Заключение №773/05 рассмотрено дело №21-05/01-19А по признакам нарушения АО «Ко... от 11 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 21-05/01-19А

 

«07» марта 2019 года                                       г. Петропавловск – Камчатский

 

Комиссия УФАС России по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

        Председатель Комиссии: - Кодерле И.В. – заместитель руководителя УФАС по Камчатскому краю;

          Члены Комиссии:

         - Иванкова Н.А. – главный  специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС по Камчатскому краю;

       - Муравкина Ю.А. - главный специалист - эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС по Камчатскому краю,

 

В отсутствии заявителей и заинтересованных лиц, уведомлены о дате и месте рассмотрения дела; 

 

в присутствии:

 представителей АО «Корякэнерго» - Гусева О.Б. (доверенность №69/2019 от 11.02.2019, сроком на 31.12.2019),  Быков М.А. (доверенность №70/2019 от 11.02.2019, сроком до 31.12.2019), Коротеева В.А. (доверенность №72/2019 от 11.02.2019, сроком до 31.12.2019),

 

рассмотрев дело №21-05/01-19А по признакам нарушения АО «Корякэнерго» части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36 дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть-Камчатск,

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

28.11.2018 года в УФАС по Камчатскому краю поступили заявления Чекмазова Петра Анатольевича, Оттевой Людмилы Игнатьевны по факту расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников.

В результате проверки и руководствуясь статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Камчатскому краю установлено:

- с 1.10.2018 Чекмазову Петру Анатольевичу, проживающему по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.13, кв.36  осуществляется расчет объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилом помещении собственника.

- с 14.11.2018 Оттевой Людмиле Игнатьевне, проживающей по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.5, кв.5  осуществляется расчет объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилом помещении собственника.

В связи с наличием в действиях (бездействиях) – Акционерного общества «Корякэнерго» признаков нарушения антимонопольного законодательства предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», УФАС по Камчатскому краю на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, предупредило АО «Корякэнерго» о необходимости в срок до «14» января 2019 года прекратить указанные действия (бездействия) путем: 

- осуществления расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления с учетом индивидуальных приборов учета тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников: Чекмазова Петра Анатольевича, проживающему по адресу: Камчатский край, п.Усть-Камчатск, ул. 60 лет Октября д.13, кв.36 и д.5, кв.5.

27.12.2018 АО «Корякэнерго» получив предупреждение, сообщило следующее.

Между АО «Корякэнерго» и Комитетом по управлению муниципальным имуществом, вопросам территориального планирования и строительства администрации Усть- Камчатского муниципального района заключен договор аренды муниципального имущества Усть – Камчатского сельского поселения от 24.08.2018 №5 с целью оказания услуг теплоснобжения и горячего водоснабжения потребителям Усть – Камчатского сельского поселения.

На основании указанного договора АО «Корякэнерго» являясь ресурсоснабжающей организацией с 01.10.2018 года приступило к поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения в многоквартирные и жилые дома Усть- Камчатского сельского поселения, в том числе по адресу: ул.60 лет Октября, дома №5,13.

16.02.2016 года собственниками жилых помещений в многоквартирных домах расположенных по адресам: п.Усть – Камчатск, ул. 60 лет Октября, дома №5, 13 было проведено общее собрание в форме заочного голосования. По результатам голосования собственниками жилых помещений принято: вносить плату за коммунальные услуги (теплоснабжение, водоснабжение) с 1 марта 2016 года ресурсоснабжающим организациям. По дому №5 улица 60 лет Окября внеочередным общим собранием собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (протокол №71 от 08.11.2018 года) принято решение о заключении прямых договоров на предоставление коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению между собственниками помещений и РСО.

В результате проведенного обследования многоквартирных домов Усть – Камчатского сельского поселения на предмет наличия (отсутствия) коллективных узлов учета тепловой энергии и возможности допуска их в эксплуатацию было выявлено:

1) В доме №5 по улице 60 лет Октября установлены коллективные узлы учета, возможность приемки узлов учета в эксплуатацию отсутствует в связи с непредставлением документов в соответствии с «Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя», утв. Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 №1034 (акт обследования от 08.11.2018);

2) в доме №13 по улице 60 лет Октября отсутствует коллективный узел учета (акт обследования от 09.11.2018).

Таким образом, АО «Корякэнерго» плату за коммунальные услуги отопления потребителям, проживающим в многоквартирных домах №5,13 по адресам: ул.60 лет Октября, в п.Усть – Камчатске, определяет в соответствии с формулой 2 приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утв.Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию.

В порядке части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, УФАС по Камчатскому краю на основании приказа Камчатского УФАС России от 21.01.2019 г. № 3-П о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела по признакам нарушения АО «Корякэнерго» назначило рассмотрение дела №21-05/01-19А.

14.02.2019 состоялось рассмотрение дела №21-05/01-19А.

Представители АО «Корякэнерго» поддержали позицию, заявленную относительно не выполнения предупреждения и дополнили, что в результате проведенного обследования на предмет технической возможности установки ИПУ тепловой энергии, в присутствии представителей ООО «Коммунэнерго УКМР» и АО «Корякэнерго» было установлено, что техническая возможность установки ИПУ тепловой энергии в помещениях МКД, расположенных по адресу: 60 лет Октября, дом №5 отсутствует, так как указанный дом по проектным характеристикам имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления и вследствие реконструкции системы отопления (изменение вертикальной разводки внутридомовых инженерных сетей на горизонтальную) технической документации, подтверждающая законность проведения таких действий не имеется, что противоречит пункту 3 Приказа №627 (копия акта обследования от 31.01.2019).

В доме №13 проводятся работы по разработке проекта узла учета на основании выданных АО «Корякэнерго» технических условий, направленных после соответствующего обращения ООО «Коммунэнерго УКМР». До установки узла и принятия на коммерческий учет узла учета тепловой энергии, расчеты будут осуществляться с применением расчетного способа определения количества энергетического ресурса, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, площади жилого помещения, тарифа на тепловую энергию.

Представитель администрации пояснил, принимая во внимание положение постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10.07.2018 №30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев 3 и 4 пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца» ресурсоснабжающей (теплоснабжающей) организации при наличии установленного и введенного в эксплуатацию ОДПУ и ИПУ (даже при условии установленных ИПУ не во всех помещениях в многоквартирном доме) при определении (расчете платы за теплоснабжение необходимо руководствоваться ИПУ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в заявлении, выслушав представителей участвующих в обособленном споре лиц, Комиссия считает.

Как следует из документов, приложенных к заявлению Чекмазова П.А., в квартире 36 дома №13 по улице 60 лет Октября установлен теплосчетчик Sensonic II 0,6 подача арт.59147 заводской номер <...> , дата продажи 23.11.2015 (паспорт теплосчетчика «Сенсорик II).

ООО «Стрелец» произвел технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: п.Усть – Камчатск, ул.60 лет Октября, дом №13, квартира 36 и допустил узел тепловой энергии в эксплуатацию с 10.12.2015 по 12.10.2019 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). 

Документы приложенные к заявлению Оттевой Л.И. свидетельствуют, о том что в квартире 5 дома №5 по улице 60 лет Октября установлен теплосчетчик Sensonic II 0,6 подача арт.59147 заводской номер <...> , дата продажи 17.09.2018 (паспорт теплосчетчика «Сенсорик II).

ООО «Коммунэнерго УКМР» произвел технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: п.Усть – Камчатск, ул.60 лет Октября, дом №5, квартира 5 и допустил узел тепловой энергии в эксплуатацию с 26.09.2018 по 14.08.2022 (акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя). 

Таким образом, акты допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя свидетельствуют  об установке индивидуальных приборов учета тепловой энергии в квартире 5, дома №5 по улице 60 лет Октября и квартире 36, дома №13 по улице 60 лет Октября.

Платежный документ для внесения платы за предоставление жилищных и коммунальных услуг за сентябрь 2018 года содержат сведения об организации – исполнителе услуг, которым являлся ООО «Коммунэнерго УКМР».

 Платежный документ для внесения платы за предоставление жилищных и коммунальных услуг за октябрь, ноябрь 2018 содержит сведения об организации – исполнителе услуг – Акционерное общество «Корякэнерго».

24.08.2018 года в результате подписания договора аренды муниципального имущества Усть – Камчатского сельского поселения, АО «Корякэнерго» оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям Усть – Камчатского сельского поселения, ранее данные услуги оказывало ООО «Коммунэнерго УКМР».

Смена поставщика тепловой энергии с ООО «Коммунэнерго УКМР» на поставщика АО «Корякэнерго» невозможна без значительных затрат, однако подобная смена не может являться экономически оправданной для АО «Корякэнерго» в ущемление интересов других лиц (Чекмазова П.В., Оттевой Л.И). АО «Корякэнерго» следует учитывать показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах №13 по улице 60 лет Октября (квартира 36)  и дома 5 по улице 60 лет Октября (квартира 5), п.Усть-Камчатск, которые были введены в эксплуатацию ООО «Коммунэнерго УКМР».

Анализ проведений в соответствии с требованиями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220 для рассмотрения дела №21-05/01-19А) показал, что АО «Корякэнерго» занимает доминирующее положение с долей 100% на рынке услуг по теплоснабжению в границах многоквартирных домов 5,13 по улице 60 лет Октября, поселка Усть – Камчатск, Камчатского края.

На основании части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (часть 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче тепловой энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, АО «Корякэнерго» при осуществлении данной деятельности обязано соблюдать запреты, прямо предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Вместе с тем важно отметить, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на том или ином товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Квалификация действий лица как нарушающих запреты, предусмотренные Законом N 135-ФЗ, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на конкретном товарном рынке, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года №135-ФЗ в действиях АО «Корякэнерго», выразившееся в начислении расчетов объема предоставленной коммунальной услуги – отопления без учета индивидуальных приборов тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников по адресам: квартира 36 дом №13 по улице 60 лет Октября и квартира 5 дома 5 по улице 60 лет Октября, п.Усть-Камчатск. 

          Дополнительно сообщаем, что согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле вправе представить Комиссии  пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

 

 

Председатель Комиссии                                                                          И. В. Кодерле

 

 

 

Члены Комиссия                                                                                    Н.А. Иванкова

 

 

                                                                                                              Ю.А. Муравкина

Связанные организации

Связанные организации не указаны