Решение №931/06 Решение 041/07/3-165/2021 от 26 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-165/2021

 

23 апреля 2021 г.                                                               г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 23 апреля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления

членов Комиссии:

начальника отдела антимонопольного контроля и закупок

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

в отсутствие:

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Максимум» (далее – Заявитель; Общество),

заказчика – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 42» Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Заказчик), представившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрев в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Общества на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме (далее – ОКЭФ) на устройство системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуацией (далее – Работы) (извещение № 32109977520),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводилась процедура определения исполнителя путем проведения ОКЭФ на осуществление Работ (извещение № 32109977520) (далее – Закупка).

Документация о Закупке размещена в единой информационной системе (далее – ЕИС) 10.12.2020; начальная максимальная цена договора установлена в размере 7 845 920,00 руб.

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положением «О закупках товаров (работ, услуг) МАОУ «Средняя школа № 42» ПКГО, утвержденной решением наблюдательного совета МАОУ «Средняя школа № 42» ПКГО (далее – Положение), документацией о Закупке.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Закупке от 12.04.2021 (далее – Протокол), Обществу отказано в допуске к участию в ОКЭФ в связи с несоответствием требованиям, установленным документацией о Закупке, а именно в связи с тем, что Заявитель представил лицензию № 74-06-2020-000054 от 22.01.2020 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту заполнений проемов в противопожарных преградах; выполнению работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, в которой указан адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: 454081, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Артиллерийская, д. 102, оф. 18 (далее – Лицензия).

 

21.04.2021 в Управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступила жалоба Общества на действия конкурсной комиссии Заказчика.

По мнению Заявителя, конкурсная комиссия Заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в Закупке, ссылаясь на необходимость переоформления Лицензии, так как необходимость и обязанность Заявителя в переоформлении Лицензии отсутствует.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон о лицензировании), юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую представлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Кроме того, Лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем пункт 5 статьи 9 Закона о лицензировании, согласно которому деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в данном случае не применяется, и, соответственно, уведомление не требуется.

 

Заказчик в письме от 21.04.2021 № 338 с доводом жалобы не согласился.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с

 Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование

связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

На основании части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с данным Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках, протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием  оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

В соответствии с пунктами 1, 2, 5 статьи 9 Закона о лицензировании, лицензия предоставляется на каждый вид деятельности, указанный в части 1 статьи 12 данного Федерального закона; юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии; деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее – Постановление) установлено, что деятельность, лицензия на осуществление которой предоставлена лицензирующим органом одного субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии предварительного уведомления в письменной форме лицензиатом лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, на территории которых лицензиат намерен осуществлять лицензируемый вид деятельности, о таком намерении.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации переоформляет лицензию в порядке, установленном Законом о лицензировании, и вносит изменения в реестр лицензий в отношении видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет.

На основании перечня федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного Постановлением, МЧС России осуществляет лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

На основании пункта 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

 

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с пунктом 6.2.1 Положения конкурс является конкурентным способом закупки, проводимым в форме торгов, и регулируемым статьями 447 – 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено иными нормативно-правовыми актами, при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям документации о закупке и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании критериев оценки, указанных в документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно пункту 10.9.1 Положения, требования к содержанию, форме и составу заявки устанавливаются в извещении, документации о закупке в порядке и объеме, предусмотренных разделами статей 12-15 Положения для соответствующих процедур закупок.

На основании пункта 10.9.3 Положения, при проведении закупки не допускается требовать от участника процедуры закупки соблюдения требований к содержанию, форме и составу заявки на участие в закупке, которые не были предусмотрены в извещении, документации о закупке.

В пункте 12 документации о Закупке установлены требования к участникам Закупки.

На основании подпункта 1.6 пункта 12.2 участник Закупки должен обладать действующей Лицензией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

(Требование установлено в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании).

 

В соответствии с подпунктом 1 пункта 18.4 информационной карты документации об ОКЭФ конкурсная комиссия Заказчика отклоняет заявку участника процедуры Закупки в связи с непредставлением в составе заявки документов и сведений, предусмотренных документацией о Закупке; нарушением требований документации о Закупке к содержанию заявки.

 

Комиссия Камчатского УАФС России, проанализировав документацию о Закупке установила следующее.

Документацией о Закупке в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 12.2 к участникам Закупки установлено требование о наличии действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление Работ.

Заявка Общества содержит Лицензию, соответствующую требованиям документации о Закупке.

Кроме того, Лицензия выдана федеральным органом исполнительной власти, в связи с чем обязанность уведомления Обществом лицензирующих органов Камчатского края в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не требуется.

Таким образом, конкурсная комиссия Заказчика, отклонив заявку Общества, предоставившего Лицензию, предусмотренную документацией о Закупке, нарушила порядок осуществления ОКЭФ, предусмотренный Положением и документацией о Закупке, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Выявленное нарушение Закона о закупках содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с принятием решения о выдаче предписания по ранее рассмотренной жалобе (дело № 041/07/3-150/2021 от 26.04.2021).

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны