Решение б/н Решение по делу от 21 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Дело № 21-05/06-15А

 

РЕШЕНИЕ

           09 февраля 2015 года                                  г. Петропавловск- Камчатский

 

         Резолютивная часть решения оглашена «09» февраля 2015года

         В полном объеме решение изготовлено «11» февраля 2015 года

 

 

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Светлова И.А. –  руководитель Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

- Тюрин Д.А. – начальник отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС;

- Кодерле И.В. – главный государственный инспектор отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС;

 от заявителя:

Вице-президент по Северному завозу по Северо-восточной территории общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «Транзит-ДВ» «…»;

представитель по доверенности (доверенность от 12.-1.2015 до 31.12.2015, без права передоверия) «…»

от ответчика по делу:

Генеральный директор ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» «…» ;

главный юрист ОАО «ПКМТП» «…» (доверенность от 02.02.2015 до 31.12.2015, без права передоверия),

        рассмотрев дело № 21-05/06-15А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»(ул. Щедрина, 2, г. Петропавловск-Камчатский 683000)  в Камчатском крае ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в отказе в выгрузке (груза) угля на другой вид транспорта (автотранспорт) на территории Петропавловск-Камчатского морского торгового порта для ООО «Торговый дом «Транзит-ДВ»

 

УСТАНОВИЛА:

       

       В адрес Камчатского УФАС России 30 января 2054 года (вход. № 337) поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Транзит-ДВ» (далее – ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ») (690091, г. Владивосток, ул. Уборевича, 13; представительство: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 24) на действия Открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (далее – ОАО «ПКМТП» (г. Петропавловск-Камчатский, пл. Щедрина, 2).

   Из данной жалобы следует, что в соответствии с Приказом ФСТ России от 05.06.2012 № 137-т/3 «Об утверждении Перечней субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России», ОАО «ПКМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах. ОАО «ПКМТП» является оператором морского терминала.

    Между ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» и ОАО «ПКМТП» заключен договор № 171 от 01.06.2010 г. Предметом вышеуказанного договора являются работы по перевалке груза-угля, прибывшего в порт Петропавловск-Камчатский.

    В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.

В сведениях о юридическом лице ОАО «ПКМТП» из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности является – транспортная обработка грузов 63.11 ОКВЭД ОК 029-2001, где транспортная обработка грузов включает в себя погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки, включая погрузочно-разгрузочную деятельность на водном транспорте.

Также ОАО «ПКМТП» выдана лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах № 000508 от 18.10.2012 г., где виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад.

29.12.2014 года № 153 ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» обратилось  в ОАО «ПКМТП» с просьбой осуществлять полный комплекс услуг согласно перевалке грузов по предмету договора № 171 от 01.06.2010, а именно, по выгрузке груза с одного вида транспорта на другой вид транспорта, технологическое накопление (хранение) в границах морского порта.

В заявленной просьбе ОАО «ПКМТП» отказал, сославшись на отсутствие инфраструктуры и недостаточность территории.

23.01.2015 ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» направило письмо-заявку в ОАО «ПКМТП» № 6,7,8 с просьбой произвести перевалку груза по прямому варианту борт судно-автотранспорт, согласно своду обычаев ОАО «ПКМТП» в связи с планируемой поставкой к причалу № 1 т/х «Солнце Востока» 29.01.2015 г.

В п. 5 Работы и услуги, оказываемые в порту «Свода обычаев ОАО «ПКМТП», порт в пределах отведенной территории осуществляет в том числе перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно.

Своим письмом ОАО «ПКМТП» от 30.01.2015 № Пр-020 отказало ООО «Торговый Дом Транзит ДВ» в прямом варианте перевалке грузов.

ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» считает, что ОАО «ПКТМП» нарушает ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», где запрещается действие (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе такие действия как экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

С заявленными требованиями ОАО «ПКМТП» не согласился по следующим основаниям.

В соответствии с условиями договора № 171 от 01.06.2010 Заказчик (ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ») обеспечивает своевременную подачу заявок на выполнение работ по перевалке поступающего груза и самостоятельно, без участия Оператора (ОАО «ПКМТП») морского терминала, согласовывает вопросы размещения на арендованной территории коносаментных партий груза, условия, порядок, сроки хранения и вывоза груза. В свою очередь Оператор (ОАО «ПКМТП») Морского терминала обеспечивает выгрузку груза с судна на складскую площадь открытого хранения, арендуемую Заказчиком (ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ»).

В разрез с условиями указанного договора в адрес ОАО «ПКМТП» от ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» поступило требование осуществить разгрузку судна по прямому варианту: «борт судна - автомобиль». Ввиду отсутствия для данного вида работ утвержденного тарифа ОАО «ПКМТП» вынуждено отказать ООО «Торговый Дом «Транзит-ДВ» в выполнении заявленного требования.

Технология выгрузки угля навалом по прямому варианту «борт судна – автомобиль» в ОАО «ПКМТП» отсутствует. Существующая инфраструктура навалочного перегрузочного комплекса ОАО «ПКМТП» (м. Сигнальный) изначально создана под выгрузку навалочных грузов (угля) через склад открытого хранения и для работы по «прямому варианту» не предназначалась.

Соответственно, технологическая документация, без которой невозможно производить работы по выгрузке грузов в порту (в соответствии с п. 9 ч 2 приказа Минтранса от 09.07.2014 № 182 «Об утверждении правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту и другими нормативными документами, а именно рабочая технологическая карта РТК № 9.1 утверждена генеральным директором ОАО «ПКМТП» 19.03.2008) была разработана по варианту выгрузки угля: «судно-склад-автомашина». РТК разрабатывается в соответствии с Правилами разработки технологической документации на ПРР в морских портах РФ РД 31.40.22-93 исходя из характера перегружаемого груза и экономической целесообразности, для чего требуется подробная проработка технологического процесса по ряду вопросов и экономический расчет всех операций, а также согласования различных аспектов службами порта.

Уголь навалом относится к опасным грузам 4 класса опасности. На погрузочно-разгрузочные работы ОАО «ПКМТП» имеет лицензию Серия МР-4, № 000508 от 18.10.12. Обязательным документом, предоставляемым в лицензирующий орган для получения вышеуказанной лицензии является План предупреждения и ликвидации ЧС при перегрузке опасных грузов, утвержденный 21.08.2008 г. В Плане указаны варианты выгрузки всех видов опасных грузов перерабатываемых портом, в том числе угля навалом. В вышеуказанном Плане указан только один вариант выгрузки угля навалом: «судно-склад-автомашина».

Так как ОАО «ПКМТП» является субъектом естественной монополии, стоимость услуг, оказываемых Обществом, регулируется государством, в лице ФСТ России.

Закон о естественных монополиях регулирует деятельность субъектов естественных монополий, в том числе на услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.

Частью 1 ст. 5 закона о естественных монополиях предусмотрено, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с п. 5.3.1.24 указанного Положения ФСТ России устанавливает цены (тарифы) на услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах.

В соответствии с Перечнем услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов0 на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление РФ № 293), погрузка и выгрузка грузов относится к услугам, на которые уполномоченным органом устанавливаются тарифы.

В соответствии с приказом ФСИ России от 05.06.2012 № 137-т/3 ОАО «ПКМТП» относится к субъектам естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляет ФСТ России.

Решением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке предпринимательства от 14.03.2001 № 12/06-2-мп были утверждены предельные тарифы на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги для экспортно-импортных грузов и для каботажных грузов в ОАО «ПКМТП», а также Положение о порядке применения предельных тарифов на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО «ПКМТП» Перечень операций, оплачиваемых ставками за погрузочно-разгрузочные  работы, соответствует перечню работ, оплачиваемых аккордными ставками прейскуранта 11-01 «Тарифы на перевозки грузов морским транспортом в каботажном плавании» (п. 3.1.2.) в части, касающейся каботажных перевозок и перевозок прямого смешанного железнодорожно-водного сообщения в морских портах отправления, назначения перевалки.

ОАО «ПКМТП» не вправе самостоятельно устанавливать тарифы на работы по варианту «судно-автомашина», так как это противоречит действующему антимонопольному законодательству.

Рабочими технологическими картами, утвержденными для ОАО «ПКМТП» разработаными с учетом всех технических и технологических возможностей, соблюдения правил техники безопасности и не предусмотрен прямой вариант перевалки каменного угля навалом.

В Справочнике «Единых комплексных норм выработки и времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемых в морских портах» нормы на перевалку каменного угля навалом предусмотрены только для варианта «трюм-кран-полувагон». То есть прямой вариант перевалки угля навалом возможен при наличии в портах железной дороги (подвижного состава), обеспечивающей бесперебойную подачу транспортной единицы по выгрузке угля с судна.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 1-3 статьи 41, пунктом 2 статьи 48  Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

РЕШИЛА:

    Прекратить рассмотрение дела № 21-05/06-15А в отношении Открытого акционерного общества «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны