Решение №ЕФ/1274/23 Решение по делу № 041/15-85/2023 от 8 июня 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/15-85/2023

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Петропавловск-Камчатский

Резолютивная часть решения оглашена 31 мая 2023 г.

В полном объеме решение изготовлено 05 июня 2023 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

в присутствии представителей Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края

рассмотрев дело № 041/01/15-85/2023 возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в «Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, положений которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.09.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступили материалы (вх. № 2465) указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, выразившихся в не проведении аукциона на предоставление права пользования участками недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространённых полезных ископаемых, в отношении участков недр «Николаевский-127 Восточный» и «Николаевский-127 Западный».

Согласно информации, изложенной в материалах, представленных ООО «Елизовский карьер» вх. № 2465 от 20.09.2022; Письма и материалов, предоставленных Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Министерство) вх. № 2829 от 24.10.2022, информации размещенной на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края, установлено следующее.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержден Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов (далее – Административный регламент).

Согласно пункту 1 Административного регламента предметом правового регулирования настоящего Административного регламента является предоставление Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - Министерство) государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов (далее - государственная услуга).

Согласно пункту 3 Административного регламента в соответствии с пунктом 7 статьи 10.1 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») право пользования участками недр местного значения без проведения аукционов предоставляется для:

1) строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанный с добычей полезных ископаемых;

2) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезный ископаемых, за исключением проведения указанный работ в соответствии с государственным контрактом в случае, если участок недр местного значения, содержащий месторождение общераспространенных полезных ископаемых, включен в перечень участков недр местного значения, утвержденный Министерством (далее - Перечень);

3) краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр, право пользования которым досрочно прекращено (в соответствии со статьей 21.1 Закона «О недрах»);

4) геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых в случае, если участок недр местного значения включен в Перечень;

5) для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи;

6) разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

7) для добычи подземных вод, используемы к для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.

Вместе с тем пунктом 7 статьи 10.1 Закона «О недрах» определены следующие основания предоставления права пользования участками недр, а именно:

принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, и (или) для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, за исключением участка недр в случае осуществления геологического изучения недр такого участка в соответствии с государственным контрактом;

о предоставлении права краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения недр в целях поисков и оценки подземных вод, их разведки и добычи;

о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ;

о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляемых юридическими лицами, с которыми субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта заключены гражданско-правовые договоры на выполнение указанных работ.

Исходя из положений, указанных в пункте 7 стать 10.1 Закона «О недрах», предоставление прав пользования участком недр местного значения, без проведения аукциона, прямо определено, положениями указанной статьи, только в двух случаях, а именно:

о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, осуществляемых на основании гражданско-правовых договоров на выполнение указанных работ, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, который указан в пункте 1 части первой статьи 2.3 настоящего Закона, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, необходимых для целей выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, осуществляемых юридическими лицами, с которыми субъектом естественной монополии в области железнодорожного транспорта заключены гражданско-правовые договоры на выполнение указанных работ.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Возможность ограничения конкуренции возникает при необоснованном предоставлении преимущества конкретному лицу, в том числе путем доступа к государственному имуществу в приоритетном порядке, поскольку лица, не получившие такие преимущества, оказываются в неравных условиях по отношению к тем участникам гражданского оборота, которые их получили.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том числе, сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного предоставление прав пользования участком недр без проведения конкурентных способов определения лица, которому будет предоставлено право пользования, в том числе при наличии двух и более заявителей на получение такого права в отношении одного и того же участка, содержит в себе признаки ограничения конкуренции при предоставлении таких прав и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 49.1 Административного регламента установлено следующее: «В случае если в отношении одного участка недр местного значения поступило две и более заявок от субъектов предпринимательской деятельности, решение принимается в пользу заявителя, который инициировал включение данного участка недр в перечень участков недр местного значения, при условии соответствия представленных им документов требованиям законодательства Российской Федерации и приложениям № 1 и 2 к настоящему Административному регламенту о формах заявок и подачи им заявки в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения.

В случае если в отношении участка недр местного значения в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения заявка от заявителя, который инициировал включение данного участка недр в перечень участков недр местного значения, не поступила, либо его заявка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и приложениям № 1 и 2 к настоящему Административному регламенту, Министерство рассматривает заявки от субъектов предпринимательской деятельности в порядке очередности их поступления в Министерство согласно дате регистрации.»(часть 49.1 введена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 07.09.2022 № 278-П).

Указание данных положений порядка принятия Министерством решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения не находит своего закрепления в Законе Камчатского края от 19.09.2008 № 127 «Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений недропользования в Камчатском крае», Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и, следовательно, влечет нарушение действующего законодательства о недрах.

Наличие указанных положений в Административном регламенте, по предоставлению прав пользования участками недр местного значения, не предусмотренных действующим законодательством о недрах, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении прав пользования участками недр местного значения.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В связи с наличием в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (место нахождения: пл. Ленина, д. 1, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683040) признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в «Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, положений которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно:

- порядка принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения, при наличии двух и более заявителей на право пользования участком недр местного значения, по критериям и в порядке, не закреплённым в действующем законодательстве о недрах, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (Камчатское УФАС России) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции вынесло Предупреждение (от 20.12.2022 исх. № 3336/05) о необходимости в срок до 20.02.2023 прекращения указанных действий путем внесения изменений в Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, а именно:

1) внесения изменений в Административный регламент, путем исключения оснований предоставления участков недр местного значения без проведения аукциона, не предусмотренных пунктом 7 статьи 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и Законом Камчатского края от 19.09.2008 № 127 «Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений недропользования в Камчатском крае»;

2) исключения пункта 49.1 Административного регламента.

08.02.2023 в адрес Камчатского УФАС России от Министерства поступило письмо вх. № 338, содержащее информации о том, что Министерство не согласно с изложенными в предупреждении обстоятельствами и в действиях Министерства отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Иной информации об исполнении указанного Предупреждения (исх. № 3336/05) в адрес Камчатского УФАС России не поступало. В связи с чем, указанное предупреждение Министерством не исполнено.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

По состоянию на 06 марта 2023 года Предупреждение (исх. № 3336/05) Министерством не исполнено.

На основании изложенного, приказом Камчатского УФАС России от 06.03.2023 № 13-П о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/15-85/2023 по признакам нарушения Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Определением № 602/05 от 20.03.2023 о назначении дела № 041/01/15-85/2023 о нарушении антимонопольного законодательства, дело назначено к рассмотрению на 11.05.2023 в 11 ч.30 мин.

11.05.2023 в 11 ч. 30 мин. состоялось рассмотрение дела.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела определением № ЕФ/1031/23 рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 31.05.2023 в 11 ч. мин.

Согласно пункту 1 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 05.05.2023 № 5-Н «О внесении изменений в приложение № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» определено внести в приложение № 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 N 410-П «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» изменение, изложив часть 49.1 в следующей редакции:

«49.1. В случае если на получение права пользования участком недр местного значения, включенным в Перечень для геологического изучения недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, зарегистрировано две или более заявки, соответствующие установленным требованиям и поступившие в течение 20 календарных дней со дня официального опубликования указанного Перечня (дополнения к нему), Министерство принимает решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр местного значения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 53 настоящего Административного регламента, и в установленном порядке организует в отношении такого участка недр проведение аукциона на право пользования участком недр местного значения в целях геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых (по совмещенной лицензии).»

Исходя из изложенного установленные ранее Предупреждением Камчатского УФАС России № 3336/05 от 20.12.2022 действия по внесению изменений в Административный регламент были исполнены до принятия решения по делу № 041/01/15-85/2023 о нарушении антимонопольного законодательства.

В рамках рассмотрения дела № 041/01/15-85/2023 о нарушении антимонопольного проведен анализ состояния конкуренции на рынке прав пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края.

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции на рынке прав пользования участками недр местного значения (далее – Анализ).

Анализ осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок) с особенностями, установленными пунктом 10.9 данного Порядка;

3. Согласно пункту 10.7 Порядка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции (за исключением пункта 11 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции), анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка. При определении таких границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействие);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 041/01/15-85/2023.

В целях анализа в качестве исходной информации использованы:

- сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведений, предоставляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;

- сведения, полученные от органов исполнительной власти.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением отношений, сложившихся на рынке пользования участками недр местного значения, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

В соответствии с материалами дела № 041/01/15-85/2023, спорные положения Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П введены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 07.09.2022 № 278-П.

Исходя из изложенного принятый правовой акт регулировал отношения по предоставлению права пользования участками недр в 2022 -2023 году.

Поскольку целью проведения анализа является оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие осуществления рассматриваемых действий, то в качестве временного интервала настоящего исследования определен период 2022-2023 года.

Регулирование отношений в сфере недропользования на территории Российской Федерации определяется статьей 72 Конституции Российской Федерации и Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Согласно пунктам 1,7,9 статьи 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

- распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях;

- установление порядка пользования участками недр местного значения.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края утверждённому Постановлением Правительства Камчатского края от 31.03.2023 № 182-П Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Министерство) является исполнительным органом Камчатского края, участвующим в проведении государственной политики, осуществляющим на территории Камчатского края функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг и иные правоприменительные функции, а также переданные Российской Федерацией полномочия в соответствующей сфере деятельности.

Согласно статьи 4 Закона о защите конкуренции под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Таким образом, исследуемый рынок определен как рынок прав пользования участками недр местного значения.

Регулирование отношений в сфере недропользования на территории Российской Федерации определяется статьей 72 Конституции Российской Федерации и Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Согласно пунктам 1,7,9 статьи 4 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:

- принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

- распоряжение совместно с федеральными органами государственной власти государственным фондом недр на своих территориях;

- установление порядка пользования участками недр местного значения.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края утверждённому Постановлением Правительства Камчатского края от 31.03.2023 № 182-П Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Министерство) является исполнительным органом Камчатского края, участвующим в проведении государственной политики, осуществляющим на территории Камчатского края функции по выработке и реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, контролю (надзору), по предоставлению государственных услуг и иные правоприменительные функции, а также переданные Российской Федерацией полномочия в соответствующей сфере деятельности.

Согласно пункту 1 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П предметом правового регулирования настоящего Административного регламента является предоставление Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее - Министерство) государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов (далее - государственная услуга).

Исходя из границ зоны деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края и того, что Административный регламент регулирует отношения по предоставлению государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края, географическими границами товарного рынка определены как административные границы субъекта Российской Федерации – Камчатского края.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В действиях Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (место нахождения: пл. Ленина, д. 1, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский край, 683040) усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в «Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, положений которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 49.1 Административного регламента установлено следующее: «В случае если в отношении одного участка недр местного значения поступило две и более заявок от субъектов предпринимательской деятельности, решение принимается в пользу заявителя, который инициировал включение данного участка недр в перечень участков недр местного значения, при условии соответствия представленных им документов требованиям законодательства Российской Федерации и приложениям № 1 и 2 к настоящему Административному регламенту о формах заявок и подачи им заявки в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения.

В случае если в отношении участка недр местного значения в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования перечня участков недр местного значения заявка от заявителя, который инициировал включение данного участка недр в перечень участков недр местного значения, не поступила, либо его заявка не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и приложениям № 1 и 2 к настоящему Административному регламенту, Министерство рассматривает заявки от субъектов предпринимательской деятельности в порядке очередности их поступления в Министерство согласно дате регистрации.»(часть 49.1 введена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 07.09.2022 № 278-П).

Указание данных положений порядка принятия Министерством решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения не находит своего закрепления в Законе Камчатского края от 19.09.2008 № 127 «Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений недропользования в Камчатском крае», Законе РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и, следовательно, влечет нарушение действующего законодательства о недрах.

Наличие указанных положений в Административном регламенте, по предоставлению прав пользования участками недр местного значения, не предусмотренных действующим законодательством о недрах, приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при предоставлении прав пользования участками недр местного значения.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке осуществления услуг управления эксплуатацией жилого фонда установлено следующее.

1. Временной интервал: исследования определен периодом 2022-2023 года.

2. Продуктовые границы: рынок пользования участками недр местного значения.

3. Географические границы: территория Камчатского края.

4. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия): усматриваются признаки ограничения конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела № 041/01/15-85/2023 о нарушении антимонопольного законодательства учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии нарушения в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в «Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, положений которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края (ИНН 4101120894 ОГРН 1112539003840) нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся во включении в «Административный регламент предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Камчатского края государственной услуги по подготовке материалов для принятия решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Камчатского края без проведения аукционов» утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края от 16.12.2021 № 410-П, положений которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

2. Предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края не выдавать.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны