Решение №997/05 рассмотрено дело №21-05/01-19А по признакам нарушения АО «Ко... от 28 марта 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 21-05/01-19А

 

27 марта 2019 года                                          г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» марта 2019 года

В полном объеме решение изготовлено «27» марта 2019 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела №21-05/01-19А о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии Старков Г.Л. –  руководитель Камчатского УФАС России;

Члены Комиссии:

Кодерле И.В. – заместитель руководителя – начальник отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

Муравкина Ю.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

Иванкова Н.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России;

 

В отсутствии заявителей и заинтересованных лиц, уведомлены о дате и месте рассмотрения дела; 

 

в присутствии: представителя АО «Корякэнерго» - Гусева О.Б. (доверенность №69/2019 от 11.02.2019, сроком на 31.12.2019),

 

рассмотрев дело №21-05/01-19А по признакам нарушения АО «Корякэнерго» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36 дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть-Камчатск,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

28.11.2018 года в УФАС по Камчатскому краю поступили заявления Чекмазова Петра Анатольевича, Оттевой Людмилы Игнатьевны по факту расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников.

В результате проверки и руководствуясь статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Камчатскому краю установлено:

- с 1.10.2018 Чекмазову Петру Анатольевичу, проживающему по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.13, кв.36  осуществляется расчет объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилом помещении собственника.

- с 14.11.2018 Оттевой Людмиле Игнатьевне, проживающей по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.5, кв.5  осуществляется расчет объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилом помещении собственника.

В связи с наличием в действиях (бездействиях) – Акционерного общества «Корякэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Камчатскому краю на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупредило АО «Корякэнерго» о необходимости в срок до «14» января 2019 года прекратить указанные действия (бездействия) путем: 

- осуществления расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления с учетом индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников: Чекмазова Петра Анатольевича, проживающему по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.13, кв.36 и д.5, кв.5.

В установленные сроки предупреждение не выполнено. АО «Корякэнерго» пояснило, что  между АО «Корякэнерго» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом, вопросам территориального планирования и строительства администрации Усть- Камчатского муниципального района заключен договор аренды муниципального имущества Усть – Камчатского сельского поселения от 24.08.2018 №5 с целью оказания услуг теплоснобжения и горячего водоснабжения потребителям Усть – Камчатского сельского поселения.

На основании указанного договора АО «Корякэнерго» являясь ресурсоснабжающей организацией с 01.10.2018 года приступило к поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные и жилые дома Усть- Камчатского сельского поселения, в том числе по адресу: ул.60 лет Октября, дома №5,13.

16.02.2016 года собственниками жилых помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам: п.Усть – Камчатск, ул. 60 лет Октября, дома №5, 13 было проведено общее собрание в форме заочного голосования. По результатам голосования собственниками жилых помещений принято: вносить плату за коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение) с 1 марта 2016 года ресурсоснабжающим организациям. По дому №5 улица 60 лет Окября внеочередным общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (протокол №71 от 08.11.2018 года) принято решение о заключении прямых договоров на предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению между собственниками помещений и РСО.

В результате проведенного обследования многоквартирных домов Усть – Камчатского сельского поселения на предмет наличия (отсутствия) коллективных узлов учета тепловой энергии и возможности допуска их в эксплуатацию было выявлено:

1) В доме №5 по улице 60 лет Октября установлены коллективные узлы учета, возможность приемки узлов учета в эксплуатацию отсутствует в связи с непредставлением документов в соответствии с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (акт обследования от 08.11.2018);

2) в доме №13 по улице 60 лет Октября отсутствует коллективный узел учета (акт обследования от 09.11.2018).

Таким образом, АО «Корякэнерго» плату за коммунальные услуги отопления потребителям, проживающим в многоквартирных домах №5,13 по адресам: ул.60 лет Октября, в п.Усть – Камчатске, определяет в соответствии с формулой 2 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию.

В порядке части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, УФАС по Камчатскому краю на основании приказа Камчатского УФАС России от 21.01.2019 г. № 3-П о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения АО «Корякэнерго» назначило рассмотрение дела №21-05/01-19А.

В ходе рассмотрения дела №21-05/01-18А, представители АО «Корякэнерго» поддержали позицию, заявленную относительно не выполнения предупреждения и дополнили, что в результате проведенного обследования на предмет технической возможности установки ИПУ тепловой энергии, в присутствии представителей ООО «Коммунэнерго УКМР» и АО «Корякэнерго» было установлено, что техническая возможность установки ИПУ тепловой энергии в помещениях МКД, расположенных по адресу: 60 лет Октября, дом №5 отсутствует, так как указанный дом по проектным характеристикам имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления и вследствие реконструкции системы отопления (изменение вертикальной разводки внутридомовых инженерных сетей на горизонтальную) технической документации, подтверждающая законность проведения таких действий не имеется, что противоречит пункту 3 Приказа №627 (копия акта обследования от 31.01.2019).

В доме №13 проводятся работы по разработке проекта узла учета на основании выданных АО «Корякэнерго» технических условий, направленных после соответствующего обращения ООО «Коммунэнерго УКМР». До установки узла и принятия на коммерческий учет узла учета тепловой энергии, расчеты будут осуществляться с применением расчетного способа определения количества энергетического ресурса, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию.

Представитель Администрации Усть – Камчатского муниципального района пояснил, принимая во внимание положение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев 3 и 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца» ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организации при наличии установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ и ИПУ (даже при условии установленных ИПУ не во всех помещениях в многоквартирном доме) при определении (расчете платы за теплоснабжение необходимо руководствоваться ИПУ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении, выслушав представителей участвующих в деле, Комиссия приходит к следующим выводам.

Порядок расчетов за коммунальные услуги установлен Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). Под коммунальным ресурсом понимаются холодная и горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

В соответствии с п. 42 Правил учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа, прошедшие проверку в соответствии с требованиями законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной проверки прибора учета и об установленном для прибора учета межпроверочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно п. 81 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Как следует из документов, приложенных к заявлению Чекмазова П.А., в квартире 36 дома №13 по улице 60 лет Октября установлен теплосчетчик Sensonic II 0,6 подача арт.59147 заводской номер <...> , дата продажи 23.11.2015 (паспорт теплосчетчика «Сенсорик II).

ООО «Стрелец» произвел технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: п.Усть – Камчатск, ул.60 лет Октября, дом №13, квартира 36 и допустил узел тепловой энергии в эксплуатацию с 10.12.2015 по 12.10.2019 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). 

Документы приложенные к заявлению Оттевой Л.И. свидетельствуют, о том что в квартире 5 дома №5 по улице 60 лет Октября установлен теплосчетчик Sensonic II 0,6 подача арт.59147 заводской номер <...> , дата продажи 17.09.2018 (паспорт теплосчетчика «Сенсорик II).

ООО «Коммунэнерго УКМР» произвел технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: п.Усть – Камчатск, ул.60 лет Октября, дом №5, квартира 5 и допустил узел тепловой энергии в эксплуатацию с 26.09.2018 по 14.08.2022 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). 

Таким образом, акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя свидетельствуют  об установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартире 5, дома №5 по улице 60 лет Октября и квартире 36, дома №13 по улице 60 лет Октября.

Исполнителем коммунальных услуг на момент ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета тепловой энергии являлся ООО «Коммунэнерго УКМР», о чем свидетельствует платежный документ для внесения платы за предоставление жилищных и коммунальных услуг за сентябрь 2018 года.

 24.08.2018 года в результате подписания договора аренды муниципального имущества Усть – Камчатского сельского поселения от 24.08.2018 №5 произошла смена поставщика тепловой энергии.

Смена поставщика тепловой энергии с ООО «Коммунэнерго УКМР» на поставщика АО «Корякэнерго» невозможна без значительных затрат, однако подобная смена не может являться экономически оправданной для АО «Корякэнерго» в ущемление интересов других лиц (Чекмазова П.В., Оттевой Л.И). АО «Корякэнерго» следует учитывать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах №13 по улице 60 лет Октября (квартира 36)  и дома 5 по улице 60 лет Октября (квартира 5), п.Усть-Камчатск, которые были введены в эксплуатацию ООО «Коммунэнерго УКМР».

Анализ проведений в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 для рассмотрения дела №21-05/01-19А) показал, что АО «Корякэнерго» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг по теплоснабжению в границах многоквартирных домов 5,13 по улице 60 лет Октября, поселка Усть – Камчатск, Камчатского края.

На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, АО «Корякэнерго» при осуществлении данной деятельности обязано соблюдать запреты, прямо предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем важно отметить, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Квалификация действий лица как нарушающих запреты, предусмотренные Законом N 135-ФЗ, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на конкретном товарном рынке, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, руководствуясь приоритетом к учетному способу определения поставляемых энергоресурсов, принимая во внимание наличие установленных индивидуальных приборов учета, наличия акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, Комиссия Камчатского УФАС приходит к выводу о наличии в действиях АО «Корякэнерго» признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36, дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть – Камчатск, Камчатского края.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю установлены признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года №135-ФЗ в действиях АО «Корякэнерго», выразившиеся в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36 дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть-Камчатск. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

решила:

 

  1. Признать в действиях Акционерного общества «Корякэнерго»  нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36 дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть-Камчатск. 

 

2. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

 

3. Передать дело должностному лицу, полномочному рассматривать дела об административных правонарушениях для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства и проведения административного расследования в отношении АО «Корякэнерго».

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Камчатского края в течении трех месяцев со дня вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                               Г.Л. Старков

 

 

  Члены Комиссии:                                                                       И.В. Кодерле

 

                                          

                                                                                                      Н. А. Иванкова

 

 

                                                                                                    Ю.А. Муравкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны