Решение б/н Решение по делу № 21-05/14 – 15 А от 14 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2015 года                                   г. Петропавловск - Камчатский

 

         Резолютивная часть решения оглашена «28» апреля 2015 года

         В полном объеме решение изготовлено «12» мая 2015 года

 

       

        Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии: Светлова И.А. –  руководитель Камчатского УФАС России;

          Члены Комиссии:

-   Тюрин Д.А. – начальник отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России;

-     Кодерле И. В. - главный государственный инспектор отдела правового обеспечения и рекламы;

-  Иванкова Н.А – ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

         рассмотрев дело № 21-05/14 – 15 А о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного на основании приказа Камчатского УФАС России от 26 марта 2015 года № …..-П  о возбуждении дела и утверждении состава Комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения ООО «Торговый Дом «Транзит – ДВ» в лице филиала в Петропавловске-Камчатском (ОГРН, ИНН, КПП) (далее – ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившемся в завышении стоимости угля при его реализации населению Камчатского края,

 

     

 

      в отсутствие:  

-    заявителя М………….. (извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела);

 

-     представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края;      

 

       в присутствии представителей Министерства социального развития и труда Камчатского края

         - представитель по доверенности

        -  представитель по доверенности

 

   

      в присутствии представителя ООО «Торговый Дом «Транзит»

           -представитель по доверенности

   

      в присутствии представителей Министерства экономического развития, предпринимательства и торговли Камчатского края

         -  представитель по доверенности

           - представитель по доверенности

 

                                              

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступило обращение от жителя Камчатского края М…………... Заявитель М………….. проживает в частном доме с печным отоплением. По договорам розничной купли – продажи от 10.08. 2012 года, 27.01.2014 года заключенными между ……………… и ООО Торговый Дом «Транзит ДВ» вышеуказанный гражданин приобретал уголь со склада, расположенного в порту г. Петропавловска – Камчатского на сумму 97749, 00 рублей. Покупка угля у ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» по цене 5350, 5890 рублей заявителем подтверждается квитанциями об оплате от 10.08.2012 года, квитанцией о 27.01. 2014 года, квитанцией от    20.10.2014 года. На момент рассмотрения дела для Петропавловска – Камчатского городского округа предельная отпускная цена на уголь установлена постановление Правительства Камчатского края от 22.04.2008 г. № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» в размере 3500 руб. за 1 тонну. Гражданин М........................обратился за разъяснением в Министерство экономического развития предпринимательства  и торговли Камчатского края. В своем ответе (исх. № …….. от 16.12.2014 года) Министерство экономического развития предпринимательства  и торговли Камчатского края пояснило, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочиванию государственного регулирования цен (тарифов)» топливо твердое и топливо печное бытовое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья жилищным и жилищно – строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, подлежат государственному регулированию, которые осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На территории Камчатского края действует постановление Правительства Камчатского края от 22.04.2008 г. № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо». Отпускные предельные цены на твердое топливо (дрова, уголь) установлены для расчета и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг.        Установленные постановлением предельные цены на твердое топливо обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от формы собственности осуществляющими реализацию угля и дров населению. Также в своем ответе (исх. № ……… от 16.12.2014 года) Министерство экономического развития предпринимательства  и торговли Камчатского края указало, что министерство готовит проект постановления Правительства Камчатского края о внесении изменений в постановление Правительства Камчатского края от 22.04.2008 г. № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо».

       Вместе с тем Камчатским УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 2 примечания к постановлению Правительства Камчатского края от 22.04.2008 г. № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» доставка твердого топлива (дрова, уголь) до потребителя и погрузо – разгрузочные работы в стоимость отпускных предельных цен на твердое топливо не включены.

       Камчатским УФАС России возбуждено в отношении ООО Торговый Дом «Транзит ДВ» дело № 21-05/14-15 А  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

       Определением от 26 марта 2015 года дело № 21-05/14 – 15 А было назначено на рассмотрение на 3 апреля 2015 года.

На определение о назначении дела № 21-05/14-15 А от 26.03.2015 года о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» пояснило (вх. № ………. от 03.04.2015 года), что ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» (поставщик) осуществляет реализацию каменного угля на территории Камчатского края организациям и предприятиям всех форм собственности, гражданам приобретающим уголь для нужд, не связанных с удовлетворением потребностей в жилье (а также населению). Отпускные цены одной тонны угля на площадке складского хранения в г. Петропавловске-Камчатском составляли в 2012 году  - 5350 руб. (c НДС), в 2013 году  - 5550 руб. (с НДС), в 2014  - 5890 руб. (с НДС). Стоимость угля увеличивалась в связи с увеличением цен ж/д тарифов, стоимости морского фрахта и стоимости перевалка угля в порту, а также с учетом инфляции по данным Росстата не более 6, 5 %. Также ООО «Торговый Дом «Транзит -  ДВ» в пояснениях указало, что цены в Постановлении Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» утверждены для расчета и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг. Установленные цены в Постановлении на твердое топливо в Петропавловск – Камчатском городском округе и в Елизовском муниципальном районе не пересматривались с 2010 года. ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» обратилось с письмом от 10.12.2014 года № ……. в Минэкономразвития Камчатского края, с целью внесения изменений уровня цен на уголь (каменный) реализуемый населению в Постановление от 22.04.2008 года № 114 – П в установленном порядке. Также в своем письме Министерство экономического развития Камчатского края от 16.02.2014 года №……… по жалобе гражданина М…………… делает ссылку на то, что отпускные предельные цены на твердое топливо (дрова, уголь) в Постановлении Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П установлены для расчета и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг, в связи с чем, готовится проект постановления Правительства Камчатского края о внесении изменений в постановление от 22.04.2008 года № 114 – П. Также ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» сообщило, что не занимает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке. Так как реализацией угля на территории Петропавловска – Камчатского и Елизовского района также занимались и иные компании, такие как ООО «АЛАИД», ООО «Верес», ООО «Теплоклимат», ГУП «Камчатэнергоснаб». Для определения монопольно высокой цены товара, необходимо проверить расчеты размера расходов и прибыли компании, расчета предполагаемой цены товара с учетом необходимости покрытия затрат на производство, реализацию и обеспечения получения необходимой прибыли, отклонения цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования. Так как в Постановлении Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П цены установлены только для расчета и предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг, то согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон.

  Камчатским УФАС России установлено, что на момент рассмотрения дела № 21-05/14-15 А изменения в  постановление Правительства Камчатского края от 22.04.2008 г. № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» не внесены.

         3 апреля 2015 года на заседании комиссии Камчатского УФАС России представители Министерства экономического развития предпринимательства и торговли Камчатского края пояснили, что деятельностью по возмещению субсидий по отпускным предельным ценам на твердое топливо (дрова, уголь) установленным Постановлением Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» занимается Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.

       В соответствии с определением от 3 апреля 2015 года об отложении дела № 21-05/14-15 А (исх. № ………. от 08.04.2015 года) в качестве лиц участвующих в деле было привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского         края.
        13 апреля 2015 года Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края направило свои пояснения (вх. № ………. от 13.04.2015 года). Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края сообщило, что в соответствии с Законом Камчатского края от 04.05.2008 № 50 «О региональных стандартах, применяемых при определении прав граждан на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и расчете их размеров» постановлением Правительства Камчатского края от 25.06.2014 № 271 – П «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно – коммунальных услуг и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Камчатского края» были установлены размеры региональных стандартов стоимости жилищно – коммунальных услуг, используемых для расчета субсидий. Согласно пункту 2 статьи 6 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования в Камчатском крае утверждают не чаще одного раза в пять лет перечень, который содержит из всей совокупности жилищного фонда данные об одном многоквартирном доме и одном жилом доме индивидуального жилищного фонда, которые соответствует средним условиям уровням благоустройства, конструктивным и техническим параметрам. Указанный перечень утверждается муниципальным правовым актом соответствующего городского округа, городского и сельского поселения в Камчатском крае. Так, постановлением главы Корякского сельского поселения от 01.09.2006 № 82/1 утверждены многоквартирный дом по ул. Колхозная, д…….. и индивидуальный жилой дом по ул. Рабочая, ….., отапливаемый твердым топливом, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним в Корякском сельском поселении. Установление отпускных предельных цен на твердое топливо относится к полномочиям Министерства экономического развития Камчатского края. Постановлением Правительства Камчатского края от 22.04.2008 № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» отпускная цена на уголь для Елизовского муниципального района утверждена в размере 4220 рублей за 1 тонну и применяется для расчета субсидии на оплату жилищно – коммунальных услуг гражданам.

      Также Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, сообщило, что Законом Камчатского края от 30.12.2007 № 695 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями Камчатского края по вопросам предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по расчету и предоставлению субвенций поселениям для осуществления ими государственных полномочий Камчатского края по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Законом Камчатского края от 06.11.2014 № 536 «О краевом бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» предоставление предприятию бюджетных средств на покрытие разницы между ценой твердого топлива (дрова и/или уголь) и отпускной ценой твердого топлива для населения, проживающего в домах, не имеющих центрального отопления, не предусмотрено. Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан (включая плату за твердое топливо) и транспортные услуги для его доставки) относится к полномочиям Министерства социального развития и труда Камчатского края. Министерство жилищно – коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края не располагает информацией о количестве лиц, которым были предоставлены субсидии и меры социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг за 2013 – 2015 годы.

В ходе рассмотрения дела Комиссия Камчатского УФАС России пришла к выводу о необходимости привлечения к участию в рассмотрении дела представителей Министерство социального развития и труда Камчатского края.

Во исполнение определения об отложении дела № 21-05/14-15 А от 3 апреля 2015 года ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» сообщило (исх. № ……. от 13.04.2015 года), что ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» (поставщик) осуществляет реализацию каменного угля на территории Камчатского края организациям, предприятиям всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям и гражданам. Информации, для каких целей приобретают граждане уголь для нужд, не связанных с удовлетворением потребностей в жилье или связанных с удовлетворением потребностей в жилье при реализации угля компания ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» не обладает. ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» предоставило сведения об объеме реализованного угля гражданам в целом за 2013, 2014 годы на территории Камчатского края. Также ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» предоставило подробную калькуляцию по затратам при определении отпускной цены на уголь в период с 2013 – 2015 г.                         В соответствии с определением об отложении дела № 21-05/14 – 15 А от 15 апреля 2015 года (исх. № ………… от 20.04.2015 года) в качестве лиц участвующих в деле были привлечены представители Министерства социального развития и труда Камчатского края.

         Согласно определению по делу № 21-05/14-15 А от 15 апреля 2015 года (исх. № ………. от 20.04.2015 года) Министерству социального развития и труда Камчатского края необходимо было представить до 27 апреля 2015 года в Камчатское УФАС России надлежаще заверенные копии следующих документов: информацию о количествах лиц получивших субсидии (компенсации) в соответствии с примечанием к Постановлению Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» (за период 2013 – 2015 г. с разбивкой по годам); порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилищно – коммунальных услуг отдельным категориям граждан (включая плату за твердое топливо и транспортные услуги для его доставки).                                                              Во исполнение определения по делу № 21-05/14-15 А от 15 апреля 2015 года (исх. № ……… от 20.04.2015 года) Министерство социального развития и труда Камчатского края направило свои пояснения по существу рассматриваемого дела (вх. № ………. от 27.04.2015 года). Министерство социального развития и труда Камчатского края сообщило, что предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае утверждено Постановлением Правительства Камчатского края от 18.12.2012 № 565 – П. Приказом Министерства от 19.07.2012 № 404 – П утвержден административный регламент предоставления Министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и (или) коммунальные услуги отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае. М………….. проживающий по адресу: п. Коряки, Елизовский район, ул. Рабочая, д……. являлся получателем региональной социальной доплаты к пенсии по категории «неработающий пенсионер» по 31.03.2010. С 01.04.2010 выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращена в связи с превышением дохода. Иные меры социальной поддержки, в том числе ежегодная денежная компенсация за твердое топливо (дрова и/или уголь) и транспортные расходы по его доставке, М………. в Елизовском филиале КГКУ «Центр выплат» не предоставлялись. Денежная компенсация платы за твердое топливо (дрова и/или уголь) и транспортные расходы по его доставке льготным категориям граждан рассчитывается и назначается в соответствии с региональными стандартами стоимости жилищно – коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Камчатского края от 25.06.2014 № 271 – П «Об установлении размеров региональных стандартов стоимости жилищно –коммунальных услуг и признания утратившими силу отдельных постановлений Правительства Камчатского края».                    В ходе рассмотрения дела были заслушаны доводы участников по делу.              Выслушав представителей лиц участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства приходит к следующим выводам.                                                                                             В связи с рассмотрением дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании служебной записки отдела правового обеспечения и рекламы проведен анализ рынка в продуктовых границах «реализация твердого топлива (угля) для нужд, связанных с удовлетворением потребностей граждан в жилье» в географических границах г. Петропавловска – Камчатского. Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220. По результатам проведенного анализа составлен Аналитический отчет № ………….. от 27.04.2015 года.  В соответствии с Аналитическим отчетом № ………… от 27.04.2015 года проведенным Отделом антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России реализацию угля гражданам, проживающим в г. Петропавловск – Камчатский, Елизовском районе в географических границах г. Петропавловска – Камчатского осуществляет ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ». В связи с тем, что в границах г. Петропавловска – Камчатского услуги по розничной торговле углем оказывает только ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ», доля данного хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке составляет 100 %. Рынок является высококонцентрированным. Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (группы лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам и доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим. По результатам проведенного анализа установлено, что положение ООО «Торговый Дом «Транзит – ДВ» на рынке услуг по розничной торговле углем в географических границах г. Петропавловска – Камчатского является доминирующим.                                                                     Правительство Камчатского края в соответствии с Постановлением Правительства Камчатского края от 22 апреля 2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» установило отпускные предельные цены на твердое топливо (дрова, уголь), реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, согласно приложению.   В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.                                                       В соответствии с пунктами 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.                    Комиссия Камчатского УФАС России пришла к следующему выводу, что ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» при продаже угля заявителю М……. в нарушение Постановления Правительства Камчатского края от 22 апреля 2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо»  не применило цену в размере 3500 рублей, а продало гражданину М………. уголь по цене 5350 рублей согласно квитанции от 10.08.2012 года, по цене 5890 рублей согласно квитанции от  27.01.2014 года, квитанции от 20.10.2014 года, тем самым ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» совершило действия по продаже угля с установлением исходя из своих коммерческих интересов монопольно высокой цены.  Довод ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» о том, что цены установленные в Постановлении Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» предоставляются в качестве мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и расчета размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг Комиссия Камчатского УФАС России считает необоснованным, так как примечание в данном постановлении не является основополагающим в силу того, что в п.1 Постановления Правительства Камчатского края от 22.04.2008 года № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» указано установить отпускные предельные цены на твердое топливо (дрова, уголь) реализуемые гражданам без их разделения на отдельные категории и без указания на региональный стандарт стоимости жилищно – коммунальных услуг в Камчатском крае.

             На основании вышеизложенного Комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу, что ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» нарушило требования пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».         

          Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

Решила

        1. Признать в действиях ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» факт нарушения пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены при продаже угля гражданам, в нарушение установленного Постановлением Правительства Камчатского края от 22.04.2008 № 114 – П «Об установлении отпускных предельных цен на твердое топливо» порядка ценообразования.

      2. Выдать ООО «Торговый Дом «Транзит ДВ» предписание об устранении нарушений пунктов 1, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Передать материалы должностному лицу для возбуждения административного производства по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны