Решение №1368/05 рассмотрена жалоба ООО «Статус +» на действия ПАО энергетики... от 29 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 21-05/40-19Ж

 

«29» апреля 2019 года                                       г. Петропавловск-Камчатский

 

           Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

            Председатель Комиссии Кодерле И.В.–  временно исполняющая обязанности руководителя  УФАС России по Камчатскому краю,

            Члены Комиссии:

Муравкина Ю.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю;

Иванкова Н.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю.

 

В присутствии заявителя ООО «Статус+»: Пасечник В.В. (паспорт <...> Ошуров Е.Г. (паспорт <...> Дырив И.М. (паспорт);

В присутствии ПАО «Камчатскэнерго» Гавриш Ю.А. – представитель по доверенности (доверенность №КЭ-18-18-19/9Д от 01.01.2019, сроком до 31.12.2019),

        рассмотрев жалобу ООО «Статус +» на действия ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов для нужд ПАО «Камчатскэнерго» (ГКПЗ №295.1), установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

     

УСТАНОВИЛА:

 

17 апреля 2019 года в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба ООО «Статус +» на действия ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов для нужд ПАО «Камчатскэнерго» (ГКПЗ №295.1).

Заявитель полагает, что закупочная документация содержит методику проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, которая ограничивает круг участников.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках или Закона N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО (далее - Положение о закупках).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Закупочная деятельность заказчика регламентируется Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро» (далее – Положение о закупке), которое размещено в единой информационной системе.  

В соответствии с  частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещении о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.02.2019 заказчиком на электронной площадке АО «ЕЭТП» www.roseltorg.ru  и в ЕИС опубликовано извещение и документация о проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов для нужд ПАО «Камчатскэнерго» (ГКПЗ №295.1).

Начальная (максимальная) цена договора составляет 33 396 500,00 рублей, без учета НДС.

Дата окончания срока подачи заявок 04.03.2019 в 10-00 (по московскому времени).

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.

Согласно протоколу процедуры вскрытия поступивших конвертов с заявками / открытия допуска к заявкам участников закупки №31907532379 (ЭТП) от 04.03.2019 на участие в конкурсе подано 4 заявки.

Из протокола рассмотрения по открытому конкурсу №РГС-16/ОК-Р от 08.04.2019 следует, что заявки ООО «Статус+» и ООО «Стрелец» отклонить. ООО «Статус+» отклонен по причине кризисного финансового состояния (итоговая оценка -0,00), что не соответствует п.10.1.3 Документации о закупке, в котором установлено: «Участник закупки не должен находиться в кризисном финансовом состоянии (данный показатель оценивается в соответствии с Методикой проверки ДРиФС)».

Участник ООО «Стрелец» отклонен по причине не предоставления лицензии.

В результате участниками конкурса признаны ООО «ЧОО «ЩИТ-К» и ООО «ЧОО «М-ГРУПП», объявлена переторжка.

Согласно протоколу выбора победителя по конкурсу №РГС-16/ОК-ВП от 11.04.2019 победителем признан ООО «ЧОО М-ГРУПП».

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методики проверки ДРиФС проверка проводится в следующем порядке: проверка участника на соответствие критериям отбора, установленным в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики; проверка участника на наличие ограничивающих факторов, установленных в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.5 настоящей методики; проверка финансового состояния (устойчивости) участника, в соответствии с пунктом 2.6 настоящей методики.

На основании пункта 2.6.6 Методики проверки ДРиФС сумма всех оценок усреднённых (средневзвешенных) рассчитанных показателей (пункт 2.6.4 настоящей методики) в баллах делится на общее количество показателей (среднее арифметическое). Полученная таким образом итоговая оценка сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3, согласно которой по шкале баллов от 0 до 1 участнику присваивается:

- менее 0,45 баллов – «кризисное финансовое состояние»;

- от 0,45 включительно до 0,90 баллов включительно – «неустойчивое финансовое состояние»;

- более 0,90 баллов – «удовлетворительное финансовое состояние».

При этом, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.2 настоящей методики)  итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

Согласно материалам дела, при определении финансового состояния итоговая оценка ООО «Статус+» составила 0,00, в связи с чем, финансовое состояние Общества на основании Методики проверки ДРиФС признано кризисным и не соответствующим требованиям документации о закупке.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах ,в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестности конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 6.3.7 Положения определено, что требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Фактически, из Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур следует, что заказчик  предоставляет существенные преимущества участия в закупке только хозяйствующим субъектам, находящимся на рынке длительный промежуток времени, а лица, вновь созданные, не допускаются к участию лишь на том основании, что срок их деятельности небольшой.

Согласно бухгалтерскому балансу на 31.12.2018 ООО «Статус+»  баланс предприятия составил 6 282 000 рублей (период 2018 г). Согласно бухгалтерскому балансу  ООО «ЧОО М-ГРУПП» (победитель) баланс предприятия составил 3 466 000 (период 2017 г.), 4 419 000 (период 2018 г.).

Применение обозначенного критерия никак не подтверждает/ не может подтвердить факт того, что у лица отсутствуют финансовые ресурсы для исполнения договора, заключенного по результатам закупки.   

На основании изложенного, Комиссия Камчатского УФАС приходит к выводу о том, что установление в Методике проверки ДРиФС положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25 % ограничивает/ может ограничить возможность участия в закупках вновь созданных организаций. Отсутствие возможности оценки изменения финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки.

Кроме того, Методика не содержит обоснования причин снижения итоговой оценки непосредственно на 25 %.

 Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС приходит к выводу ,что действия заказчика, выразившиеся в установлении в пункте 2.6.6 методики проверки ДРиФС, являющейся приложения к документации о закупке, положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25%, что фактически влечет за собой отклонение заявки участника конкурса от дальнейшего рассмотрения без каких – либо объективных доказательств того, что лицо не сможет надлежащим образом выполнить условия договора, необоснованно сокращает возможность вновь созданным юридическим в участии закупки, стимулировании такого участия, развитие добросовестной конкуренции, что в свою очередь нарушает  часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о  закупках.      

 Руководствуясь частью 20 статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Статус +» на действия ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора оказания услуг охраны объектов для нужд ПАО «Камчатскэнерго» (ГКПЗ №295.1), обоснованной.

 2. Признать пункт 2.6.6 Методики проверки ДРиФС сумма всех оценок усреднённых (средневзвешенных) рассчитанных показателей несоответствующий части 1 статьи 1,  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     И.В. Кодерле

 

 

 

Члены Комиссия                                                                           Ю.А. Муравкина

 

 

                                                                                                            Н.А. Иванкова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны