Решение б/н Решение от 15 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Калужской области

пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

e-mail: to40@fas.gov.ru

_______________ № ________________

На № __________ от ________________

Заказчику – АО «Калугаприбор»

ул. Московская, д.249, г. Калуга, 248021

Оператору электронной площадки – ООО «ЭТП»

ул. Достоевская, д. 66, г. Казань, Респ. Татарстан, 420097

Заявителю - ООО «РИО»

б.Мира, д. 29, оф. 55, г. Дзержинск, Нижегородская область, 606000

РЕШЕНИЕ

«15» сентября 2020 года г. Калуга

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в составе:

<…>

 

<…>

 

<…>.

 

при участии посредством видеоконференцсвязи до отложения: представителя заявителя - ООО «РИО» <…> (доверенность, паспорт <...> в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - АО «Калугаприбор»,

при участии посредством видеоконференцсвязи после отложения: представителя заявителя - ООО «РИО» <…> (доверенность, паспорт <...> в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени рассмотрения жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя заказчика - АО «Калугаприбор»,

рассмотрев жалобу №040/07/3-962/2020 ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32009412360), предметом которого является поставка фильтров поглотительных ФП-300 в ЗС,

УСТАНОВИЛА:

25.08.2020г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32009412360), предметом которого является поставка фильтров поглотительных ФП-300 в ЗС.

По мнению заявителя, организатором торгов нарушены положения Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» выразившиеся в установлении требований, которые привели к необоснованным ограничениям конкуренции между участниками торгов, а также к дискриминации по отношению к участникам запроса котировок.

АО «Калугаприбор» представлены возражения по существу жалобы заявителя, в которых указывается на законность действий заказчика.

Полно и всесторонне исследовав обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, оценив их в соответствии с действующим законодательством, а также заслушав лиц, участвующих в рассмотрении указанного дела, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ установлено, что указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, является Положение о закупке. Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ органы управления юридических лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, принять решение о присоединении данного юридического лица к положению о закупке, утвержденному органом управления юридического лица, указанного в пункте 1 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 3 настоящей статьи. Такое решение размещается в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Протоколом № 92 заседания Совета директоров АО "Калугаприбор" от 20.01.2020г., Общество присоединилось к Единому Положению о закупке государственной корпорации «Ростех» (в редакции с изменениями, утвержденными решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 28 августа 2020 г. №6), далее – Положение, ЕПоЗ «Ростех».

 18.08.2020г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме №32009412360.

Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок– 26.08.2020 в 16:30.

2. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», в Техническом задании на поставку оборудования указано следующее: «ФП-300 и монтажные детали должны соответствовать требованиям ВД 250.503.000 ТУ предприятия-изготовителя».

Кроме того в документации закупки в разделе Техническое задание в части технических и функциональных характеристик товара указаны следующие технические требования к фильтрам-поглотителям ФП-300:

сопротивление постоянному потоку воздуха не более - 835 (85) Па(кгс/м2),

масса не более 70 кг,

габаритные размеры, мм: диаметр - 580, высота – 610, ширина – 620.

Установление вышеперечисленных показателей для фильтра-поглотителя ФП-300, ограничивает возможность предложения аналогичной (эквивалентной) продукции, ограничивает круг возможных участников закупки.

Указанные характеристики фильтров-поглотителей установлены в виде твердых неизменяемых значений и полностью соответствуют техническим характеристикам фильтров-поглотителей ФП-300 производства ОАО «ЭХМЗ ИМ Н.Д. Зелинского».

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ Целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в частности, следующим принципом: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ, не ограничивая заказчиков в их правах по выявлению поставщиков товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчиков путем проведения закупки избранным способом, предусматривает в качестве одного из принципов, которым заказчик обязан руководствоваться, отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупки.

Согласно пунктам 1,2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В соответствии с Приложением №2 к извещению об осуществлении закупки «Техническое задание на поставку оборудования», Заказчик устанавливает следующие требования к техническим характеристикам фильтров-поглотителей ФП-300 в комплекте с монтажными деталями к ФП-300, 1:3:

2. Сопротивление постоянному потоку воздуха, Па (мм вод. ст.) не более

835 (85)

4. Габаритные размеры, мм

- диаметр

- высота

- ширина

- масса не более, кг

580

610

620

70

Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» установлены контролируемые параметры инженерно-технического оборудования, согласно которым сопротивление фильтра постоянному потоку воздуха должно быть не более 1000 Па.

Нижний предел сопротивления фильтра-поглотителя постоянному потоку воздуха устанавливается согласно техническим условиям производителя.

При этом, согласно представленной заявителем жалобы информацией, на рынке фильтров-поглотителей имеются аналоги (эквиваленты) – фильтры-поглотители ФП-300УБ (с сопротивлением потоку воздуха не более 883 (90) мм вод ст. (Па), массой не более 73 кг, габаритные размеры 600х560х580 производства АО «ЭНПО «Неорганика», при этом их характеристики сопротивления установлены в пределах, предусмотренных Приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 года №583.

Согласно письменным пояснениям Заказчика требования в показателе сопротивления воздуха обоснованы тем, что фильтр-поглотитель будет применен как запчасть в составе действующего комплекса оборудования. Применение фильтра с увеличенным сопротивлением воздушному потоку может привести к тому, что электроручной вентилятор не справится с нагрузкой, перегреется и выйдет из строя, что повлечет дополнительные затраты на ремонт либо замену этого устройства.

Вместе с тем, в материалы жалобы не представлено доказательств, что электроручной вентилятор не рассчитан на сопротивление постоянному потоку воздуха более 835 (85) Па (мм вод. ст.).

В материалы жалобы также не представлено документарных подтверждений невозможности установки фильтров с иными габаритами (например, меньшими), невозможности установки фильтров с большими габаритными размерами. Не представлено доказательств невозможности установки оборудования весом более 70 кг.

Установление требований к фильтрам-поглотителям в части массы не более 70 кг ограничивает участие в закупке ФП-300УБ с массой не более 73 кг как эквивалента (аналога) фильтра-поглотителя ФП-300.

Искусственное ограничение показателей сопротивления приводит к ограничению участия в закупке продукции, полностью эквивалентной и способной удовлетворить потребности заказчика.

Согласно п.10.3.4 (2) ЕПоЗ «Ростех» в описании предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком требований, предусмотренных Техническим заданием, не свидетельствуют о том, что целью данных требований являются именно выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям закупки, но ограничивают конкуренцию и нарушают принципы, закрепленные в пункте 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

В указанной части жалоба признается Комиссией обоснованной, в действиях Заказчика - АО «Калугаприбор» признаются нарушение п.10.3.4 (2) ЕПоЗ «Ростех», пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

3. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», в Документации о закупке указаны следующие функциональные требования к фильтрам-поглотителям ФП-300: фильтр-поглотитель должен представлять собой непереснаряжаемое изделие в металлическом герметичном корпусе. Установление такого требования о «непереснаряжении» противоречит закону.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Приказ МЧС РФ от 15 декабря 2002 года №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» не установлены такие функциональные характеристики фильтров-поглотителей как «неразборное и непереснаряжаемое изделие в металлическом герметичном корпусе».

ГОСТ Р 22.3.10-2015 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения от 12.08.2015 г. устанавливает классификацию, общие требования к размещению устройств очистки и регенерации воздуха (УОРВ) в защитных сооружениях и убежищах гражданской обороны.

Указанный ГОСТ Р 22.3.10-2015 не содержит указаний о том, что фильтры-поглотители представляют собой неразборные и непереснаряжаемые изделия.

Согласно пояснениям Заказчика, иные фильтры: разборные, негерметичные не будут обеспечивать снабжение защитного сооружения очищенным воздухом и создадут в сооружении избыточное давление (подпор).

Однако Заказчик не представил доказательств того, что разборные фильтры хуже по качеству и не будут обеспечивать снабжение защитного сооружения очищенным воздухом.

Заказчик также указывает, что в случае поставки переснаряжаемого, разборного фильтра (когда предусмотрена замена внутреннего фильтрующего элемента) при замене фильтрующего элемента возникает опасность отравления обслуживающим персоналом отравляющими веществами, бактериологическими агентами, радиоактивными веществами и аварийно химическими опасными веществами.

Вместе с тем Комиссия Калужского УФАС России отмечает тот факт, что возможность замены фильтрующего элемента является дополнительной функцией фильтра, а сам фильтр (при отсутствии средств и персонала для замены фильтрующего материала) может быть заменен на новый так же как и непереснаряжаемый фильтр.

Таким образом, установление Заказчиком в документации как «неразборное и непереснаряжаемое изделие» ограничивает участие в данной закупке субъектов, имеющих возможность поставить аналогичное оборудование с функцией замены фильтрующего элемента.

Указанный довод жалобы признается обоснованным. в действиях Заказчика - АО «Калугаприбор» признаются нарушение п.10.3.4 (2) ЕПоЗ «Ростех», пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

4. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», в документации закупки указано, что Партия фильтров – поглотителей должна сопровождаться паспортом о приемке военным представительством Министерства обороны РФ (ВП МО РФ).

Действующее законодательство РФ не предусматривает обязанность заказчика, поставщика или производителя фильтров-поглотителей ФП-300 (и аналогов) осуществлять контроль качества данных товаров с участием военных представительств Министерства обороны Российской Федерации.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.1992г. № 959 «О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», фильтры поглотители относятся к продукции военного назначения. Техническая приемка каждой партии продукции подлежит обязательному контролю ОТК предприятия и военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (ВП МО РФ), на основании которой выдается формуляр, в котором указываются основные характеристики, комплектность и гарантийные обязательства производителя.

Наименование продукции, подлежащей контролю ВП МО РФ, указано в Номенклатуре военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, утвержденной начальником управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 27.12.2012г.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации», фильтры-поглотители должны проходить приемку военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаться паспортом или формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в паспорте или формуляре подтверждает пригодность фильтров для использования по назначению (эксплуатации).

Согласно Указания Начальника Управления военных представительств Министерства обороны РФ, основанное на выполнении Указа Президента РФ от 22.02.1992г. № 179 и Постановления Правительства РФ от 10.12.1992г. № 959 о запрете свободной реализации средств индивидуальной и коллективной защиты от боевых отравляющих веществ и нормативно-технической документации на их производство, реализация фильтров поглотителей осуществляется потребителям, после осуществления контроля о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации военным представительством Минобороны России.

Согласно пояснениям Заказчика, требование о наличии приемки ВП МО РФ предъявлено к закупаемому товару. Прохождение контроля качества и приемки ВП МО РФ является обязанностью предприятия-изготовителя, а не участника закупки. Товары, прошедшие контроль и приемку ВП МО РФ могут быть поставлены любым хозяйствующим субъектом, при условии его соответствия требованиям, указанным в извещении.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.

5. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», фильтры–поглотитель ФП-300, приемка которых осуществляется по номенклатуре ВП МО РФ, является военной техникой, следовательно, отсутствие требования о наличии лицензии при поставках военной техники – фильтров-поглотителей ФП-300 является нарушением законодательства о закупках.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.

Статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники является лицензируемым видом деятельности в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 12 Закона о лицензировании.

Порядок лицензирования разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляемых юридическими лицами на территории Российской Федерации установлен Положением о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.06.2012г. № 581 (далее – Положение о лицензировании).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Положения о лицензировании деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники включает, в том числе, производство и реализацию вооружения и военной техники.

При этом, согласно пункту 3 указанного Положения под военной техникой понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники.

В соответствии с пунктами 28, 29 ГОСТ Р 42.0.02-2001 «Гражданская оборона. Термины и определения основных понятий» средство коллективной защиты ГО – это сооружение, предназначенное для защиты группы людей от воздействия средств нападения противника; защитное сооружение ГО – специальное сооружение, предназначенное для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, а также техники и имущества гражданской обороны от воздействия средств нападения противника.

Согласно Федеральному закону от 19.07.1998г. № 114-ФЗ «О военнотехническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», ГОСТ 31278-2004 «Межгосударственный стандарт. Сотрудничество государств – участников Содружества Независимых Государств военно-экономическое. Термины и определения» коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового применения относятся к продукции военного назначения.

В силу статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с ГОСТ Р 22.3.10-2015 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения» устройство очистки и регенерации воздуха – комплекс фильтровентиляционного оборудования, предназначенный для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).

Согласно пункту 3.1.12 вышеуказанного ГОСТ фильтр-поглотитель, ФП: элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийнохимически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико- химических (сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.

Таким образом, фильтр-поглотитель является одним из элементов комплекта фильтровентиляционного оборудования, предназначенного для снабжения защитного сооружения (убежища) очищенным воздухом и создания в сооружении (убежище) избыточного давления (подпора).

Из указанных положений следует, что указанные фильтры используются как комплектующие элементы в составе фильтрвентиляционных комплектов, предназначенных для нужд гражданской обороны. Самостоятельное использование указанных фильтров вне систем фильтрвентиляционных комплектов защитных сооружений не предусмотрено.

Полномочия в области создания вышеуказанных средств защиты населения возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.08.1995г. № 804 «О военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации» фильтры поглотители должны проходить приемку военным Представительством Минобороны России (ВП МО РФ) и сопровождаться паспортом или формуляром с заключением ВП МО РФ о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации. Заключение ВП МО РФ в паспорте или формуляре подтверждает пригодность фильтров для использования по назначению (эксплуатации).

В свою очередь изложенное означает, что реализация фильтров поглотителей потребителям осуществляется любым хозяйствующим субъектом после осуществления контроля о соответствии техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам и требованиям технической документации военным представительством Минобороны России.

Таким образом, в силу вышеизложенных положений фильтр-поглотитель относится к продукции военного назначения, понятие которой не охватывается термином «военная техника» применительно к Закону о лицензировании и Положению о лицензировании, что опровергает доводы Заявителя о необходимости указания в Документации о закупке требования к участникам о наличии лицензии при поставке продукции, относящейся к военной технике.

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.

6. Согласно доводам жалобы ООО «РИО», в документации закупки указано назначение фильтра-поглотителя: «Фильтры-поглотители должны быть предназначены для очистки воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей», что не соответствует формулировкам, содержащимся в нормативных документах. Так, Согласно п. 10.2.12. «СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77» очищать наружный воздух от газообразных и аэрозольных средств массового поражения, в том числе отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ (АХОВ), радиоактивных веществ и бактериальных средств, следует в фильтрах-поглотителях:

- при применении промышленных вентиляторов с электроприводом;

- при применении электроручных вентиляторов.

Кроме того, согласно «ГОСТ Р 22.3.10-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства коллективной защиты. Устройства очистки и регенерации воздуха. Классификация. Общие требования к схемам размещения» фильтр-поглотитель – это элемент устройства очистки воздуха, предназначенный для очистки воздуха от отравляющих веществ, бактериологических агентов, радиоактивных веществ и аварийно химически опасных веществ посредством физических (фильтрация) и физико-химических (сорбция, катализ, хемосорбция) процессов, состоящий из противоаэрозольного фильтра и сорбирующего блока, размещенных в одном корпусе.

Заявитель жалобы указывает, что указанные действия Заказчика нарушают п. 10.3.3 ЕПОЗ «РОСТЕХ» (3) (3) при установлении требований к продукции должны использоваться общеизвестные (стандартные) показатели, термины и сокращения, предусмотренные действующей нормативно-технической документацией, кроме случаев приобретения продукции, в отношении которой нормативно-техническое регулирование отсутствует и / или для которой использование нестандартных показателей является общераспространенным.

Вместе с тем, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Из приведенных положений Закона следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.

В ходе рассмотрения жалобы по существу, представителем заявителя жалобы не было представлено достаточных документальных доказательств тому, что требование заказчика об «очистке воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, бактериальных аэрозолей» не подпадает под определения, содержащиеся в ГОСТ Р 22.3.10-2015 «отравляющие вещества, бактериологические агенты, радиоактивные вещества и аварийно химически опасные вещества».

На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.

По результатам полного и всестороннего рассмотрения жалобы ООО «РИО», руководствуясь положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Комиссия Калужского УФАС России,

РЕШИЛА:

  

  1. Жалобу ООО «РИО» признать – обоснованной в части нарушений, установленных в пунктах 2, 3 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
  2. Признать действия Заказчика – АО «Калугаприбор», при утверждении документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32009412360), предметом которого является поставка фильтров поглотительных ФП-300 в ЗС, нарушающими пункт 10.3.4 (2) ЕПоЗ «Ростех», пункт 2 части 1 статьи 3, пункт 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
  3. Выдать Заказчику, комиссии заказчика – АО «Калугаприбор» обязательное для исполнения предписание о совершении действий направленных на устранение нарушения путем отмены протокола №32009412360-1 от 07.09.2020г., внесения изменений в документацию о закупке, а также продлении срока приема заявок.
  4. Выдать Оператору электронной площадки – ООО «ЭТП» предписание обеспечить возможность Заказчику, комиссии заказчика – АО «Калугаприбор» отменить протокол №32009412360-1 от 07.09.2020г, внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

<…>

<…> <…>

<…>

<…> <…>

 <…>

<…> <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 
   

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Калужской области

 

пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000

тел. (4842) 57-65-92, факс (4842) 57-65-92

e-mail: to40@fas.gov.ru

 

_______________ № ________________

 

На № __________ от ________________

 

 

Заказчику – АО «Калугаприбор»

ул. Московская, д.249, г. Калуга, 248021

 

Оператору электронной площадки – ООО «ЭТП»

ул. Достоевская, д. 66, г. Казань, Респ. Татарстан, 420097

 

Заявителю - ООО «РИО»

б.Мира, д. 29, оф. 55, г. Дзержинск, Нижегородская область, 606000

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

«15» сентября 2020 года                                                                                                        г. Калуга

 

Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

на основании своего решения от «15» сентября 2020 года по результатам рассмотрения дела №040/07/3-962/2020 по жалобе ООО «РИО» на положения документации при проведении запроса котировок в электронной форме (извещение №32009412360), предметом которого является поставка фильтров поглотительных ФП-300 в ЗС,

предписывает:

  1. Заказчику, комиссии заказчика – АО «Калугаприбор» отменить протокол №32009412360-1 от 07.09.2020г, внести изменения в документацию, а также продлить срок приема заявок.
  2. Оператору электронной площадки - ООО «ЭТП» обеспечить возможность Заказчику, комиссии заказчика – АО «Калугаприбор» отменить протокол №32009412360-1 от 07.09.2020г, внести изменения в документацию о закупке, а также продлить срок приема заявок.
  3. Заказчику, оператору электронной площадки в срок до «30» сентября 2020г. исполнить предписание Комиссии Калужского УФАС России.
  4. Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г. Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

<…>

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны