 40 до плюс 60 °C.
Мешки должны иметь равномерный шов шириной (4 +/- 2) мм, без трещин и прожженных мест.В мешках типов I, II расстояние от кромки до шва не должно превышать 10 мм. Допускается изготовлять мешки без кромки».
Пункт 15 содержит требование:
Моющаяспособностьсредства должнабыть не менее 80%
Эффективностьпятноудаления должнабыть не менее 90%
Пункт 16 содержит требование:
Предупредительный текстнаупаковке должен присутствовать илиотсутствовать
Пункт 18 содержит требование:
Эффективностьпятноудаления должнабыть не менее 90%
Пункт 19 содержит требование:
Моющая способность чистящих средств для различных видов поверхностей, используемых в виде растворов, %, не менее: 80
Пункт 19 содержит требование:
Средства пятновыводные:
Эффективность удаления ржавчины с твердой поверхности жидкими чистящими средствами, предназначенными для удаления ржавчины с твердой поверхности, %, не менее: 80
Пункт 19 содержит требование:
Средства полирующие:
Эффективность пятноудаления, %, не менее: 90
Пункт 25 содержит требование:
Эффективностьудаленияржавчины ствердойповерхности: должнабыть не менее 80%
Пункт 29 содержит требование:
Биоразлагаемость ПАВ (подвуокисиуглерода) должнабытьболее60%
Пункт 30 содержит требование:
Предупредительная маркировкана упаковке присутствиеилиотсутствие
Пункт 36 содержит требование:
Эффективностьпятноудаления не менее80%
Пункт 40 содержит требование:
массоваядоляактивногокислороданеболее14%, которые не указываются производителями на производимых товарах и отсутствуют в паспортах качества на представляемый товар. Вместе с тем, Инструкция по заполнению первой части заявки обязываетпотенциального участника указывать в свох заявках конкретные показатели поставляемого товара.
Вместе с тем, необходимость предоставления данных требований приводит (может привести) к ограничению количества участников закупки и нарушению прав участников закупки, поскольку Закон №223-Ф3 не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении таких товаров.
Документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено, потребность и необходимость указания в заявках участников конкретных показателей товара заказчиком также не подтвержена. В представленной заказчиком в материалы дела таблице «Сведения о материалах» также отсутствуют сведения о наличии оспариваемых заявителем показателей товара на соответствующих товарах.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ. Довод жалобы признается обоснованным.
4.Согласнодоводам и дополнениям к доводам жалобы заявителя, заказчиком в приложении № 1 к техническому заданию установлены требования, провоцирующие участника указать ложные сведения о товаре.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке (утв. 17.12.2018 г.) описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
7 |
Концентриро- ванноесредство для очистки офисныхпомещенийГОСТ32478- 2013 |
Свойства |
Средствопредставляетизсебяпрозрачную однороднуюслабоокрашеннуюжидкость.Должнобыть предназначено для очистки офисного оборудования и мебели,корпусовкомпьютеров,мониторов,копировальной идругойоргтехники,любыхтвердыхповерхностей изпластмассы,кожи,кожзаменителя,стеклянных,стальных,окрашенных,полированных.Эффективнодолжночистить и обновлятьповерхности,удалятьпыль, грязь,следыпальцев,пятнаразличногопроисхождения.Средстводолжнообладатьантистатическимдействием,придаватьглубинуцвету. Допустимоотсутствиеаммиака. Эффективнодолжноработать вводелюбойжесткости.Недолжнобыть токсичным. |
Состав |
Должнобытьбиоразлагаемо.Всоставдолжнывходить:оптимизированнаясмесь НПАВ и КПАВ,комплексообразователь, оптимизированная смесьорганических инеорганическихрастворителей,отдушка. |
||
pH |
pH1% раствора3,0-11,5 |
||
Продукт |
Должен соответствовать нормамбиоразложения сырья |
||
28 |
Дезодорирующеесредство 3ГОСТ32478- 2013 |
Описание |
должен быть гигиеническийароматизирующий состав |
Назначение |
долженуничтожатьнеприятныезапахи |
||
Особенность |
должендополнительносодержатьполиэтиленгликоль, с цельюповышения дезодорирующихсвойств |
||
Пенообразователь |
должен использоватьсяпенообразователь[ОП-10] |
||
Краситель |
должениспользоватьсяметиленовыйголубой |
||
Вымываниечерез 10, 30,60, 120 минут |
должнобыть не менее 3 |
Согласно доводам заявителя товары, соответствующие вышеуказанным пунктам технического задания конкурсной документации, не существуют на текущем рынке услуг.
Документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено, потребность и необходимость указания в заявках участников данных показателей не подтверждена. В представленной заказчиком в материалы дела таблице «Сведения о материалах» также отсутствуют сведения о наличии оспариваемых заявителем показателей товара на соответствующих товарах.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ и п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке. Доводы жалобы признаются обоснованными.
5.Согласно доводам жалобы заявителя, инструкция по заполнению заявки не содержит пояснений к установленным требованиям заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
5 |
МыложидкоеГОСТ 31696-2012 |
Техническиехарактеристики: |
По органолептическим и физико-химическим показателям моющая продукция должна соответствовать следующим требованиям и нормам: |
Консистенциямыла |
представляет собой эмульсии на основе поверхностно-активных веществ. В нее могут входить отдушки, красители и специальные добавки, улучшающие потребительские свойства продукции. Все ингредиенты должны быть разрешены к применению на территории государства, принявшего стандарт. По органолептическим и физико-химическим показателям должно соответствовать следующим требованиям и нормам: Внешний вид: Однородная однофазная или многофазная жидкость (геле- или кремообразная масса жидкая или густая) без посторонних примесей |
||
6 |
Мыло твердое ГОСТ 28546-2002 |
Упаковка |
Выпускают в обертке или без обертки Бумажная обертка твердого туалетного мыла может состоять из одного, двух или трех слоев. Краски на этикетке должны быть свето-, водо- и щелочеустойчивыми; щелочеустойчивость красок этикетки должна быть не менее четырех баллов по ГОСТ 26160. Допускается не контролировать щелочеустойчивость красок при использовании трехслойной обертки.Печать на этикетке должна быть четкой, без смещений, расплывчатости, затеков и пятен. |
Вместе с тем инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не содержит пояснений к словам «могут», «может».
В ходе рассмотрения жалобы по существу, представитель заказчика затруднился ответить на вопрос о правильности заполнения участниками закупки своих заявок по данным пунктам Технического задания.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ. Доводы жалобы признаются обоснованными.
6. Согласно доводам жалобы заявителя, в пункте 2 Бумажные полотенца заказчик установил требования и значения к туалетной бумаге.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
Бумажные полотенца ГОСТР52354-2005 |
Бумага |
Для личной гигиены, в рулонах или листах. Должнабытьароматизированнаяоднослойнаясперфорациейилиароматизированнаямногослойнаябезперфорацииилиароматизированнаяоднослойнаябезперфорацииилиароматизированнаямногослойнаясперфорацией. Изделия в листах (далее - листы) в зависимости от формы могут быть четырехугольными, круглыми, овальными, фигурными с ровными или зубчатыми краями и другого исполнения. |
Минимальные размеры изделий должны составлять |
ширина листа или рулона - 160 мм, площадь листа - 35000 мм 2; не допускаются механические повреждения и полосы; складки, дырчатость, пятна размером более 7 мм в наибольшем измерении В изделиях допускаются складки, дырчатость и пятна (кроме пятен от масла, подтеков грязной воды) размером от 3 до 7 мм включительно в наибольшем измерении при условии, что их количество не превышает единицы на десять полотенец в листах и четырех единиц на длину 30 м туалетной бумаги и полотенец в рулонах. |
Изучив конкурсную документацию, Комиссия Калужского УФАС России установила, что заказчиком установлены требования к бумажным полотенцам. Указание на туалетную бумагу в данном случае является всего лишь сравнительной характеристикой соотносящейся с бумажными полотенцами.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
7.Согласно доводам жалобы заявителя, в пункте 11«Низкопенное чистящее средство для стёкол и зеркал» заказчик установил требования к товару, который не производится в 10 литровых объемах.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
11 |
Низкопенноечистящеесредстводлястёколи зеркал ГОСТ 32478-2013 ГОСТ 12.1.007-76 |
Ввиде |
Долженбытьввидеаэрозоляготовогокприменениюиликонцентрированнойжидкости,требующейразведенияводой |
Состав |
в 1 л бутылках, 5 л и 10 л канистрах |
||
Применение |
для мытья витрин, светильников, застеклённых элементов мебели и дверей, в том числе тонированных стёкол |
||
Срок годности рабочих растворов |
|
||
ПоказательpH |
3,0-11,5 |
||
Средство |
биоразлагаемо |
||
Чистящаяспособность |
Должнабыть не менее 85 |
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что заказчиком представлено средство, поставляемое в 1 л бутылках, 5 л и 10 л канистрах.
Документальных доказательств обратного заявитель в материалы дела не представлено, таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
8.Согласнодоводам и дополнениям к доводам жалобы заявителя, заказчиком в приложении № 1 к техническому заданию установлены требования, провоцирующие участника указать ложные сведения о товаре.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
13Освежительвоздуха 32478-2013 ГОСТ12.1.007- 76 |
Применение |
для санитарныхпомещений и туалетов |
Степеньэвакуациисодержимогоаэрозольнойупаковки |
должнабыть не менее 95 |
|
Классопасности |
должнабыть 2 или3 или4 |
|
Состав |
должны быть эмульгаторы,водорастворимые растворители,ароматизаторы |
|
Уровень игруппа пожарнойопасности |
уровень пожарной опасностидолженбыть 2 или 3, группа пожарнойопасности должнабыть 2или3 или4 |
|
Составочистителя |
долженбыть[поверхностно-активные]вещества, этиловый илиизопропиловыйспирт,ароматизаторикраситель |
|
Категорияповерхностно-активныхвеществвсоставепрепарата |
Должныбытьанионные,неионогенные |
|
Показательактивностиводородныхионов (рН)1%растворасредства |
3,0-11,5 |
Согласно письменным пояснениям заявителя, заказчиком предъявлены требованию к составу жидкого освежителя воздуха. Вместе с тем, требования содержат показатель «Степень эвакуации содержимого аэрозольной упаковки» и состав очистителя (моющего средства).
Согласно п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке (утв. 17.12.2018 г.) описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
Комиссия Калужского УФАС России установила, что в качестве документальных доказательств заказчиком в материалы дела представлено аэрозольное средство. Таким образом, заказчиком установлены противоречащие требования к товару, приводящие к необоснованному ограничению количества участников Конкурса.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗи п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке. Доводы жалобы признаются обоснованными.
9. Согласно доводам жалобы заявителя, пункт 9 и пункт 19 в приложении № 1 к техническому заданию является одним и тем же товаром.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что документальных доказательств и ссылок на установленные законодательством нормы заявителем в обосновании вышеуказанного довода не представлено. Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «ПГС-Профи», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «ПГС-Профи» признать обоснованной в частинарушений, установленных в пунктах 3, 4, 5, 8 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
- Признать действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»нарушающимипункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ,п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке.
3. Выдать организатору торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения Конкурса, внесении изменений в конкурсную документацию в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗи продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе.
4. Оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность организатору торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» отменить протоколы, составленные в ходе проведения Конкурса, внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ и продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.