Решение №2985/05 1. Признать жалобу ООО Строительная компания «Аэроспецстрой»... от 16 сентября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по делу № 041/07/3-272/2019

 

«16» сентября 2019 года                                       г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена: 13.09.2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме: 16.09.2019 года.

 

           Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:

            Председатель Комиссии Кодерле И.В. – заместитель руководителя – начальник отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю,

            Члены Комиссии:

Муравкина Ю.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю;

Пеннер Д.В. – специалист первого разряда отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю.

В отсутствии представителей заявителя ООО Строительная компания «Аэроспецстрой»;

В присутствии представителей Акционерного общества «Геотерм»: Пономаренко Г.А. (доверенность 01.01.2019 №ГТ-18-18-19/35, сроком до 31.12.2019) и Дмитрива А.А. (доверенность 01.01.2019 №ГТ-18-18-19/30, сроком до 31.12.2019),

        рассмотрев жалобу ООО Строительная компания «Аэроспецстрой» на действия АО «Геотерм» по проведению закупки: Лот №0005-РЕМ-2019-Геотерм «Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» (номер извещения №31907883338, повторная закупка №31908109600), установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

     

УСТАНОВИЛА:

 

06.09.2019 ФАС России перенаправил жалобу ООО Строительная компания «Аэроспецстрой» на действия «Геотерм» по проведению закупки: Лот №0005-РЕМ-2019-Геотерм «Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» (номер извещения №31907883338, повторная закупка №31908109600).

Заявитель полагает, что выбор победителя произведен в нарушение требований частей 3.2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках). По мнению заявителя, выбран победитель у которого имеется неустойка в размере 1 018 536 рублей 93 копейки по муниципальному контракту №0138300003612000057 от 06.07.2012.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.

В соответствии с  частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещении о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Единым положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее – Положение о закупке) и документацией о закупке запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на «Разработку проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов».

20.05.2019 на официальном сайте в сети «Интернет» http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного запроса предложений «Лот №0005-РЕМ-РЕМ ПРОД-2019-Геотерм «Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов», номер закупки 31907883338.

В силу пп.4.15.1 п.4.15 Документации о закупке, закупка признана несостоявшейся поскольку по окончании срока подачи заявок поступило менее 2 (двух) заявок.

Таким образом, организатор торгов в праве признать закупку несостоявшейся.

Сведения о повторной закупке размещены в единой информационной системе на http://www.zakupki.gov.ru 18.07.2019 номер извещения 31908109600.

30.07.2019 произведено вскрытие заявок/открытия допуска к заявкам. В адрес организатора закупки поступили две заявки: ООО Строительная Компания «Аэроспецстрой» и ООО «Ветрон».

15.08.2019 протоколом №19/У-52.3 заседания закупочной комиссии по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора «Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» (Лот №0005-PEM-2019-Геотерм) отражены сведения о рассмотрении результатов оценки заявок. Согласно указанному протоколу закупочной комиссией принято решение об отклонении заявки участника – ООО Строительная компания «Аэроспецстрой» от дальнейшего рассмотрения на основании п.4.9.6 б)Документации о закупке, как несоответствующую следующим требованиям:

 - по результатам оценки финансового состояния (устойчивости) проведенной на основании сведений представленных участником (данные бухгалтерской (финансовой) отчетности и в соответствии с п.2.6 Методики надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур (Приложение 37), п.2.2.1 и), п.2.4.1 y) у «Участника» выявлено кризисное финансовое состояние менее 0,45 балла (0,36 балла).

- в заявке участника отсутствует сметный расчет в форматах  Excel и PDF, что не соответствует п.10 пп.10.1 технических требований (приложение №1 к Документации о закупке).

В последующем протоколом преддоговорных переговоров по итогам проведенной закупки способом запроса предложений в электронной форме на право заключения договора «Разработка проектной и рабочей документации на капительный ремонт мостов» (Лот №0005-РЕМ-2019-Геотерм) от 15.09.2019, в связи с отсутствием конкурентной среды, Заказчик решил инициировать проведение преддоговорных переговоров с ООО «Ветрон» по вопросу улучшения ценовых условий предложения Участника. Проведены переговоры с участником запроса предложений о возможности снижении первоначально заявленной стоимости заявки ООО «Ветрон» на выполнение работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт мостов (ценовое предложение составляет 10 133 875 рублей 00 копеек (НДС не облагается). Участник ООО «Ветрон», с учетом сохранения зафиксированных в проекте сроков, объемов выполнения работ при соблюдении необходимых требований к качеству работ для нужд Заказчика, согласился снизить стоимость заявки и предложил итоговую цену в размере 9 933 875 рублей 00 копеек (НДС не облагается).

Таким образом, стороны достигли следующих договоренностей, которые будут учтены в договоре, право на заключение которого является предметом закупки: ООО «Ветрон» уменьшает стоимость своего предложения по лоту №0005-РЕМ-2019-геотерм «Разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» до 9 933 875 рублей 00 копеек; остальные условия предложения ООО «Ветрон» по данному лоту остаются без изменений. 

Далее 19.08.2019 по результатам проведенных преддоговорных переговоров принято решение заключить договор «Разработка проектной документации и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» (Лот №0005-РЕМ-2019-геотрм) с единственным участником конкурентной закупки – ООО «Ветрон», на сумму не более 9 933 875,00 рублей (НДС не облагается). Срок выполнения работ по 30.11.2019 год. (Сведения из протокола №19/У-52.5 заседания Закупочной комиссии по запросу предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту «разработка проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов» (Лот №0005-РЕМ-2019-Геотерм).

04.06.2019 между АО «Геотерм» и ООО «Ветрон» по результатам проведенной конкурентной процедуры по лоту №0005-РЕМ-2019-Геотерм и на основании Протокола о результатах №19/У-52.5 от 19.08.2019, заключен договор подряда на выполнение проектно – изыскательских работ №0005-РЕМ-РЕМ ПРОД-2019-Геотерм.

Комиссия Камчатского УФАС при изучении заявки участника ООО «Ветрон» считает ее соответствующей требованиям Документации о закупке, в силу следующего.

 Требования к участникам закупки установлены Приложением №3. Требования в отношении отсутствия судебных споров в отношении участников закупки установлены п/п.4 п.10.1 требований: «Участник закупки не должен обладать более чем 3 ограничивающими факторами, указанными в Методике проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм».

В соответствии с пунктом 2.5.1 Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм» перечислены 5 ограничивающих факторов, в том числе подп. «ц» наличие судебных решений по искам третьих лиц в отношении дел, связанных с неисполнением и/или ненадлежащим исполнением участником обязательств по договорам, вынесенных за последний год до окончания подачи заявок не в пользу участника на общую сумму обязательств по указанным договора в размере от 15% и более от установленной в документации о закупке НМЦ, в любом случае сумма таких обязательств не должна превышать 5 000 000, 00 рублей с учетом НДС (если иное не установлено документацией о закупке) проверка осуществляется по информационной базе сведений, расположенной в информационно – коммуникационной сети «Интернет» по адресу: arbitr.ru (портал «Федеральные арбитражные суды Российской Федерации»).

Согласно данным сайта в отношении ООО «Ветрон» за последний год до окончания подачи заявок вынесено 1 судебное решение на сумму 1 018 536, 93 рублей. (дело №А24-3589/2017).

С учетом установленной п.10 Извещения о закупке начальной (максимальной) цены в размере 10 304 900,00 рублей, без учета НДС, ограничивающий фактор по вынесенному не в пользу участника закупки судебному решению должен составлять 1 545 735,00 рублей.

Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС приходит к обоснованному выводу Закупочной Комиссии о том, что наличие в 2018 году судебного дела не в пользу ООО «Ветрон» на сумму 1 018 536, 93 рублей, не подпадает под ограничивающий фактор, предусмотренный подп. «ц» п.2.5.1 Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм».

Комиссия Камчатского УФАС ознакомившись с заявкой участника ООО Строительная компания «Аэроспецстрой» не обнаружила в составе заявки: сметный расчет в форматах Exel и PDF, что не согласуется п.10 пп.10.1 Технических требований (Приложение №1 к Документации о закупке).

Соответственно Закупочная Комиссия верно указала основания для отклонения заявки ООО Строительная Компания «Аэроспецстрой».

Тем не менее руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Камчатского УФАС установила следующее.

В соответствии с пунктом 2.2.1 Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм» проверка проводится в следующем порядке: проверка участника на соответствие критериям отбора, установленным в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики; проверка участника на наличие ограничивающих факторов, установленных в документации о закупке, в соответствии с пунктом 2.5 настоящей методики; проверка финансового состояния (устойчивости) участника, в соответствии с пунктом 2.6 настоящей методики.

На основании пункта 2.6.6 Методики проверки ДРиФС сумма всех оценок усреднённых (средневзвешенных) рассчитанных показателей (пункт 2.6.4 настоящей методики) в баллах делится на общее количество показателей (среднее арифметическое). Полученная таким образом итоговая оценка сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с таблицей 3, согласно которой по шкале баллов от 0 до 1 участнику присваивается:

- менее 0,45 баллов – «кризисное финансовое состояние»;

 

 

- от 0,45 включительно до 0,90 баллов включительно – «неустойчивое финансовое состояние»;

- более 0,90 баллов – «удовлетворительное финансовое состояние».

При этом, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.2 настоящей методики)  итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

Определение финансового состояния производится на основании бухгалтерского баланса за отчетный и предыдущий года. Двое участников показали отчетный и предыдущий год (2017 и 2018 гг).

Согласно бухгалтерскому балансу на 31.12.2018 ООО Строительная Компания «Аэроспецстрой» баланс предприятия составил 2 707 рублей (период 2018 г) и на 31.12.2017 г. составил 2 177 рублей (период 2017 г). Согласно бухгалтерскому балансу ООО «Ветрон» (победитель) баланс предприятия составил 6 237 рублей (период 2017 г.), 1 928 рублей (период 2018 г.).

Согласно материалам дела, при определении финансового состояния итоговая оценка ООО Строительная Компания «Аэроспецстрой» составила 0,36, в связи с чем, финансовое состояние Общества на основании Методики проверки надежности признано кризисным и не соответствующим требованиям документации о закупке.

При определении финансового состояния итоговая оценка ООО «Ветрон» составила 0,74, в связи с чем, финансовое состояние Общества на основании Методики проверки признано неустойчивым.

   В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках, целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестности конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики должны руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 6.3.7 Положения определено, что требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Фактически, из Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур следует, что заказчик  предоставляет существенные преимущества участия в закупке только хозяйствующим субъектам, находящимся на рынке длительный промежуток времени, а лица, вновь созданные, не допускаются к участию лишь на том основании, что срок их деятельности небольшой.

Применение обозначенного критерия никак не подтверждает/ не может подтвердить факт того, что у лица отсутствуют финансовые ресурсы для исполнения договора, заключенного по результатам закупки.   

На основании изложенного, Комиссия Камчатского УФАС приходит к выводу о том, что установление в Методике проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм» положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25 % ограничивает/ может ограничить возможность участия в закупках вновь созданных организаций. Отсутствие возможности оценки изменения финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключенному по результатам закупки.

Кроме того, Методика не содержит обоснования причин снижения итоговой оценки непосредственно на 25 %.

 Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС приходит к выводу ,что действия заказчика, выразившиеся в установлении в пункте 2.6.6 Методике проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм», являющейся приложения к документации о закупке, положения о снижении итоговой оценки участников типов 2 и 3 на 25%, что фактически влечет за собой отклонение заявки участника конкурса от дальнейшего рассмотрения без каких – либо объективных доказательств того, что лицо не сможет надлежащим образом выполнить условия договора, необоснованно сокращает возможность вновь созданным юридическим в участии закупки, стимулировании такого участия, развитие добросовестной конкуренции, что в свою очередь нарушает  часть 1 статьи 1, пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о  закупках.     

 Руководствуясь частью 20 статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

 

 

 

 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО Строительная компания «Аэроспецстрой» на действия Акционерного общества «Геотерм» по проведению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора выполнения работ на разборку проектной и рабочей документации на капитальный ремонт мостов (лот №0005-РЕМ-2019-Геотерм), необоснованной.

 

  1. Признать пункт 2.6.6 Методики проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых АО «Геотерм» несоответствующий части 1 статьи 1,  пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №233-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

3.Выдать заказчику предписание об устранении нарушения.

 

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     И.В. Кодерле

 

 

 

Члены Комиссия                                                                           Ю.А. Муравкина

 

 

                  

                                                                                                              Д. В. Пеннер

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны