Определение №3161/06 от 26.10.2018 определение о назначении дела № 21-06/263-18А от 26 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 21-06/263-18А

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

25 октября 2018 г.                                                                                                                                                    г. Петропавловск- Камчатский

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Камчатское УФАС России 28.07.2018 поступило заявление ООО «ТСК» (далее – Заявитель), указывающее на признаки нарушения АО «ННК-Камчатнефтепродукт» (далее – АО «ННК-КНП») антимонопольного законодательства путем розничной реализации нефтепродуктов через свои АЗС в мае, июне 2018 года по цене ниже себестоимости, что, по мнению Заявителя, направлено на создание неоправданного преимущества перед конкурентами и является недобросовестной конкуренцией.

 

АО «ННК-КНП» является собственником резервуаров, причала и прочего имущества, т.е. материальной базы, необходимой для осуществления деятельности по хранению и перевалке нефтепродуктов, что позволило ему стать единственным продавцом нефтепродуктов на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов и дизельного топлива (далее – нефтепродукты).

При этом покупателями на мелкооптовом рынке нефтепродуктов являются, в частности, хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов через АЗС, в том числе АО «ННК-КНП».

Таким образом, АО «ННК-КНП» занимает доминирующее положение на мелкооптовом рынке нефтепродуктов в границах Камчатского края и является единственным поставщиком (продавцом) нефтепродуктов как для собственных АЗС, так и для прочих хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на розничном рынке нефтепродуктов в границах Камчатского края.

 

АО «ННК-КНП» имеет самую развернутую сеть АЗС на территории Камчатского края, что позволяет этому хозяйствующему субъекту заключать договоры на реализацию нефтепродуктов с различными организациями, которые нуждаются в приобретении нефтепродуктов в больших объемах и в различных населенных пунктах Камчатского края. Объемы реализации, приходящиеся на одну АЗС АО «ННК-КНП», превышают показатели конкурентов.

АО «ННК-КНП», входящее в группу лиц АО «ННК», которая является вертикально интегрированной нефтяной компанией, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения нефтепродуктов как на мелкооптовом рынке, так и на розничном рынке нефтепродуктов (поскольку данные рынки являются смежными), влиять на размер розничной цены нефтепродуктов, в связи с чем АО «ННК-КНП» является ценовым лидером на розничном рынке нефтепродуктов.

Таким образом, действия АО «ННК-КНП» по установлению (изменению) отпускных цен на нефтепродукты на мелкооптовом рынке неизбежно оказывает влияние на формирование розничных цен на нефтепродукты на розничном рынке.

 

ООО «ТСК» является конкурентом АО «ННК-КНП» на розничном рынке нефтепродуктов.

Из информации, представленной АО «ННК-КНП», установлено, что цены реализации мелким оптом нефтепродуктов для конкурентов, реализующих данный товар впоследствии на розничном рынке, выше, чем отпускные цены АО «ННК-КНП» для своих АЗС.

Согласно представленной ООО «ТСК» информации, в связи с установлением АО «ННК-КНП» для конкурентов отпускных цен реализации мелким оптом нефтепродуктов выше уровня отпускных цен на соответствующие марки нефтепродуктов, отпускаемых на собственные АЗС, реализация ООО «ТСК» нефтепродуктов за период с 13.05.2018 по 13.06.2018 по сравнению с 13.04.2018 по 13.05.2018 снизилась более чем на 16%.

По мнению ООО «ТСК», данное обстоятельство неизбежно приведет к получению ООО «ТСК» убытков от деятельности на розничном рынке нефтепродуктов в границах Камчатского края.

Из информации, представленной АО «ННК-КНП», установлено, что цены реализации мелким оптом нефтепродуктов для конкурентов, реализующих данный товар впоследствии на розничном рынке, выше, чем отпускные цены АО «ННК-КНП» для своих АЗС.

АО «ННК-КНП», занимая доминирующее положение на смежных рынках реализации нефтепродуктов: мелкооптовом и розничном, - являясь единственным продавцом нефтепродуктов для конкурентов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через АЗС, ценовым лидером на рынке розничной торговли нефтепродуктами в границах Камчатского края, осуществляло отпуск нефтепродуктов своим конкурентам на розничном рынке по ценам, размер которых превышает отпускные цены для собственных АЗС, тем самым создав себе преимущество при формировании розничных цен, что позволило ему привлечь покупателей в качестве своих клиентов и создать себе неоправданное преимущество перед конкурентами.

Данные действия АО «ННК-КНП» противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

 

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Исходя из вышеуказанной нормы для признания действий какого-либо хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией необходимо одновременное выполнение следующих условий:

- наличие конкурентных отношений между субъектами, что предполагает осуществление ими фактической деятельности на одном товарном рынке и в пределах определенных географических границ (на определенной территории), наличие соперничества, состязательности между ними на данном рынке.

- при наличии конкурентных отношений совершение одним из хозяйствующих субъектов каких-либо действий, которые:

- противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

- направлены на приобретение преимуществ перед конкурентом.

- в результате действий конкурентам могут быть причинены убытки или нанесен ущерб их деловой репутации (достаточно и потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения ущерба деловой репутации для квалификации правонарушения как недобросовестная конкуренция).

 

В результате рассмотрения заявления ООО «ТСК» установлено, что имеет место совокупность всех условий, необходимых для признания действий АО «ННК-КНП» на мелкооптовом рынке нефтепродуктов, повлекших наступление негативных последствий, в виде создания неоправданного преимущества при формировании розничных цен перед конкурентами на смежном розничном рынке нефтепродуктов, недобросовестной конкуренцией.

 

На основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции АО «ННК-КНП» было выдано предупреждение от 28.09.2018 № 2656/06 (далее – Предупреждение) о необходимости прекращения указанных действий в срок до 15 октября 2018 года путем установления для конкурентов, действующих на розничном рынке нефтепродуктов, отпускных цен реализации мелким оптом нефтепродуктов на уровне отпускных цен на соответствующие марки нефтепродуктов, отпускаемых на собственные АЗС (без увеличения розничных цен на своих АЗС).

В установленный в Предупреждении срок информация о выполнении Предупреждения не поступила.

Таким образом, Предупреждение Камчатского УФАС России АО «ННК-КНП» не выполнило, при этом признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции не устранило.

Статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 данного Федерального закона.

 

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о контрактной системе в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

На основании изложенного издан приказ Камчатского УФАС России от 19.10.18 № 83-П о возбуждении дела и создании Комиссии по признакам нарушения АО «ННК-КНП» (ул. Космонавтов, 1, г. Петропавловск – Камчатский) статьи 14.8 Закона о защите конкуренции. Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 21-06/263-18А к рассмотрению на 13 ноября 2018 года в 11-00 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 90.

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика: АО «ННК-КНП» (г. Петропавловск-Камчатский, ул. Космонавтов, 1),

заявителя: ООО «ТСК» (г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вилюйская д. 77),

заинтересованного лица: Некоммерческое партнерство «Владельцев АЗС Камчатки» (г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вилюйская д. 77).

 

 

 

Председатель Комиссии Г.Л. Старков

Связанные организации

Связанные организации не указаны