Решение №353/06 Решение обоснованное, выдано предписание от 25 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-57/2021

 

25 февраля 2021 г.                                                             г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» февраля 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «25» февраля 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления

членов Комиссии:

начальника отдела антимонопольного контроля и закупок

главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

 

в присутствии представителя заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Немиро Лоджистик» (далее - Общество):

в отсутствие заказчика – акционерного общества «Оссора» (далее – Заказчик), уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы посредства электронной почты,

рассмотрев в дистанционном формате посредством видеоконференц-связи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «Немиро Лоджистик» на действия заказчика – АО «Оссора» при определении поставщика путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку каменного угля (извещение № 32009613631),

 

УСТАНОВИЛА:

 

АО «Оссора» проводило открытый конкурс на право заключения договора на поставку каменного угля (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 217 000 000 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 26.10.2020. Срок окончания подачи заявок: 15.02.2021.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Оссора» (далее – Положение), документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку каменного угля марки «Д» (далее – Документация).

В соответствии с протоколом подведения итогов от 24.11.2020 заявка ООО «Немиро Лоджистик» отклонена по причине наличия факта ненадлежащего исполнения участником Закупки обязательств по поставке товаров за последние годы, предшествующие дате размещения в ЕИС извещения о Закупке.

По результатам рассмотрения вторых частей заявок победителем признано ООО «Камчатское морское пароходство».

 

15.02.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО «Немиро Лоджистик»» на действия Заказчика.

По мнению Заявителя, Заказчик предъявил к участникам Закупки требования, не предусмотренные Документацией и Положением, тем самым нарушил часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

В разделе 3 Документации требование о представлении документов, подтверждающих наличие договорных отношений с компаниями, обеспечивающими разгрузку и перевалку угля с водного транспорта на необорудованный берег, а также документов, подтверждающих наличие договорных отношений на причальное сооружение в поселке Оссора с лицензиями на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам класса 4, указывает на наличие в действиях Заказчика признаков ограничения конкуренции при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку каменного угля марки «Д».

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 19.02.2021 исх.       № 340 представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее:

«АО «Оссора» не усматривает нарушений пункта 6 статьи 3 Закона о закупках, так как предъявляемые требования распространяются на всех участников торгов без ограничения конкуренции.

В Положении в силу действия части 6 статьи 3 и части 2 статьи 2 Закона о закупках указано следующее:

- при проведении закупки в электронной форме Заказчик руководствуется правилами работы (регламентом) электронной площадки (ч.3 п. 3.4. Положения»;

- в Документации должны быть указаны следующие сведения, определенные настоящим Положением, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия, установленным требованиям (ч. 4 п. 4.3. Положения).

Заказчик находится на территории с ограниченным сроком навигации. Доставлять уголь малыми партиями по мере необходимости нет возможности в связи с отсутствием в зимний период транспортного сообщения, кроме авиации. Неисполнение или частичное исполнение договора поставки каменного угля приведет к остановке котельных и создания чрезвычайной ситуации сопряженной с угрозой жизни населения с. Карага и п. Оссора. Дополнительные требования к участникам не направлены на ограничение конкуренции, а продиктованы необходимостью исключить срыв поставки.

В связи с тем, что одно из условий договора на поставку каменного угля предусматривает доставку до склада Заказчика, были добавлены требования о документах, подтверждающих наличие договорных отношений с компанией (компаниями), обеспечивающей распаузку (рейдовую разгрузку) и перевалку угля с водного транспорта на необорудованный берег, заявленного Участником количества угля и копии лицензий на перевозку и перевалку опасных грузов класса 4 (п.п. «з-и» п. 10).

Именно отсутствие лицензированного причала в п. Оссора и побудило ввести требование о договорных отношениях поставщика на выгрузку угля с водного транспорта на необорудованный берег».

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

Согласно пунктов 1, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:

-  требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

На основании пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

 

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В подпунктах «з)», «и)» пункта 7 раздела 3 «Информационной карты» Документации установлены следующие сведения и документы для участников Закупки:

- документы, подтверждающие наличие договорных отношений с компанией (компаниями), обеспечивающей распаузку (рейдовую разгрузку) и перевалку угля с водного транспорта на необорудованный берег, подтверждающие возможность распаузки и перевалки с водного транспорта на необорудованный берег заявленного Участником количества угля; копии лицензий на перевозку и перевалку опасных грузов класса 4;

- документы, подтверждающие наличие договорных отношений на причальное сооружение в поселке Оссора с лицензиями на погрузочно – разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам класса 4.

 

Предметом Закупки является поставка каменного угля марки «Д». При этом потребность в договорных отношениях с компанией, обеспечивающей распаузку (рейдовую разгрузку) и перевалку угля с водного транспорта на необорудованный берег и на причальное сооружение в поселке Оссора, имеющей лицензию на погрузочно – разгрузочную деятельность применительную к опасным грузам класса 4, появляется вследствие наличия договора на поставку каменного угля марки «Д».

Следовательно, на момент подачи заявок, то есть до заключенного договора по предмету Закупки, участник Закупки не обязан иметь договорные отношения на распаузку (рейдовую разгрузку) и перевалку угля с водного транспорта на необорудованный берег и на причальное сооружение в поселке Оссора.

Таким образом, Заказчик в Документации установил избыточные требования, не относящиеся к предмету Закупки, ограничивающие количество участников Закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках в нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закупке. 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны