Решение б/н Решение от 4 декабря 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
«02» декабря 2019 года г. Калуга
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:
<...> | |
в присутствии: представителя организатора торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» <...> (паспорт <...> доверенность), представителя заявителя - ООО «ПГС-Профи» <...> (паспорт <...> доверенность),
рассмотрев жалобу №040/07/3-1149/2019 ООО «ПГС-Профи» на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по текущей и генеральной уборке помещений и внешней территории КГУ им. К.Э. Циолковского (извещение № 31908528742),
УСТАНОВИЛА:
25.11.2019г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «ПГС-Профи» на действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по текущей и генеральной уборке помещений и внешней территории КГУ им. К.Э. Циолковского (извещение № 31908528742).
По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Организатором торгов, представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий организатора торгов.
Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положение о закупке ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» (далее – Положение) утверждено заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации 17 декабря 2018г.
17.11.2019г. (с последующими изменениями 20.11.2019г.) на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении открытого конкурса № 31908528742.
Начальная (максимальная) цена договора, согласно Извещению о проведении конкурса составляла 17 890 993,68 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 02.12.2019г. в 18:00.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы, в частности: на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
Согласно части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Исходя из части 17 статьи 18.1 Закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, чтопри закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
3. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в приложении № 1 к техническому заданию установлены требования провоцирующие участника указать ложные сведения о товаре.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Приложением № 1 к техническому заданию установлены, в частности, требования:
пункт 1 - Средство для протирания металлических поверхностей ГОСТ 32478-2013 Состав: должен быть жидкий воск меньше 60 %, неионные ПАВ < 5 %, алифатические углеводороды и другие компоненты не превышают 40 %.
пункт 40 - Пятновыводитель для выведения жирных и масляных пятен ГОСТ 32478-2013; Состав: должны быть алифатические углеводороды, неионные ПАВ от 5% до 15%, водорастворимые растворители, ароматизаторы.
Согласно пояснениям представителя заявителя, производители вышеуказанных товаров не нормируют многие показатели, вместе с тем, заказчик обязывает от участников, согласно инструкции по заполнению заявок, в своих заявках представлять конкретные показатели товара, сведения о веществах, применяемых при изготовлении таких материалов
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке (утв. 17.12.2018 г.) описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
Изучив конкурсную документацию, Комиссия Калужского УФАС России установила, что заказчиком установлены избыточные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие помимо конкретных показателей материалов, предлагаемых к поставке, непредусмотренные Законом №223-Ф3 показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных материалов. Данные требования приводят (могут привести) к ограничению количества участников закупки и нарушению прав участников закупки, поскольку Закон №223-Ф3 не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии материалы, используемые при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении таких материалов.
Документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено, потребность и необходимость указания в заявках участников конкретных показателей товара заказчиком также не подтвержена.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, установившего избыточные требования в конкурсной документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке. Доводы жалобы признаются обоснованными.
4. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком в конкурсной документации установлены избыточные требования к объекту закупки.
Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:
- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
Согласно п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке (утв. 17.12.2018 г.) описание предмета закупки не должно быть избыточным или иным способом приводить к необоснованному ограничению конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что в приложении № 1 к техническому заданию конкурсной документации установлены требования к средствам (пункты 2,3,13,14,15,16,20,22,26,31,43,44,45,47,50,51,52,53,56,57,58,61,63,65,66,73,74,78,80,86,87,88,92,113,117,147,148,149,150,152,157,160,162,110,128,6,11,12,19,22,26,38,41,50,58,64,82,126,131,148), которые обязывают потенциального участника указывать конкретные показатели товара. Вместе с тем, необходимость предоставления данных требований приводит (может привести) к ограничению количества участников закупки и нарушению прав участников закупки, поскольку Закон №223-Ф3 не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии материалы, используемые при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, применяемых при изготовлении таких материалов.
Документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено, потребность и необходимость указания в заявках участников конкретных показателей товара заказчиком также не подтвержена.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ. Довод жалобы признается обоснованным.
5. Согласно доводам жалобы заявителя, заказчиком установлены недостоверные сведения показателей товаров по следующим пунктам Технического задания:
пункт 9 – мыло твердое (форма);
пункт 26 – пакеты мусорные (полезная высота пакета);
пункт 139 – средство для мойки полов (плотность);
пункт 27 – порошковый шампунь для ковролина (стредства).
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что заказчик не привел обоснование потребности указания вышеуказанных характеристик товара в конкурсной документации и документальных доказательств существования таких характеристик товара в природе.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов, установившего избыточные требования в конкурсной документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке. Доводы жалобы признаются обоснованными.
6. Согласно доводам жалобы заявителя, требования заказчика к товарам содержат признаки ограничения конкуренции.
В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Согласно доводам заявителя отдельные пункты технического задания конкурсной документации имеют аналогичные свойства и результат после применения данных материалов.
В ходе рассмотрения жалобы по существу документальных доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено.
Также по пункту № 58 Дезинфицирующее средство в Техническом задании конкурсной документации отсутствуют сведения об оказании услуги по мытью посуды и стирке белья.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия организатора торгов нарушают пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ. Доводы жалобы признаются обоснованными.
По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «ПГС-Профи», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Жалобу ООО «ПГС-Профи» признать обоснованной.
- Признать действия организатора торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» нарушающими пункт 2 части 6.1 статьи 3, пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ, п. 5 раздела 6 «Описание предмета закупки» Положения о закупке.
3. Выдать организатору торгов - ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» предписание о внесении изменений в конкурсную документацию в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ и продлении срока подачи заявок на участие в конкурсе.
4. Оператору электронной площадки - ООО «РТС-тендер» обеспечить возможность организатору торгов – ФГБОУВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского» внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. № 223-ФЗ и продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе.
<...> | |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.