Решение б/н жалоба необоснованная от 4 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

в присутствии представителей:

- заказчика – акционерного общества «Корякэнерго» (далее – Заказчик):

- заявителя - общества с ограниченной ответственностью «Топливная Компания Открытие» (далее – Заявитель; Общество):

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика топлива дизельного (ДТ-Л-К5) путем проведения открытого конкурса (извещение 32312226233 (Версия № 4),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком была проведена процедура определения поставщика топлива дизельного (ДТ-Л-К5) (далее – Товар) путем проведения открытого конкурса (извещение 32312226233 (Версия № 4) (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора (лота) установлена в размере 179 062 500, 00 рублей.       Извещение (Версия № 4) и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 21.04.2023.

Согласно извещению о Закупке срок окончания подачи заявок на участие в Закупке установлен до 9-00 02.05.2023.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупках товаров, работ и услуг АО «Корякэнерго», версия 27 от 30.06.2022 (далее – Положение), документацией о Закупке.

 

21.04.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации о Закупке, который, по мнению Заявителя, неправомерно установил:

1. в пункте 2 части IV «Техническая часть конкурсной документации» требования к Товару, в части плотности, массовой доли воды, которые противоречат требованиям ГОСТ 32511-2013 Топливо дизельное ЕВРО,

2. критерии оценки, в части квалификации Участника, при том, что ежемесячно предполагается поставка Товара в меньшем количестве, чем установлено в критериях оценки (наличие флота в регионе дедвейтом не менее 4,0 тыс. тонн) и порядок оценки заявок, который дает необоснованное преимущество участникам, владеющим излишним количеством судов, значительно превышающим потребности Заказчика,

3. в пункте 7.10.2 Информационной карты документации о Закупке дополнительные требования к участникам размещения заказа о наличии у них лицензии на осуществление деятельности, применительно к опасным грузам,

4. в пункте 3.1.2 проекта договора обязанность поставщика подтверждать качество нефтепродуктов сертификатом (паспортом) качества (протоколом испытаний и т.д.), выданной аккредитованной лабораторией базы перевалки.

Установление вышеуказанных требований, по мнению Заявителя, ведет к ограничению конкуренции.

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 27.04.2023 № 1078/05 пояснил следующее:

          1. При формировании технической части конкурсной документации:

- по показателю «Плотность при 15 °C» применено значение - плотность при 15 °C, кг/м 3, согласно «ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009). Национальный стандарт Российской Федерации. Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия» (далее – ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) к топливу для холодного и арктического климата, к которому относится территория Камчатского края,

- по показателю «Массовая доля воды, %» применено значение - отсутствие, поскольку установленный по ГОСТ 32511-2013 «Топливо дизельное ЕВРО» показатель содержания воды «не более 200 мг/кг» (0,02%) не превышает погрешность метода измерения на воспроизводимость в соответствии ISO 12937-2000 «Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру».

          Также учитывая, что данный показатель является количественным показателем, приемка топлива и проведение учетно-расчетных операций будут осуществляться строго по «сухой массе» (за минусом балласта воды).

          2. Устанавливая требование по наличию флота в регионе дедвейтом не менее 4000 тонн, Заказчик учитывал сложную логистику доставки Товара до конечного потребителя (северные поселки Камчатского края), не отталкиваясь от месячного объема поставки. Заказчик предполагает участие в поставке Компаний-перевозчиков, имеющих соответствующий потенциал по наличию флота общим дедвейтом не менее 4000 тонн (один или несколько нефтеналивных судов по сумме равных или превышающих установленный порог по тоннажу).

          Суда с большим дедвейтом менее подвержены влиянию погодных условий в месте поставки, что повышает вероятность их своевременного подхода. Таким образом, Заказчик вынужденно установил такого рода ограничения, рассчитывая, что участник привлечет к поставке перевозчика, который регулярно поставляет нефтепродукты в северные регионы Камчатского края, осознает все условия и особенности завоза Товара в данный регион.

          При распределении критериев оценки Заказчиком учитывалась сложность транспортной составляющей поставки нефтепродуктов в населенные пункты Камчатского края морским путем, которая по своей сути является более уязвимой во всей цепочке поставки. В данных условиях сделан акцент на надежность транспортной составляющей. Цена в данном случае является менее значимым критерием.

          3. Требование о наличие лицензии на осуществление деятельности, применительно к опасным грузам относится к собственникам флота, которых в свою очередь планирует привлечь участник закупочной процедуры к выполнению перевозок. От участника требуется предоставить Заказчику данные документы в качестве подтверждения технической возможности исполнения поставки.

          4. Проведение контроля качества на базах перевалки (нефтебазах), является обязательной процедурой при отпуске нефтепродуктов. По окончанию отгрузки всегда оформляется паспорт качества, который входит в перечень обязательных сопроводительных документов (пункт 5.16 Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктов и автозаправочных станциях от 15.08.1985 № 06/21-8-446).     

 

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

          В силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

          На основании части 6 статьи 3 Закона о закупках Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

          Согласно части 16 статьи 3.2 Закона о закупках под конкурсом в целях данного Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем конкурса признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

          Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

          В силу подпункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

 

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

1. В пункте 2 части IV «Техническая часть конкурсной документации» документации о Закупке установлены требования к качеству продукции:

2.1. Топливо для дизельных электростанций должно соответствовать следующим параметрам:

Таблица 2.

№ п/п

Наименование показателей

Значение показателей

1

Плотность при 15 °С, кг/м³

800-840

2

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже

61

3

Температура помутнения, °С, не выше

-4

4

Температура застывания, °С, не выше

-10

5

Массовая доля серы, мг/кг, не более

10

7

Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с

не более 5,8

8

Массовая доля воды, %

отсутствие

9

Массовая доля механических примесей, %

отсутствие

10

Смазывающая способность при 60 °С, мкм, не более

420

1

Плотность при 15 °С, кг/м³

800-840

 

  При этом значение показателя: Плотность при 15 °С, кг/м³ - «800-840», не противоречит показателям, установленным в ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН 590:2009) к топливу для холодного и арктического климата.

          Установление качественного показателя: Массовая доля воды, % - отсутствие, также не противоречит требованиям стандарта ISO 12937:2000 (Нефтепродукты. Определение воды. Метод кулонометрического титрования по Карлу Фишеру).

          Доказательств обратного Заявитель не представил.

          Таким образом,  довод  № 1 жалобы не нашел своего подтверждения.

         

          2. В пункте 7.9 части II «Информационная карта конкурса» документации о Закупке установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе.

       Критериями оценки являются:

«1. Квалификация Участника: - 70 %:

1.1. Наличие флота в регионе (дедвейтом не менее 4,0 тыс. тонн) оборудованного для перевозки нефтепродуктов и имеющего разрешительные документы (лицензии на перевозку и погрузо-разгрузочных работы, применительно к опасным грузам);

1.2. Наличие маломерного флота в регионе оборудованного и имеющего разрешительные документы для осуществления перевозки нефтепродуктов.

2. Цена – 30 %».

          Порядок отбора и оценки заявок по данным критериям содержится в приложении № 1 к части II «Информационная карта конкурса» документации о Закупке.

          Согласно данному порядку отсутствие форм и копий заверенных участником Закупки документов, подтверждающих квалификацию участника по вышеуказанным критериям, «не считается поводом для отклонения предложения участника».

          При этом, согласно пояснениям Заказчика, для Заказчика особое значение имеет опыт и возможность поставки Товара в северные регионы Камчатского края с учетом всех условия и особенности завоза Товара в данный регион морским путем, т.е. установление данного критерия соответствует потребности Заказчика.

          Вместе с тем, Заявитель доказательств того, что установление данного критерия оценки заявок создает преимущественные условия участия в Закупке конкретному хозяйствующему субъекту, не представил.

  Следовательно, установление в документации о Закупке вышеуказанных критериев оценки не противоречит требованиям подпункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, не ограничивает право хозяйствующих субъектов на участие в процедуре Закупки, а преследует цель определения лучшего предложения в рамках проводимой Заказчиком процедуры Закупки.

          Таким образом, довод № 2 жалобы не нашел своего подтверждения.

 

          3. В пункте 7.10.2 части II «Информационная карта конкурса» документации о Закупке установлено, что «участник должен иметь лицензии на осуществление деятельности, применительно к опасным грузам. Не предоставление вышеперечисленных документов является поводом для отклонения заявки».

          Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что данное требование относится к собственникам флота, которых в свою очередь планирует привлечь участник закупочной процедуры к выполнению перевозок. От участника требуется предоставить Заказчику данные документы в качестве подтверждения технической возможности исполнения поставки, позволяющие заказчику получить гарантии выполнения победителем обязательства по договору, относятся ко всем участникам Закупки и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

  Вместе с тем, Заявитель за разъяснениями данного положения к Заказчику не обращался. Доказательств того, что установление данного требования направлено на установление преимуществ конкретному хозяйствующему субъекту или повлекло за собой ограничение конкуренции, Заявитель не представил.

Таким образом, установление данного единого для всех участников Закупки требования направлено на получение гарантии выполнения победителем обязательств по договору и не противоречит Закону о закупках.

Следовательно довод № 3 жалобы не нашел своего подтверждения.

 

4. Согласно пункту 3.1.2 проекта договора документации о Закупке поставщик обязан «поставить нефтепродукты с качественными характеристиками, согласованными Сторонами в Приложении № 1. Подтверждением качества нефтепродукты является сертификат (паспорт) качества (протокол испытаний и т.д.), выданный аккредитованной лабораторией базы перевалки».

          В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения,  утвержденной приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 № 231, нефтепродукт, поступающий в организацию нефтепродуктообеспечения или отпускаемый организацией нефтепродуктообеспечения, сопровождается паспортом качества на партию.

В соответствии с пунктом 5.16 Инструкции о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефти и нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктов и автозаправочных станциях от 15.08.1985 № 06/21-8-446 при оформлении нефтегрузов при морских перевозках «прикладывается паспорт качества погруженного нефтепродукта и капитанская проба, которая вручается капитану (шкиперу) судна».

Вместе с тем, Заявитель доказательств того, что установление вышеуказанного требования направлено на создание преимуществ определенному хозяйствующему субъекту и приводит к ограничению конкуренции, не представил.

Таким образом, установление в проекте договора требования о подтверждении качества нефтепродуктов сертификатом (паспортом) качества (протоколом испытаний и т.д.), выданным аккредитованной лабораторией базы перевалки, не противоречит вышеуказанным инструкциям, Закону о закупках.

Следовательно довод № 4 жалобы не нашел своего подтверждения.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны