Решение №2932/05 необоснованная от 23 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/18.1-563/2020

 

23 декабря 2020 г.                                                                 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «23» декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления .,

членов Комиссии:

заместителя руководителя управления ,

заместителя начальника отдела правового обеспечения и рекламы .,

в присутствии организатора торгов – конкурсного управляющего ООО «УК Камчатка»

в отсутствие ООО «РСО «Силуэт», уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев в дистанционном формате посредством видеоконференц связи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «РСО «Силуэт» на действия конкурсного управляющего ООО «УК Камчатка» . по проведению торгов посредством заключения прямого договора по цене, предложенной претендентом - Право требования (дебиторская задолженность), принадлежащее ООО «УК Камчатка», как кредитору по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам (поадресно – 28 Лотов) в совокупном размере 40 220 805,47 рублей (объявление № 5633789 от 21.10.2020),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Конкурсным управляющим Р. проводилась процедура реализации имущества должника ООО «УК Камчатка» посредством заключения прямого договора по цене, предложенной претендентом - Право требования (дебиторская задолженность), принадлежащее ООО «УК Камчатка», как кредитору по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам (поадресно – 28 Лотов) в совокупном размере 40 220 805,47 рублей. Объявление размещено на официальном сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) от 21.10.2020 под № 5633789.

Оформление участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению, требования к заявке на участие в торгах и прилагаемым к ней документам осуществляется в соответствии со статьей 110 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве); порядком проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015г. № 495; публикацией в официальном издании извещения о проведении торгов; регламентом ЭТП; положением о порядке реализации имущества – право требования (дебиторская задолженность), принадлежащее ООО «УК Камчатка», как кредитору по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам (поадресно – 29 Лотов) в совокупном размере 42 919 685,79 рублей.

 

08.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю поступила жалоба ООО «РСО «Силуэт» на действия конкурсного управляющего ООО «УК Камчатка» Р по проведению торгов посредством заключения прямого договора по цене, предложенной претендентом - Право требования (дебиторская задолженность), принадлежащее ООО «УК Камчатка», как кредитору по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам (поадресно – 28 Лотов) в совокупном размере 40 220 805,47 рублей (объявление № 5633789 от 21.10.2020) (далее – Объявление).

Согласно доводам жалобы, конкурсный управляющий в объявлении указал дополнительную информацию: «В соответствии с положениями статей 155, 162 ЖК РФ в редакции ФЗ № 214-ФЗ от 29.07.2019 по аналогии с положениями статьи 132 ФЗ № 127-ФЗ от 26.10.2002 к участникам торгов предъявляются требования, а именно: участником может быть  вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданное товарищество собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми бытовыми отходами».

Согласно Объявлению, торги признаны состоявшимися только по лоту № 17, по праву требования по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам по адресу ул. Ключевская, д. 26. Победителем по данному лоту признано ООО УК «Синергия».

Однако согласно официальному сайту ГИС ЖКХ вновь выбранной, отобранной, определенной управляющей компанией по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ключевская, д. 26 является ООО УК «Уютный дом», согласно заключенного с жильцами дома договора управления от 16.04.2018.

Соответственно, на основании части 18 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) победителем торгов могла быть только вновь выбранная управляющая компания ООО УК «Уютный дом».

 

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, в письме от 21.12.2020 представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее.

Указанный объект торгов реализовывался на торговой площадке http://nistp.ru в соответствии с положениями статьи 139, 110 Закона о банкротстве, с учетом требований статьи 155 ЖК РФ.

Конкурсным управляющим было проведено два этапа аукциона, ввиду отсутствия заявок торги признаны несостоявшимися.

Ввиду отсутствия результатов в ходе проведения процедур реализации имущества, собранием кредиторов был согласован порядок реализации имущества, а именно заключение прямого договора с претендентом, предложившим наиболее высокие условия по цене реализации имущества, но не ниже установленной собранием кредиторов.

 

Уведомление о рассмотрении жалобы от 09.12.2020 рассмотрение жалобы назначено на 15.12.2020 в 15-30 по адресу: ул. Ленинградская, д. 90, г. Петропавловск–Камчатский. 15.12.2020 состоялось рассмотрение жалобы ООО «РСО "Силуэт"».

 В соответствии с частями 14, 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия антимонопольного органа может продлить однократно срок принятия решения на 7 рабочих дней.

15.12.2020 Камчатское УФАС России уведомило, что следующее заседание по делу № 041/01/18.1-563/2020 состоится 21.12.2020 в 15-30 по адресу: ул. Ленинградская, д. 90, г. Петропавловск – Камчатский. 21.12.2020 состоялось рассмотрение жалобы ООО «РСО «Силуэт».

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, возражения Заказчика и Организатора, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу частей 4 и 7 статьи 110 Закона о банкротстве реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов. Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума ВАС России от 22.04.2014 № 17974/13, осуществление контроля за ходом торгов в рамках процедуры банкротства делегировано антимонопольным органам.

Таким образом, жалоба подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В свою очередь, согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

 

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Закон о банкротстве устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов (часть 1 статья 1 Закона о банкротстве).

Исходя из пункта 10 статьи 110 Заокна о банкротстве в сообщении, о продаже предприятия должны содержаться:

- сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием;

- сведения о форме проведения торгов и форме представления предложений о цене предприятия;

- требования к участникам торгов в случае, если проводятся закрытые торги;

- условия конкурса в случае проведения торгов в форме конкурса;

- порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия (даты и время начала и окончания представления указанных заявок и предложений. В случае проведения торгов по продаже предприятия с использованием открытой формы представления предложений о цене предприятия время окончания представления предложений не указывается);

- порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению;

- размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток;

- начальная цена продажи предприятия;

- величина повышения начальной цены продажи предприятия ("шаг аукциона") в случае использования открытой формы подачи предложений о цене предприятия;

- порядок и критерии выявления победителя торгов;

- дата, время и место подведения результатов торгов;

- порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия;

- сроки платежей, реквизиты счетов, на которые вносятся платежи;

- сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

В силу пункта 14 статьи 110 Закона о банкротстве организатор торгов обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной указанным Федеральным законом.

На основании пункта 3 статьи 139 Закона о банкротстве после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.

Согласно пункту 2 статьи 140 Закона о банкротстве продажа прав требования должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке и на условиях, которые установлены статьей 139 данного Федерального закона, если иное не установлено федеральным законом или не вытекает из существа требования. Условия договора продажи прав требования должника должны предусматривать:

- получение денежных средств за проданное право требования не позднее чем через тридцать рабочих дней с даты заключения договора купли-продажи – пункт 2.4 договора;

- переход прав требования только после полной оплаты прав требования – пункт 4.1, 5.1 договора.

 

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 22.08.2018 по делу № А24-3833/2017 от 15.02.2018 по заявлению ПАО «Камчатскэнерго» в отношении ООО «УК Камчатка» (ИНН 4101146772) назначена процедура конкурсное производство. Конкурсным управляющим должника назначена Р.. член Союза арбитражных управляющих возрождение.

Во исполнение требований статей 110, 139 Закона о банкротстве конкурсный управляющий провел торги, пригласив на участие в торгах неограниченный круг лиц, уведомив, об особенностях предмета торгов, и соответственно о статусе приобретателя, который в последствии, приобретя имущество, будет вправе им распоряжаться.

Из пункта 18 статьи 155 ЖК РФ следует, что исключение из указанного запрета составляют случаи уступки права требования такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Устанавливая запрет на отчуждение права (требования) задолженности с потребителей коммунальных услуг, законодатель преследовал цель устранения коллизии норм и конкретизации гарантии защиты прав граждан от действий, связанных с взиманием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам путем передачи таких полномочий коллекторам, а также иным непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг.

В пояснительной записке к проекту Федерального закона № 662059-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 214-ФЗ) указано, что в соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Федеральный закон 230- ФЗ) в настоящее время законодательство о деятельности по возврату просроченной задолженности не распространяется на правоотношения, возникшие из жилищного законодательства, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.

Изложенное означает, что установленный в пункте 18 статьи 155 ЖК РФ запрет на уступку права требования указанной выше задолженности направлен на исключение злоупотребления и нарушения прав и законных интересов граждан, обусловленное передачей права требования задолженности организациям, не являющимся специально уполномоченными участниками рынка жилищно-коммунальных услуг.

Принимая указанный закон, законодатель конкретизировал статью 155 ЖК РФ, установив прямой запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) профессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг, а именно управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо ресурсоснабжающей организации.

 

21.10.2020 на официальном сайте ЕФРСБ опубликовано объявление № 5633789 посредством заключения прямого договора по цене, предложенной претендентом - Право требования (дебиторская задолженность), принадлежащее ООО «УК Камчатка», как кредитору по неисполненным денежным обязательствам к должникам – физическим лицам (поадресно – 28 Лотов) в совокупном размере 40 220 805,47 рублей.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 26.11.2020 на дату составления протокола была подана 1 заявка от ООО УК Синергия.

По результатам рассмотрения заявки ООО УК Синергия аукционная комиссия приняла решение о заключении договора с участником по лотам № 3, 8, 15, 16, 23, 24, 25, 26, поскольку ООО УК Синергия представила документы о наличии статуса профессионального участника рынка жилищно-коммунальных услуг, постольку запрет, установленный в статье 155 ЖК РФ, на ООО УК Синергия не распространяется.

 

Комиссией установлено, что ООО «РСО «Силуэт» не принимало участие в торгах в соответствии с объявлением № 5633789, протокол подведения итогов датирован 26.11.2020, размещен на сайте ЕФРСБ 27.11.2020, следовательно, предельной датой, установленной частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции для обращения с жалобой в антимонопольный орган является 07.12.2020. Жалоба ООО «РСО «Силуэт» поступила в антимонопольный орган 08.12.2020, следовательно, за пределами срока для обжалования. А также доводы, указанные в жалобе, не содержат оснований, которые воспрепятствовали ООО «РСО «Силуэт» подать заявку на участие в торгах.

Вместе с тем Комиссия, при рассмотрении жалобы Заявителя, в пределах наделенных полномочий, проверила организацию и проведение торгов, порядок размещения информации о проведении торгов, порядок подачи заявок на участие в торгах, порядок оценки победетелей, и не установила критериев, ограничивающих конкуренцию.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РСО «Силуэт» на действия конкурсного управляющего ООО УК «Камчатка» Р. необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны