Решение №06.03.2018 №791/05 решение по делу №21-05/06-18ж от 6 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 21-05/06-18Ж

 

«06» марта 2018 года                                                                                                 г. Петропавловск-Камчатский

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

  • Комиссии Светлова И.В. – руководитель УФАС России по Камчатскому краю,

Члены Комиссии:

Муравкина Ю.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю;

Козаченко А.А. – ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и закупок УФАС России по Камчатскому краю.

 

В присутствии представителей:

от заказчика ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» – Пушкарская О.В.действующей на основании доверенности от 31.01.2018 №КЭ-18-18-18/234Д, Гавриш Ю.А. – действующий на основании доверенности от 01.01.2018 №КЭ-18-18-18/73Д, Литвинюк Н.Ю. – паспорт <...> Гаврикова Е.В. – представитель по доверенности от 22.04.2017 №КЭ -18-18-17/393Д;

от заявителя ООО «Офис Маркет» - Сиятелев К.А. действующий на основании доверенности от 01.03.2018,

 

рассмотрев жалобу ООО «Офис Маркет» на действия (бездействие) конкурсной комиссии ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку расходных материалов и запасных частей для копировальной и оргтехники (извещение №31805988117), в соответствии с порядком рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26 февраля 2018 года в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба от ООО «Офис Маркет» на действия конкурсной комиссии ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку расходных материалов и запасных частей для копировальной и оргтехники (извещение №31805988117).

Основные доводы жалобы.

В протоколе №Ар-300-2018 рассмотрения заявок на участие в аукционе №31805988117 от 20.02.2018 вторым вопросом было рассмотрено отклонение заявителя от дальнейшего рассмотрения как несоответствующий требованиям пп. «а» п.2.8.2.5 Документации о закупке. На основании: установлено несоответствие требованиям п.2.5.1.1 «б» Документации о закупке – участник имеет кризисное финансовое состояние.

ООО «Офис маркет» участник 3 типа, итоговая оценка в баллах дополнительно была уменьшена на 25%.

Заявитель считает, что для типов участников 2 и 3 итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается на 25%, что приводит к преимущественному отклонению таких участников от дальнейшего участия в закупках.

ООО «Офис маркет» считает, что имел полное право на дальнейшее участие в закупках, поскольку отвечает требованиям, установленным в документации закупок (п.2.5.1.), в том числе Участник обладает необходимым для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния).

В ходе поступления жалобы от Общества, Камчатское УФАС назначило рассмотрение дела №21-05/06-18Ж на 02.03.2018 года в 11 часов 00 минут, предварительно уведомив по факсимильной связи заявителя и организатора торгов.

Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе и заявил ходатайство о приобщении к материалам дела следующие копии документов:

- контракт №68/2017-ау/а/эф по выбору поставщика на право заключения контракта на поставку расходных материалов для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 07.02.2018,

- договор поставки товара №К-2018-1-6 от декабря 2017,

- договор поставки №1054 от 29.11.2017,

- договор №714-17р,

- договор поставки (с АО «Гарнизон»),

- таблица «Опят выполнения ООО «Офис маркет».

  • мнению заявителя, представленные документы свидетельствуют о факте подтверждения наличия у Общества заключенных контрактах в рамках Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в которых заявитель выступает надежным контрагентом.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения. На заседании Комиссии Камчатского УФАС России представители ПАО «Камчатскэнерго» поддержали доводы изложенные в возражениях, в полном объеме. Указали, что при проведении закупки Комиссии заказчика действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупках, документацией.

Представители заказчика пояснили, методика проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых ПАО «Камчатскэнерго», разработана в целях реализации норм Положения о закупке продукции для нужд заказчика Общества и локальных нормативных актов, принятых в его развитие и касающихся регламентации порядка формирования требований, порядка организации и проведения рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупок.

Проверка осуществляется на соответствие участников установленным в документации о закупке требованиям, в том числе к финансовому состоянию (устойчивости) участника (п. 2.1.2. (б) Методика). При этом требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком в Документации о закупке, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Проверка финансового состояния (устойчивости) участника закупки ООО «Офис маркет» выполнялась в рамках экспертизы, проведенной 02.02.2017 экспертом подразделения экономической безопасности ПАО «Камчатскэнерго», в результате которой установлено, что данный участник имеет кризисное финансовое состояние. Экспертная оценка дана в соответствии с Методикой оценки ДРиФС, согласно которой рассчитанные финансовые показатели усредняются с учетом весовых коэффициентов. Усредненным (средневзвешенным) рассчитанным финансовым показателям присваиваются оценки по шкале от 0 баллов (минимальная оценка) до 1 балла (максимальная оценка). Сумма всех оценок усредненных (средневзвешенных) рассчитанных показателей в баллах делится на общее количество показателей (среднее арифметическое). Полученная таким образом итоговая оценка сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3 Методики.

С учетом представленных данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «Офис маркет» по состоянию на 30.09.2017 значение итоговой оценки составило 0,43 балла, что соответствует кризисному финансовому состоянию (менее 0,45 баллов). Данный критерий отбор участников предусмотрен п 2.4.1 (з) Методики. То есть, в соответствие с Методикой участник соответствует кризисному финансовому состоянию (менее 0,45 баллов) и без уменьшения оценки на 25%.

Ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.6. Методики) итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

С учетом вышеуказанного положения Методики (дата образования ООО «Офис маркет» 17.04.2017, участник не предоставлял на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую отчетность) ни за один отчетный период, тип 3 участника) итоговая оценка в баллах составляет 0,34 балла. Однако это не имеет ключевого значения так как участник не соответствует требованиям конкурсной документации и без применения пункта 2.6.6 Методики.

Опыт выполнения аналогичных договоров ООО «Офис маркет» (согласно предоставленным в закупочной документации сведениям о шести договорах поставки) свидетельствует о том, что стоимость поставок, выполненных в 2017 году, составляет: 10 198 901, 54, с учетом НДС, что существенно меньше объема поставки, предусмотренного по закупке №300, проведенной ПАО «Камчатскэнерго».

  • образом, исходя из финансового состояния (устойчивости) участник ООО «Офис маркет» не располагает достаточными средствами для выполнения объема поставки, предусмотренного в закупке №300.

Рассмотрев жалобу Общества, пояснения представителей заказчика и заявителя, проанализировав конкурную документацию и нормативные правовые акты, Комиссия Камчатского УФАС России пришла к следующим выводам.

Заявленное ходатайство о приобщении к материалам дела копий: контракта №68/2017-ау/а/эф по выбору поставщика на право заключения контракта на поставку расходных материалов для нужд ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» от 07.02.2018, договора поставки товара №К-2018-1-6 от декабря 2017, договора поставки №1054 от 29.11.2017, договора №714-17р, договора поставки (с АО «Гарнизон»), таблица «Опыт выполнения ООО «Офис маркет», Комиссия Камчатского УФАС считает необходимым приобщить к материалам дела и отмечает, что заявленные документы отсутствуют в заявке ООО «Офис маркет» за исключением копий договора поставки (с АО «Гарнизон») и договора №714-17р.

Федеральный закон от 18.07.2011 №233 –ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд ПАО «Камчатскэнерго».

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проекта договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС

 

предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09 января 2018 заказчиком – ПАО «Камчатскэнерго» на электронной площадке www.roseltorg.ru и http://zakupki.gov.ru опубликована извещение №31805988117 и документация о размещении аукциона на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники» (закупка №300).

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 8 643 136,90 рублей, без учета НДС, 98 901, 54 с учетом НДС.

Дата окончания подачи заявок установлена 31 января 2018 в 06:00 (московского времени), 15-00 (камчатского времени).

Дата рассмотрения заявок не позднее 20 февраля 2018 в 15:00 (камчатского времени).

Дата подведения итогов – 27 февраля 2018 года в 15-00 (камчатского времени).

Согласно протоколу №Ар-300-2018 рассмотрения заявок на аукционе № 31805988117 от 20.02.2018 на участие в закупке подано 8 заявок.

Из названного протокола следует, что заявки ООО «Расходные материалы», ООО «Компания Дальтехкомплекс» и ООО «Офис маркет» признаны несоответствующими условиям документации о закупке и отклонены от дальнейшего рассмотрения.

Заявка ООО «Офис маркет» отклонена от дальнейшего рассмотрения как несоответствующая требованиям подпункта «а» пункта 2.8.2.5 документации о закупке по основанию: «Участник имеет кризисное финансовое состояние, что не соответствует требованиям пункта 2.5.1.1 «б» документации о закупке.

Пункт 6.3. Положения о закупках содержит требования к участникам закупок. На основании пункта 6.3.5 Положения о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Особенности способа закупки аукциона определены в пункте 7.6 названного Положения.

В соответствии с общими требованиями к участникам закупки, установленными пунктом 2.5.1.1 документации о закупке, чтобы претендовать на победу в указанной закупке и получить право заключить договор, участник закупки должен отвечать установленным требованиям, в частности, должен обладать необходимыми для исполнения договора финансовыми возможностями (отсутствие кризисного финансового состояния) (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния

 

(устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых ПАО «Камчатскэнерго» (приложение№5).

Пунктом 2.8.2 документации о закупке установлено, что в рамках отборочной стадии закупочная комиссия проверяет заявки по критериям, указанным в разделе 8 документации о закупке (приложение №3 – Отборочные критерии оценки заявок участников запроса предложений).

Требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки установленным требованиям, содержатся в пункте 2.5.4 документации о закупке, в состав заявки включаются документы согласно данного перечня, в том числе обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный финансовый год – копию бухгалтерского баланса с отменой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронной виде, с приложением квитанции о приеме. Бухгалтерский баланс должен следующие показатели: долгосрочные обстоятельства, краткосрочные обязательства, валюта баланса, капитал и резервы, долгосрочные заемные средства, краткосрочные заемные средства, денежные средства и денежные эквиваленты, кредитная задолженность, дебиторская задолженность, внеоборотные активы, оборотные активы, капитал и резервы, основные средства, выручка, прибыль (убыток) до налогообложения, проценты к уплате, чистая прибыть (убыток). Для вновь зарегистрированных участников, не предоставлявших на момент подачи заявок в налоговые органы бухгалтерскую (финансовую) отчетность за завершенный финансовый год – копию промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности за завершенный квартал, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера, или данные по установленной в Документации о закупке форме – данные бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма 8) (пункт 5.8 настоящей Документации о закупке).

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методики проверки, проверка проводится в следующем порядке: проверка участника на соответствие критериям отбора, установленным в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики; проверка участника на наличие ограничивающих факторов, установленных в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.5 настоящей методики; проверка финансового состояния (устойчивости) участника, в соответствии с пунктом 2.6 настоящей Методики.

Согласно представленной в составе заявки выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Офис маркет» создано 17.04.2017, в связи с чем в состав заявки приложена промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за период с 17.04.2017 по 30.09.2017. На основании подпункта «в» пункта 2.6.2 Методики проверки обществу присвоен 3 тип участника, проверка финансового состояния (устойчивости) для которых осуществляется по предоставленной участником в заявке бухгалтерской (финансовой) отчетности или по данным, которые предоставлены вместо бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При этом, проверка финансового состояния (устойчивости) осуществляется по данным на дату окончания квартала, предшествующего кварталу, в котором установлен день подачи заявок.

На основании пункта 2.6.6 Методики проверки сумма всех оценок усредненных (средневзвешенных) рассчитанных показателей (пункт 2.6.4 настоящей методики) в баллах делится на общее количество показателей (среднее арифметическое). Получается таким образом итоговая оценка сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3, согласно которой по шкале баллов 0 до 1 участнику присваивается:

- менее 0,45 баллов – «кризисное финансовое состояние»,

- от 0,45 включительно до 0,90 баллов включительно – «неустойчивое финансовое состояние»,

- более 0,90 баллов – «удовлетворительное финансовое состояние».

При этом ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участник в динамике отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.2 настоящей методики) итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

Согласно материалам дела, при определении финансового состояния итоговая оценка ООО «Офис макрет» составила 0,43. в связи с чем, финансовое состояние общества на основании Методики проверки признано кризисным и не соответствующим требованиям документации о закупке.

Таким образом, действия закупочной комиссии по отклонению заявки ООО «Офис маркет» от дальнейшего рассмотрения являются обоснованными, соответствующими Положению и закупочной документации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах ,в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестности конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 6.3.7 Положения определено, что требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Фактически, из Методики проверки следует, что заказчик предоставляет существенные преимущества участия в закупке только хозяйствующим субъектам, находящимся на рынке длительный промежуток времени, а лица, вновь созданные, не допускаются к участию лишь на том основании, что срок их деятельности небольшой.

Так, итоговая оценка финансового состояния ООО «Офис маркет» до снижения на 25% составляла 0,43. указанный показатель согласно Методике проверки позволяет присвоить участнику «неустойчивое финансовое состояние» и принять дальнейшее участие в закупке.

Применение обозначенного критерия никак не подтверждает/не может подтвердить факт того, что у лица отсутствуют финансовые ресурсы для исполнения договора, заключенного по результатам закупки.

На основании изложенного, комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу о том, что установление в Методике проверки положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25% ограничивает/может ограничить возможность участия в закупках вновь созданных организаций.

Учитывая, что в соответствии с проектом договора поставки, оплата товара производится в течении 30 календарных дней с даты подписания товарной накладной ТОРГ-12 покупателем, т.е. после фактической поставки товара, а также предусмотрена ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, довод заказчика о том, что применение уменьшения итоговой для типов участников 2 и 3 осуществляется в целях исключения рисков ПАО «Камчатскэнерго», связанных с ненадлежащим исполнением либо неисполнением контрагентом договорных обязательств, является необоснованным. Отсутствие возможности оценки изменения финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки.

Кроме того, Методика проверки не содержит обоснования причин снижения итоговой оценки непосредственно на 25%.

Таким образом, комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, выразившиеся в установлении в пункте 2.6.6 Методики проверки, является приложением №5 к документации о закупке в форме аукциона на право заключения договора на поставку «Расходные материалы и запасные части для копировальной и оргтехники», положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25% ,что фактически влечет за собой отклонение заявки участника закупки от дальнейшего рассмотрения без каких-либо объективных доказательств того, что лицо не может надлежащим образом выполнить условия договора, необоснованно сокращает возможность для участия вновь созданных юридических лиц в закупке товаров, стимулирование участия, развитие добросовестной конкуренции, нарушают часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции комиссия Камчатского УФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «ОФИС МАРКЕТ» на действия (бездействие) конкурсной комиссии заказчика ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» при проведении открытого аукциона на право заключения договора на поставку расходных материалов и запасных частей для копировальной и оргтехники (извещение №31805988117), необоснованной.

2. Признать заказчика - ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго»нарушевшим часть 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Руководитель управления И.А. Светлова

 

 

 

Члены Комиссии Ю. А. Муравкина

 

 

А.А. Козаченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны