Решение б/н Арбитражный суд Калужской области подтвердил обоснованность ... от 8 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

Дело №А23-726/2011

 

23 июня 2011 года                                                                                                        г.Калуга

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.

 

Арбитражный суд Калужской области в составе  судьи <…..>, при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи <…..>,  рассмотрев в открытом судебном заседании дело по  заявлению общества с ограниченной ответственностью «Калужский областной водоканал»  к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области

при участии  третьих  лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора,

муниципального унитарного предприятия «Ермолинские тепловые сети»; муниципального унитарного предприятия «Тарусажилдорстрой-заказчик»;Правительства Калужской области, г.Калуга; Министерства конкурентной политики и тарифов  Калужской области,

 о признании решения  и предписания №2  от  16.02.2011 по делу №02-84/2010

недействительным и незаконным,

 

при участии в судебном заседании: 

от заявителя    директора по правовым вопросам <…..> на основании доверенности от <…..>; представителя <…..> на основании доверенности от <…..>;  

от ответчика – заместителя начальника отдела контроля недобросовестной конкуренции и

экономической концентрации <…..> на основании доверенности  от  <…..>;  ведущего специалиста-эксперта <…..>  на основании доверенности от <…..>; 

от третьего лица    Правительства Калужской области    заместителя начальника отдела

экспертизы муниципальных нормативных правовых актов правового управления

администрации Правительства Калужской области и Губернатора Калужской области,

<…..> на основании доверенности <…..> ; главного    специалиста отдела регистрации нормативных правовых актов правового управления администрации Губернатора Калужской области <…..> на основании доверенности от <…..> , удостоверение;

от третьего лица – Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области –

консультанта  руководителя <…..> на основании доверенности от <…..>,

 

УСТАНОВИЛ: 

 

Общество с ограниченной ответственностью  «Калужский областной водоканал» обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Калужской области  о признании решения и предписания №2 от 16.02.2011 по делу №02-84/2010 недействительным и незаконным.

Определениями  от  20.04.2011  и от  26.05.2011  к  участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих  самостоятельных требований на предмет спора, привлечены МУП «Ермолинские тепловые сети», МУП «Тарусажилдорстрой-заказчик», Правительство Калужской области, Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области (л.д.140-141 т.4, л.д.10-12 т.5).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении  и дополнении, считают, что  спорные пункты соглашения относятся к перечню мероприятий по поддержанию текущего уровня оказания услуг по  водоснабжению и водоотведению, так как согласование производственных программ носит исключительно технический характер.  При этом  установление прибыли предполагает деятельность любого общества как коммерческой организации. Считают, что оспариваемое предписание выдано в отсутствие фактического нарушения антимонопольного законодательства и ходатайства о его вынесении. 

Представители  Калужского УФАС России требования не признали, указали  на обоснованность оспариваемых решения и предписания, поддержали отзыв (л.д.72-74 т.1).

Представители третьих  лиц  Правительства Калужской области и Министерства конкурентной политики и тарифов Калужской области  возражали против требований заявителя, сослались на отзывы (л.д.148-149 т.4, л.д.20-23 т.5).

Представители третьих лиц  -  МУП  «Ермолинские тепловые сети»  и МУП «Тарусажилдорстрой-заказчик» в  судебное  заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, явка обязательной в судебное заседание не признавалась.

В соответствии со статьѐй 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей указанных лиц.

Исследовав представленные сторонами и лицами, участвовавшими в деле, доказательства, заслушав пояснения их представителей, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению ввиду следующего. 

Из материалов дела следует, что  Калужским УФАС России по поручению прокуратуры Калужской области от 09.12.2010 №4634 проведена проверка соглашений о сотрудничестве между Правительством Калужской области  и ООО «Росводоканал»,  ООО «Калужский областной водоканал».  

В результате которой установлен факт нарушения Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал»  статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения от 26.05.2008 №36 пункты 6.3, 6.4, 6.5, которые противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, о чём 16.02.2011 принято решение по делу №02-84/2010 и выдано предписание №2 о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, путѐм внесения изменений в указные пункты соглашения и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством (л.д.110-113,114 т.4).

Не согласившись с названным решением  и выданным предписанием,  ООО «Калужский областной водоканал» обратилось с заявлением в арбитражный суд. 

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться  в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.    

При этом ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременной двух условий, а именно: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов в данном случае юридического лица. 

Из текста соглашения от 26.05.2008 №36  о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области, заключенного между Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал»,  предметом которого является сотрудничество сторон в целях эффективной организации водопроводно-канализационного хозяйства Калужской области, а так же управление системами водоснабжения и водоотведения Калужской области, их реконструкции, развития и модернизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Калужской области, а так же с условиями настоящего  соглашения (л.д. 83-95т.1).

Пунктом 6.3 Соглашения установлено, что до установления тарифов на товары и услуги водоснабжения и водоотведения Водоканал обязуется согласовывать проект производственной программы с Правительством. При согласовании проекта производственной программы стороны, не ограничиваясь, обязуются включать в расходы

по еѐ реализации: 

-  стоимость капитального ремонта арендованных объектов (в соответствии с планом проведения капитальных ремонтов) ;

- стоимость текущего ремонта арендованных объектов;

-  расходы по оплате труда работников Водоканала, установленные в соответствии с требованиями отраслевых тарифных соглашений;

- расходы по страхованию арендованных объектов;

- расходы по привлечению и обслуживанию заѐмных средств и выплаты основной суммы задолженности.

Пункт 6.4 Соглашения установил, что после согласования производственной программы и расчѐтов тарифов Водоканал предоставляет производственную программу регулирующему органу для установления тарифов. 

Пункт 6.5 Соглашения определил, что в  целях реализации соглашения тарифы, установленные регулирующим органом, принимаются в срок, определѐнный законодательством, и должны покрывать экономически обоснованные затраты   Водоканала, а так же предусматривать норму прибыли Водоканала  в размере 3% от выручки от тарифов на водоснабжение и водоотведение. 

В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» под соглашением понимается договорѐнность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Статьёй 16  Федерального закона от 26.07.2006  №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе к повышению цен на услуги. 

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее    Федеральный закон №210-ФЗ) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. 

В соответствии с положениями  статьи  4  Федерального закона  №210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги  организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учѐтом утверждѐнных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. 

В соответствии со  статьѐй 9 Федерального закона №210-ФЗ  регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объѐме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учѐтом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые  потребности, необходимые для еѐ реализации, и  производит предварительный расчѐт тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчѐт необходимых для еѐ  реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса     направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода  действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. В случае необоснованности производственной программы или еѐ несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, а также еѐ  несоответствия разработанной в соответствии с  законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации коммунального комплекса орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению еѐ  производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в  частях 2  и  3 настоящей статьи  расчѐты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий. В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации еѐ производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчѐтов финансовых потребностей, необходимых для реализации еѐ  производственной программы, и

соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на очередной период их действия должны быть установлены не менее чем за один календарный месяц до даты окончания текущего периода их действия. 

На основании Федерального закона №210-ФЗ 14.07.2008 Правительством Российской Федерации  принято постановление №520 (далее  -  Постановление №520), которым утверждены  Основы ценообразования  в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее  -  Основы) и Правила  регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Правила).

В соответствии с  пунктом  2  Основ установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.

Установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования в соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, предусмотренными Федеральным  законом  «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (пункт 14 Основ).

В пункте 18 Основ определены методы, применяемые для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Это метод установления фиксированных тарифов, метод установления предельных тарифов, метод индексации установленных тарифов.      Согласно пункту 19 Основ решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования.

Правила  регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. 

Согласно  пункту  20  Правил решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.  Таким образом, орган  исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являясь в силу статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ органом регулирования  субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, вправе устанавливать тарифы на услуги организаций коммунального комплекса. Расчѐт тарифов осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы организации коммунального хозяйства.  

В соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 04.04.2007 №88 «О министерстве конкурентной политики и тарифов Калужской области» Министерство конкурентной политики и тарифов Калужской области является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области на осуществление функций по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения.

Соглашение  от 26.05.2008 №36 о сотрудничестве в организации эффективной системы водоснабжения и водоотведения в Калужской области, заключенное  между Правительством Калужской области и ООО «Калужский областной водоканал», в части пунктов 6.3, 6.4, 6.5 устанавливают особый порядок для хозяйствующего субъекта по включению без какого либо ограничения в производственную программу его расходов по отдельным статьям, когда предоставление производственной программы в регулирующий орган  осуществляется  только после еѐ утверждения Правительством Калужской области, которое станет обязательным для органа, регулирующего тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения, а так же установление дополнительной нормы прибыли в размере не менее 3% от выручки от установленных тарифов. 

Что не соответствует  Федеральному  закону  №210-ФЗ  и  Основам ценообразования, как в части  установления  размера дополнительной    прибыли  и  надбавок сверх установленного тарифа, так и в части  применяемым методам,  установленным  пунктом 18 Основ  ценообразования,  в части метода фиксированных тарифов раздела  IV  -  пункты 26, 27, по определению расходов, составляющих материальные затраты,  затраты на оплату труда.

А  соответственно, указанные пункты в соглашении  устанавливают иной порядок согласования производственной программы и установления тарифов для ООО «Калужский областной водоканал»,  чем обществу  предоставляются преимущественные условия    при осуществлении хозяйственной деятельности, что  приводит  или может привести  к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.      

Таким образом, действия по заключению спорного соглашения в части пунктов 6.3, 6.4, 6.5  правомерно квалифицированы  Калужским УФАС России  по  статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности вынесенного Калужским УФАС России решения от 16.02.2011 по делу №02-84/2010.

Согласно  подпункту «д» пункта 2 части 1 статьи 23  Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае установления антимонопольным органом нарушения данного  закона  антимонопольный орган выдаѐт нарушителям предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению, конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, а не о прекращении таких действий.

Поскольку  Калужским УФАС России установлен факт нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения от 26.05.2008 №36 в части пунктов 6.3, 6.4, 6.5, которые противоречат антимонопольному законодательству и приводят или могут привести к ограничению конкуренции, то предписание №2  правомерно выдано  о совершении заявителем по настоящему делу действий, направленных на обеспечение конкуренции, путѐм внесения в названные пункты соглашения изменений и приведения их в соответствие с антимонопольным законодательством. 

Таким образом, основания для удовлетворения требований ООО «Калужский областной водоканал» о признании решения и предписания №2 от 16.02.2011 по делу №02-84/2010 Калужского УФАС России недействительным и незаконным отсутствуют, в удовлетворении требований надлежит отказать. 

С учѐтом изложенного и руководствуясь  статьями  110,  167, 169,  170, 176,  181, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объѐме.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Двадцатый

арбитражный апелляционный суд. 

 

 

 

Судья                                             подпись                                                                   <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны