Решение №384/05 Без аннотации от 21 февраля 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/16-209/2021

 

                                                                                                    г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2022 г.

 

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии:

врио руководителя Камчатского УФАС России,

Члены комиссии:

заместитель начальника отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

специалист 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

в присутствии представителя по доверенности ПАО «Камчатскэнерго» № КЭ-18-18-22/ 16 Д от 01.01.2022 г. – Галина Сергея Александровича; представителя по доверенности ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт» № ДЭК-71-15/978 Д от 21.01.2022 г. – Зубаря Александра Михайловича,

рассмотрев дело № 041/01/10-569/2021 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757 адрес: ул. Набережная, д.10, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский-Край, 683000)  результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившихся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей не имевших задолженности за потребленную энергию

 

УСТАНОВИЛА:

 

Камчатским УФАС России издан приказ от 25.11.2021 № 91-П о возбуждении дела № 041/01/10-569/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства публичным акционерным обществом «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757).

Определением о назначении дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, Председатель Комиссии определил назначить дело № 041/01/10-569/2021 к рассмотрению на 22 декабря 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 90.

22 декабря 2021 года в 11 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

До рассмотрения дела, а именно 21 декабря 2021 года, от представителя ПАО «Камчатскэнерго» Галина С.А. поступило Ходатайство по делу № 041/01/10-569/2021. В заседании по делу представитель ПАО «Камчатскэнерго» Галин С.А. позицию, изложенную в ходатайстве, поддержал и заявил устное ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, участвующих в деле, публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ПАО «Дальневосточная энергетическая компания») и общество с ограниченной ответственностью «41 Электрическая сеть» (далее – ООО «41 Электрическая сеть»).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, руководствуясь пунктами 2,3,5 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.06 2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела на 19 января 2022 года в 11 часов 00 минут.

19 января 2022 года в 11 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-569/2021 определением исх. № 97/05 от 20.01.2022, Комиссия отложила рассмотрение дела № 041/01/10-569/2021. Дело назначено на 16.02.2022 в 10 часов 00 минут.

16 февраля 2022 в 10 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

При рассмотрении дела от представителя ПАО «ДЭК» поступило устное ходатайство о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью, ввиду отсутствия неблагоприятных последствий для

Из материалов рассматриваемого заявления установлено следующее:

25.10.2021 в адрес Камчатского УФАС России от Депутата Законодательного Собрания Камчатского края поступило заявление (вх. № 3207) о проведении проверки в связи с отключением электроэнергии в СНТ «Восход», с приложением обращения Соболевой Натальи Юрьевны, проживающей на территории СНТ «Восход», содержащем информацию по поводу отключения электроэнергии в СНТ «Восход» у потребителей не имеющих долгов по оплате электроэнергии.

Из материалов, предоставленных ПАО «Камчатскэнерго» по запросу о предоставлении информации установлено следующее:

18.02.2019 между публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») и товариществом собственников недвижимости «Восход» (далее – СНТ «Восход») заключен договор энергоснабжения № 243Е (далее – Договор № 243Е).

Согласно Договору № 243Е ПАО «Камчатскэнерго» является гарантирующим поставщиком по отношению к СНТ «Восход», а СНТ «Восход» является потребителем.

Согласно пункту 2.2. Договора № 243Е гарантирующий поставщик имеет право инициировать введение полного и(или) частичного ограничения режима потребления в установленном порядке при наступлении любого из обстоятельств, указанных в разделе 6 настоящего договора.

Согласно подпункту б пункта 6.1. Договора № 243Е ограничение режима потребления электрической энергии(мощности) вводится в соответствии с действующим законодательством РФ при нарушении Потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед Гарантирующим поставщиком по основному обязательству, в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии(мощности).

30 декабря 2020 года между ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «ДЭК» заключен договор оказания услуг № ДЭК-71-13/1479 (далее – Договор № С) на осуществление функций энергосбытовой деятельности (электро-, тепловая энергия и ГВС) физическим и юридическим лицам, расположенным на территории Камчатского края.

Согласно данному договору Принципал (ПАО «Камчатскэнерго») – лицо, от имени которого действует агент, представитель.  Агент, платежный агент (ПАО «ДЭК») – физическое или юридическое лицо, гражданин или организация, выступающие в роли доверенного лица, посредника, уполномоченного совершить определенный круг действий как от своего имени, так и от имени другого лица (принципала), по поручению и в интересах этого лица и осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

Согласно пункту 2.1 Договора № ДЭК-71-13/1479 Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство осуществлять от имени и за счет Принципала все необходимые юридические и фактические действия по энергосбытовой деятельности, связанные с реализацией электрической энергии (мощности), тепловой энергии, горячего водоснабжения по нерегулируемым ценам и регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении физических и юридических лиц, находящихся в зоне деятельности Гарантирующего поставщика – ПАО «Камчатскэнерго», а также иные действия, связанные с выполнение Агентом данного поручения.

Согласно пункту 3.1.1 Договора № ДЭК-71-13/1479 Агент обязуется обеспечить организацию энергосбытовой деятельности и необходимые для ее выполнения производственных, финансовых-экономических, правовых, договорных, методологических функций, работы по охране пожарной безопасности на арендованном оборудовании, работы по обеспечению экономической и информационной безопасности Принципала, защите коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством, а так же иными задачами и функциями, определенными настоящим Договором и/или законодательством об электроэнергетике, регулирующим энергосбытовую деятельность, с соответствии с Регламентом взаимодействия между ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «ДЭК» по работе с потребителями электрической энергии (юридическими и физическими лицами) в части осуществления функций по технической ЭСД на территории Камчатского края (далее – Регламент) (Приложение № 7 к настоящему договору).

Согласно пункту 8.1.1, 8.1.2 Регламента ПАО «ДЭК» организовывает работу по введению ограничений режима потребления электрической энергии Потребителям (должникам и за неучтенное потребление) в рамках действующего законодательства. Выполняет процедуру уведомления потребителей о введении ограничения режима потребления электрической энергии, а также необходимости выполнения Потребителями, указанными в приложении к Правилам № 442, мероприятий к полному ограничению режима потребления электрической энергии без потребления из внешней сети.

В связи с наличием у СНТ «Восход» задолженности за потребленную электрическую энергию по Договору № 243Е  филиалом ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» 28.09.2021 за подписью Начальника отдела работы с юридическими лицами филиала ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт»(представителя по доверенности ПАО «Камчатскэнерго» было направлено Руководителю СНТ «Восход» Уведомление № 3994 о введении ограничения режима потребления электрической энергии(далее – Уведомление № 3994) в котором указано о необходимости в срок по 14.10.2021 оплатить указанную в уведомлении задолженность, а в случае неоплаты задолженности и предварительных счетов в указанные сроки о необходимости Руководителю СНТ «Восход» самостоятельно в соответствии с Правилами ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённым постановлением Правительства РФ от 04.05.2021 № 442, с 12:00 15.10.2021 ввести частичное ограничение режима потребления путем отключения электроэнергии со своих энергопринимающих устройств по всем точкам поставки электроэнергии. 04.10.2021 в Уведомлении № 3994 сделана отметка и подпись Руководителя СНТ «Восход» о получении указанного уведомления.

05.10.2021 от Филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» за подписью Представителя ПАО «Камчатскэнерго» в рамках договора оказания услуг от 30.12.2020 № ДЭК-71-13/1479 на осуществление функций энергосбытовой деятельности на территории Камчатского края , Начальника Елизовского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Камчасткэнергосбыт» А.Ю. Шалагина Руководителю ООО «41 Электрическая сеть» Братчуку В.А. направлено письмо № 19/16698 с просьбой о производстве полного ограничения режима потребления электроэнергии 15.10.2021 в 12:00 на объекте аб. 243 Товарищество собственников недвижимости «Восход», объект: СОТ за дебиторскую задолженность 1 208 703,59 руб. и проведением мероприятия по введению ограничения произвести совместно с представителем ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт».

15.10.2021 в 12 час. 00 мин. Составлен АКТ № 6/06.10.21 и было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии СНТ «Восход».

15.10.2021 от Филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» за подписью Представителя ПАО «Камчатскэнерго» в рамках договора оказания услуг от 30.12.2020 № ДЭК-71-13/1479 на осуществление функций энергосбытовой деятельности на территории Камчатского края, Начальника Елизовского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Камчасткэнергосбыт» А.Ю. Шалагина Руководителю ООО «41 Электрическая сеть» Братчуку В.А. направлено письмо № 19/17263 с просьбой о возобновлении подачи электроэнергии аб. 243 Товарищество собственников недвижимости «Восход», объект: СОТ в связи с оплатой дебиторской задолженности.

15.10.2021 ООО «41 электрическая сеть» составлен Акт б/н о том, что 15.10.2021 в 17.40 по заявлению филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» от 15.10.2021 № 19/17263 произведено подключение потребителя ТСН «Восход» аб. 243Е.

На момент введения полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении СНТ «Восход», на его территории проживали члены СНТ «Восход», не имеющие задолженности за потребленную электроэнергию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закона о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Как следует из статьи 3, пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В рамках рассмотрения дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, проведен анализ состояния  конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) .

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Елизовского муниципального района Камчатского края.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) использовались:

- сведения, предоставленные Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края;

- сведения, представляемые продавцами данного товара;

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-569/2021.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка купли-продажи электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временной интервал настоящего исследования определен с 18.02.2019 г. (дата заключения договора электроснабжения № 243Е) по 15.10.2021 г. (дата ввода полного ограничения режима потребления электроэнергии).

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка, определение товара может быть определено на основе условий договора, заключенного в отношении товара, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

На основании договора электроснабжения № 243Е от 18.02.2019 ПАО «Камчатскэнерго» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (мощности).

Основным видом деятельности ПАО «Камчатскэнерго» является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (ОКВЭД 35.11.1). Одним из дополнительных видов деятельности является торговля электроэнергией (ОКВЭД 35.14).

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является купля-продажа электрической энергии (мощности).

Географическими границами рынка являются муниципальные образования, в границах которых энергосбытовым организациям присвоен статус гарантирующего поставщика, по границе балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатируемых этими организациями.

Постановлением Управления по регулированию тарифов Камчатской области от 02.11.2006 № 18 ПАО «Камчатскэнерго» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории п. Озерновский, с. Запорожье,             п. Шумный, п. Паужетка, Административные границы Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика АО «Южные электрические сети Камчатки», гарантирующего поставщика ООО «Электрические сети Ивашки», гарантирующего поставщика АО «Оссора», гарантирующего поставщика ООО «Колхоз Ударник», гарантирующего поставщика АО «Корякэнерго» (Приложение 1).

Согласно предмету договора, объектом поставки является ТСН «Восход», расположенный на территории 20 км Елизовского муниципального района Камчатского края (684000).

Таким образом, географическими границами товарного рынка является территория Елизовского муниципального района Камчатского края границы ТП 20-17(СНТ «Восход»).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности).

Гарантирующим поставщиком на территории Елизовского муниципального района является ПАО «Камчатскэнерго» (683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д.10).

ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет деятельность по производству, передаче, купле – продаже (поставке) электроэнергии.

Форма собственности – частная.

Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области Постановлением от 02.11.2006 №18 присвоило статус гарантирующего поставщика ОАО «Камчатскэнерго» на основании подпункта а) пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006. № 530.

ПАО «Камчатскэнерго» включено в единый федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объем рынка купли-продажи электрической энергии (мощности) ПАО «Камчатскэнерго» на территории Елизовского муниципального района составил:

 

Год

Географические границы деятельности (наименование населенных пунктов)

Объем реализации продукции (работ и услуг)

Доля на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности)

В натуральном выражении,

тыс. кВт/час

В стоимостном выражении,

тыс. руб. (без НДС)

2019

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

366 336

1 496 241

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

284

1 107

100%

2020

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

378 069

1 737 224

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

392

1 529

100%

2021

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

393 571

1 787 907

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

440

1 752

100%

 

ПАО «Камчатскэнерго» занимает 100% долю на рынке купли-продажи электроэнергии на территории п. Озерновский, с. Запорожье, п. Шумный, п. Паужетка, Административные границы Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика АО «Южные электрические сети Камчатки», гарантирующего поставщика ООО «Электрические сети Ивашки», гарантирующего поставщика АО «Оссора», гарантирующего поставщика ООО «Колхоз Ударник», гарантирующего поставщика АО «Корякэнерго».

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

n

(СR) = SUM Di, где:

i=1

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

N

HHI = SUM Di2, где:

i=1

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) в Елизованом муниципальном районе Камчатского края является высококонцентрированным (CR-3 = 100%, HHI = 10000).

Согласно вышеизложенному ПАО «Камчатскэнерго» занимает доминирующее положение, а соответственно на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 48 Основных положений  функционирования розничных рынков электрической энергии(далее – Основные положения) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии(далее – Правила № 442) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика(энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил.

Согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 2 Правил Ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц полное наименование СНТ «Восход» - садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Восход».

Согласно статье 123.12. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

Согласно пункту 5 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.

Исходя из изложенного, товарищество собственников недвижимости (садоводческая некоммерческая организация) заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

В соответствии с вышеуказанным и положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам - членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким  образом,  применительно  к  садоводческим  некоммерческим товариществам  потребителями  электроэнергии  следует  рассматривать  каждого отдельного  гражданина-садовода,  чье  принимающее  устройство  присоединено к общей  электросети  товарищества,  а  не  само  товарищество,  выступающее,  главным образом,  лишь  в  качестве  посредника  между  энергоснабжающей  организацией  и гражданами,  являющееся  потребителем  исключительно  в  части  использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

Согласно пункту 3 Правил № 442 ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

Задолженность за электроэнергию у СНТ «Восход» возникла ввиду неоплаты услуг энергоснабжения рядом потребителей - членов СНТ «Восход», электроснабжение которых осуществлялось посредством объектов электросетевого хозяйства СНТ «Восход».

Вместе с тем, отдельные члены СНТ «Восход» не имели задолженности по оплате потребленной электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из изложенного Камчатское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО «Камчатскэнерго» направленные на прекращение поставки электрической энергии потребителю, к сетям которого подключены абоненты, своевременно оплачивающие эти ресурсы, содержат в себе признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757 адрес: ул. Набережная, д.10, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский-Край, 683000)  результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившихся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей не имевших задолженности за потребленную энергию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Установить в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757) на рынке услуг купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Елизовского муниципального района Камчатского края в границах ТП 20-17(СНТ «Восход»), с долей превышающей пятьдесят процентов.

 

2. Признать в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757) нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара, на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей, не имевших задолженности за потребленную энергию.

 

3. Предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства публичному акционерному обществу «Камчатскэнерго» не выдавать в связи с устранением связи с устранением нарушения до вынесения решения.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

 

Председатель Ком

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/16-209/2021

 

                                                                                                    г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 февраля 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2022 г.

 

 

     Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии:

врио руководителя Камчатского УФАС России,

Члены комиссии:

заместитель начальника отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

специалист 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

в присутствии представителя по доверенности ПАО «Камчатскэнерго» № КЭ-18-18-22/ 16 Д от 01.01.2022 г. – Галина Сергея Александровича; представителя по доверенности ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт» № ДЭК-71-15/978 Д от 21.01.2022 г. – Зубаря Александра Михайловича,

рассмотрев дело № 041/01/10-569/2021 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757 адрес: ул. Набережная, д.10, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский-Край, 683000)  результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившихся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей не имевших задолженности за потребленную энергию

 

УСТАНОВИЛА:

 

Камчатским УФАС России издан приказ от 25.11.2021 № 91-П о возбуждении дела № 041/01/10-569/2021 и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства публичным акционерным обществом «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757).

Определением о назначении дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, Председатель Комиссии определил назначить дело № 041/01/10-569/2021 к рассмотрению на 22 декабря 2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, 90.

22 декабря 2021 года в 11 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

До рассмотрения дела, а именно 21 декабря 2021 года, от представителя ПАО «Камчатскэнерго» Галина С.А. поступило Ходатайство по делу № 041/01/10-569/2021. В заседании по делу представитель ПАО «Камчатскэнерго» Галин С.А. позицию, изложенную в ходатайстве, поддержал и заявил устное ходатайство о привлечении в качестве третьих лиц, участвующих в деле, публичное акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее – ПАО «Дальневосточная энергетическая компания») и общество с ограниченной ответственностью «41 Электрическая сеть» (далее – ООО «41 Электрическая сеть»).

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, руководствуясь пунктами 2,3,5 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.06 2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела на 19 января 2022 года в 11 часов 00 минут.

19 января 2022 года в 11 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-569/2021 определением исх. № 97/05 от 20.01.2022, Комиссия отложила рассмотрение дела № 041/01/10-569/2021. Дело назначено на 16.02.2022 в 10 часов 00 минут.

16 февраля 2022 в 10 часов 00 минут состоялось рассмотрение дела.

При рассмотрении дела от представителя ПАО «ДЭК» поступило устное ходатайство о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью, ввиду отсутствия неблагоприятных последствий для

Из материалов рассматриваемого заявления установлено следующее:

25.10.2021 в адрес Камчатского УФАС России от Депутата Законодательного Собрания Камчатского края поступило заявление (вх. № 3207) о проведении проверки в связи с отключением электроэнергии в СНТ «Восход», с приложением обращения Соболевой Натальи Юрьевны, проживающей на территории СНТ «Восход», содержащем информацию по поводу отключения электроэнергии в СНТ «Восход» у потребителей не имеющих долгов по оплате электроэнергии.

Из материалов, предоставленных ПАО «Камчатскэнерго» по запросу о предоставлении информации установлено следующее:

18.02.2019 между публичным акционерным обществом энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго») и товариществом собственников недвижимости «Восход» (далее – СНТ «Восход») заключен договор энергоснабжения № 243Е (далее – Договор № 243Е).

Согласно Договору № 243Е ПАО «Камчатскэнерго» является гарантирующим поставщиком по отношению к СНТ «Восход», а СНТ «Восход» является потребителем.

Согласно пункту 2.2. Договора № 243Е гарантирующий поставщик имеет право инициировать введение полного и(или) частичного ограничения режима потребления в установленном порядке при наступлении любого из обстоятельств, указанных в разделе 6 настоящего договора.

Согласно подпункту б пункта 6.1. Договора № 243Е ограничение режима потребления электрической энергии(мощности) вводится в соответствии с действующим законодательством РФ при нарушении Потребителем своих обязательств, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед Гарантирующим поставщиком по основному обязательству, в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии(мощности).

30 декабря 2020 года между ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «ДЭК» заключен договор оказания услуг № ДЭК-71-13/1479 (далее – Договор № С) на осуществление функций энергосбытовой деятельности (электро-, тепловая энергия и ГВС) физическим и юридическим лицам, расположенным на территории Камчатского края.

Согласно данному договору Принципал (ПАО «Камчатскэнерго») – лицо, от имени которого действует агент, представитель.  Агент, платежный агент (ПАО «ДЭК») – физическое или юридическое лицо, гражданин или организация, выступающие в роли доверенного лица, посредника, уполномоченного совершить определенный круг действий как от своего имени, так и от имени другого лица (принципала), по поручению и в интересах этого лица и осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц.

Согласно пункту 2.1 Договора № ДЭК-71-13/1479 Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство осуществлять от имени и за счет Принципала все необходимые юридические и фактические действия по энергосбытовой деятельности, связанные с реализацией электрической энергии (мощности), тепловой энергии, горячего водоснабжения по нерегулируемым ценам и регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в отношении физических и юридических лиц, находящихся в зоне деятельности Гарантирующего поставщика – ПАО «Камчатскэнерго», а также иные действия, связанные с выполнение Агентом данного поручения.

Согласно пункту 3.1.1 Договора № ДЭК-71-13/1479 Агент обязуется обеспечить организацию энергосбытовой деятельности и необходимые для ее выполнения производственных, финансовых-экономических, правовых, договорных, методологических функций, работы по охране пожарной безопасности на арендованном оборудовании, работы по обеспечению экономической и информационной безопасности Принципала, защите коммерческой тайны в соответствии с действующим законодательством, а так же иными задачами и функциями, определенными настоящим Договором и/или законодательством об электроэнергетике, регулирующим энергосбытовую деятельность, с соответствии с Регламентом взаимодействия между ПАО «Камчатскэнерго» и ПАО «ДЭК» по работе с потребителями электрической энергии (юридическими и физическими лицами) в части осуществления функций по технической ЭСД на территории Камчатского края (далее – Регламент) (Приложение № 7 к настоящему договору).

Согласно пункту 8.1.1, 8.1.2 Регламента ПАО «ДЭК» организовывает работу по введению ограничений режима потребления электрической энергии Потребителям (должникам и за неучтенное потребление) в рамках действующего законодательства. Выполняет процедуру уведомления потребителей о введении ограничения режима потребления электрической энергии, а также необходимости выполнения Потребителями, указанными в приложении к Правилам № 442, мероприятий к полному ограничению режима потребления электрической энергии без потребления из внешней сети.

В связи с наличием у СНТ «Восход» задолженности за потребленную электрическую энергию по Договору № 243Е  филиалом ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» 28.09.2021 за подписью Начальника отдела работы с юридическими лицами филиала ПАО «ДЭК» «Камчатэнергосбыт»(представителя по доверенности ПАО «Камчатскэнерго» было направлено Руководителю СНТ «Восход» Уведомление № 3994 о введении ограничения режима потребления электрической энергии(далее – Уведомление № 3994) в котором указано о необходимости в срок по 14.10.2021 оплатить указанную в уведомлении задолженность, а в случае неоплаты задолженности и предварительных счетов в указанные сроки о необходимости Руководителю СНТ «Восход» самостоятельно в соответствии с Правилами ограничения режима потребления электрической энергии, утверждённым постановлением Правительства РФ от 04.05.2021 № 442, с 12:00 15.10.2021 ввести частичное ограничение режима потребления путем отключения электроэнергии со своих энергопринимающих устройств по всем точкам поставки электроэнергии. 04.10.2021 в Уведомлении № 3994 сделана отметка и подпись Руководителя СНТ «Восход» о получении указанного уведомления.

05.10.2021 от Филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» за подписью Представителя ПАО «Камчатскэнерго» в рамках договора оказания услуг от 30.12.2020 № ДЭК-71-13/1479 на осуществление функций энергосбытовой деятельности на территории Камчатского края , Начальника Елизовского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Камчасткэнергосбыт» А.Ю. Шалагина Руководителю ООО «41 Электрическая сеть» Братчуку В.А. направлено письмо № 19/16698 с просьбой о производстве полного ограничения режима потребления электроэнергии 15.10.2021 в 12:00 на объекте аб. 243 Товарищество собственников недвижимости «Восход», объект: СОТ за дебиторскую задолженность 1 208 703,59 руб. и проведением мероприятия по введению ограничения произвести совместно с представителем ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт».

15.10.2021 в 12 час. 00 мин. Составлен АКТ № 6/06.10.21 и было введено полное ограничение режима потребления электроэнергии СНТ «Восход».

15.10.2021 от Филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» за подписью Представителя ПАО «Камчатскэнерго» в рамках договора оказания услуг от 30.12.2020 № ДЭК-71-13/1479 на осуществление функций энергосбытовой деятельности на территории Камчатского края, Начальника Елизовского отделения филиала ПАО «ДЭК» «Камчасткэнергосбыт» А.Ю. Шалагина Руководителю ООО «41 Электрическая сеть» Братчуку В.А. направлено письмо № 19/17263 с просьбой о возобновлении подачи электроэнергии аб. 243 Товарищество собственников недвижимости «Восход», объект: СОТ в связи с оплатой дебиторской задолженности.

15.10.2021 ООО «41 электрическая сеть» составлен Акт б/н о том, что 15.10.2021 в 17.40 по заявлению филиала ПАО «ДЭК» «Камчатскэнергосбыт» от 15.10.2021 № 19/17263 произведено подключение потребителя ТСН «Восход» аб. 243Е.

На момент введения полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении СНТ «Восход», на его территории проживали члены СНТ «Восход», не имеющие задолженности за потребленную электроэнергию.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закона о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Как следует из статьи 3, пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В рамках рассмотрения дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, проведен анализ состояния  конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) .

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Елизовского муниципального района Камчатского края.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности) использовались:

- сведения, предоставленные Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края;

- сведения, представляемые продавцами данного товара;

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-569/2021.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка купли-продажи электрической энергии (мощности), которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временной интервал настоящего исследования определен с 18.02.2019 г. (дата заключения договора электроснабжения № 243Е) по 15.10.2021 г. (дата ввода полного ограничения режима потребления электроэнергии).

Поскольку производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) в данном случае является единым.

В соответствии с пунктом 3.4. Порядка, определение товара может быть определено на основе условий договора, заключенного в отношении товара, а также общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

На основании договора электроснабжения № 243Е от 18.02.2019 ПАО «Камчатскэнерго» обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии (мощности).

Основным видом деятельности ПАО «Камчатскэнерго» является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (ОКВЭД 35.11.1). Одним из дополнительных видов деятельности является торговля электроэнергией (ОКВЭД 35.14).

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка является купля-продажа электрической энергии (мощности).

Географическими границами рынка являются муниципальные образования, в границах которых энергосбытовым организациям присвоен статус гарантирующего поставщика, по границе балансовой принадлежности электрических сетей, эксплуатируемых этими организациями.

Постановлением Управления по регулированию тарифов Камчатской области от 02.11.2006 № 18 ПАО «Камчатскэнерго» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории п. Озерновский, с. Запорожье,             п. Шумный, п. Паужетка, Административные границы Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика АО «Южные электрические сети Камчатки», гарантирующего поставщика ООО «Электрические сети Ивашки», гарантирующего поставщика АО «Оссора», гарантирующего поставщика ООО «Колхоз Ударник», гарантирующего поставщика АО «Корякэнерго» (Приложение 1).

Согласно предмету договора, объектом поставки является ТСН «Восход», расположенный на территории 20 км Елизовского муниципального района Камчатского края (684000).

Таким образом, географическими границами товарного рынка является территория Елизовского муниципального района Камчатского края границы ТП 20-17(СНТ «Восход»).

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности).

Гарантирующим поставщиком на территории Елизовского муниципального района является ПАО «Камчатскэнерго» (683000, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Набережная, д.10).

ПАО «Камчатскэнерго» осуществляет деятельность по производству, передаче, купле – продаже (поставке) электроэнергии.

Форма собственности – частная.

Управление по регулированию тарифов администрации Камчатской области Постановлением от 02.11.2006 №18 присвоило статус гарантирующего поставщика ОАО «Камчатскэнерго» на основании подпункта а) пункта 36 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006. № 530.

ПАО «Камчатскэнерго» включено в единый федеральный информационный реестр гарантирующих поставщиков.

Основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке.

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Объем рынка купли-продажи электрической энергии (мощности) ПАО «Камчатскэнерго» на территории Елизовского муниципального района составил:

 

Год

Географические границы деятельности (наименование населенных пунктов)

Объем реализации продукции (работ и услуг)

Доля на рынке купли-продажи электрической энергии (мощности)

В натуральном выражении,

тыс. кВт/час

В стоимостном выражении,

тыс. руб. (без НДС)

2019

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

366 336

1 496 241

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

284

1 107

100%

2020

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

378 069

1 737 224

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

392

1 529

100%

2021

Елизовский муниципальный район,

в т.ч.:

393 571

1 787 907

100%

ТП-20-17 (СОТ «Восход» дог. 243Е)

440

1 752

100%

 

ПАО «Камчатскэнерго» занимает 100% долю на рынке купли-продажи электроэнергии на территории п. Озерновский, с. Запорожье, п. Шумный, п. Паужетка, Административные границы Камчатского края, за исключением границ зон деятельности гарантирующего поставщика АО «Южные электрические сети Камчатки», гарантирующего поставщика ООО «Электрические сети Ивашки», гарантирующего поставщика АО «Оссора», гарантирующего поставщика ООО «Колхоз Ударник», гарантирующего поставщика АО «Корякэнерго».

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

n

(СR) = SUM Di, где:

i=1

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) – сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

N

HHI = SUM Di2, где:

i=1

D - выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N – общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Рынок купли-продажи электрической энергии (мощности) в Елизованом муниципальном районе Камчатского края является высококонцентрированным (CR-3 = 100%, HHI = 10000).

Согласно вышеизложенному ПАО «Камчатскэнерго» занимает доминирующее положение, а соответственно на него распространяются запреты и ограничения, предусмотренные статьёй 10 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 48 Основных положений  функционирования розничных рынков электрической энергии(далее – Основные положения) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» установлено право гарантирующего поставщика в связи с наступлением обстоятельств, указанных в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, инициировать в установленном порядке введение полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии(далее – Правила № 442) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» ограничение режима потребления вводится по инициативе гарантирующего поставщика(энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), - в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором и четвертом подпункта «б» пункта 2 настоящих Правил.

Согласно абзацу 2 подпункта «б» пункта 2 Правил Ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц полное наименование СНТ «Восход» - садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Восход».

Согласно статье 123.12. Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

Согласно пункту 5 части 7 статьи 18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям правления товарищества принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.

Исходя из изложенного, товарищество собственников недвижимости (садоводческая некоммерческая организация) заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

В соответствии с вышеуказанным и положениями Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» товарищество осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам - членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким  образом,  применительно  к  садоводческим  некоммерческим товариществам  потребителями  электроэнергии  следует  рассматривать  каждого отдельного  гражданина-садовода,  чье  принимающее  устройство  присоединено к общей  электросети  товарищества,  а  не  само  товарищество,  выступающее,  главным образом,  лишь  в  качестве  посредника  между  энергоснабжающей  организацией  и гражданами,  являющееся  потребителем  исключительно  в  части  использования электроэнергии на общие нужды (содержание общего имущества товарищества).

Согласно пункту 3 Правил № 442 ограничение режима потребления, за исключением вводимого в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпунктах "з" и "и" пункта 2 настоящих Правил, должно применяться индивидуально в отношении каждого потребителя при условии соблюдения прав и законных интересов иных потребителей, энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики которых технологически присоединены к тем же объектам электросетевого хозяйства сетевой организации или иного лица, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, в отношении которых вводится ограничение режима потребления, либо к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики этого потребителя.

Задолженность за электроэнергию у СНТ «Восход» возникла ввиду неоплаты услуг энергоснабжения рядом потребителей - членов СНТ «Восход», электроснабжение которых осуществлялось посредством объектов электросетевого хозяйства СНТ «Восход».

Вместе с тем, отдельные члены СНТ «Восход» не имели задолженности по оплате потребленной электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Исходя из изложенного Камчатское УФАС России приходит к выводу о том, что действия ПАО «Камчатскэнерго» направленные на прекращение поставки электрической энергии потребителю, к сетям которого подключены абоненты, своевременно оплачивающие эти ресурсы, содержат в себе признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия по рассмотрению дела № 041/01/10-569/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся доказательств, приходит к выводу о наличии признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757 адрес: ул. Набережная, д.10, г. Петропавловск-Камчатский, Камчатский-Край, 683000)  результатом которых являются или могут являться ущемление интересов неопределенного круга потребителей, выразившихся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей не имевших задолженности за потребленную энергию.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Установить в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующее положение публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757) на рынке услуг купли-продажи электрической энергии (мощности) на территории Елизовского муниципального района Камчатского края в границах ТП 20-17(СНТ «Восход»), с долей превышающей пятьдесят процентов.

 

2. Признать в действиях публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (ИНН 4100000668, КПП 410101001, ОГРН 1027739216757) нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в экономически или технологически необоснованном прекращении производства товара, на который имеется спрос, а именно полном отключении подачи электроэнергии в СНТ «Восход» в связи с задолженностью, при наличии в СНТ «Восход» потребителей, не имевших задолженности за потребленную энергию.

 

3. Предписание об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства публичному акционерному обществу «Камчатскэнерго» не выдавать в связи с устранением связи с устранением нарушения до вынесения решения.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

 

Председатель Комиссии        _________________________ 

 

Члены Комиссии                      _________________________  

 

 _________________________  

иссии        _________________________ 

 

Члены Комиссии                      _________________________  

 

 _________________________  

Связанные организации

Связанные организации не указаны