Решение №1340/05 обоснованная от 3 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/7/3-219/2020

 

03 июня 2020 г.                                                                 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» июня 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «03» июня 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления, 

членов Комиссии:

временно исполняющего обязанности заместителя руководителя управления .,

заместителя начальника отдела правового обеспечения и рекламы .,

специалиста 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы .,

в присутствии представителей:

- заявителя – ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВЕТЕРАН»: генерального директора ,

- заказчика – организатора торгов – ПАО «Камчатскэнерго»:

- заинтересованного лица – ООО «Подразделение транспортной безопасности «ЩИТ»

рассмотрев в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВЕТЕРАН» на действия ПАО «Камчатскэнерго» и закупочной комиссии ПАО «Камчатскэнерго» по осуществлению запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги охраны подразделением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ «Причал для слива топлива» (101400-ПРО ДЭК-2020-КамчЭн-КТЭЦ),

УСТАНОВИЛА:

ПАО «Камчатскэнерго» (далее – Заказчик) проводилась процедура определения исполнителя путем запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги охраны подразделением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры филиала ПАО «Камчатскэнерго» Камчатские ТЭЦ «Причал для слива топлива» (101400-ПРО ДЭК-2020-КамчЭн-КТЭЦ) (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора (цена лота) установлена в размере 11 388 000 рублей, без учета НДС. Извещение и документация размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru от 15.04.2020 под № 32009079659.

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Единым Положением о закупке продукции для нужд Группы РусГидро (далее - Положение), документацией о Закупке.

 

Согласно протоколу № 1014-В от 30.04.2020 вскрытия конвертов с заявками участников на участие в Закупке поступило 5 заявок от участников: Приморский филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», ООО «ПТБ «ЩИТ», ООО «ПТБ «Камчатская транспортная безопасность», ООО «ПТБ «ВЕТЕРАН», ООО «ПТБ «ЮГ-БАСТИОН».

В соответствии с протоколом № ПР-1014-2020 от 19.05.2020 рассмотрения заявок и назначения переторжки к дальнейшему участию допущены 3 заявки от участников: Приморский филиал ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», ООО «ПТБ «ЩИТ», ООО «ПТБ «Камчатская транспортная безопасность».

25.05.2020 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО «Подразделение транспортной безопасности «ВЕТЕРАН» (далее – Заявитель, Общество) на действия Заказчика и закупочной комиссии Заказчика, которые нарушили права и законные интересы участника Закупки, в виду наличия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции в указанной закупочной процедуре и препятствуют дальнейшему участию в торгах.

Согласно протоколу ПР-1014-2020 от 19.05.2020, заявка ООО «ПТБ «ВЕТЕРАН» отклонена, и соответственно, не допущена к переторжке по причине несоответствия требованию пункта 3 раздела 10 документации о Закупке, поскольку на основании представленной бухгалтерской отчетности, в соответствии с Методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур (далее – Методика) установлено, что у участника кризисное финансовое состояние.

По мнению заявителя, Общество на момент рассмотрения заявки не могло находится в кризисном финансовом состоянии, так как по состоянию на 19.05.2020 участник Закупки получал прибыль в соответствии с заключенными договорами.

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письменных возражениях от 29.05.2020 сообщил следующее.

Проверка финансового состояния (устойчивости) участника закупки ООО «ПТБ «Ветеран» выполнялась в рамках экспертизы, проведенной экспертом подразделения экономической безопасности ПАО «Камчатскэнерго», в результате которой установлено, что данный участник имеет кризисное финансовое состояние.

С учетом представленных данных бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах ООО «ПТБ «Ветеран» по состоянию на 31.12.2019 значение итоговой оценки составило 0,3 балла, что соответствует кризисному финансовому состоянию (менее 0,45 баллов). Данный критерий отбора участников предусмотрен пунктом 2.4.1 «з» Методики.

Кроме того, ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для типов участников 2 и 3 (пункт 2.6.6 Методики), поскольку представленная бухгалтерская отчетность за 2018 год содержала нулевые показатели, итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25%.

С учетом вышеуказанного положения Методики итоговая оценка в баллах составляет 0,23 балла.

В соответствии с представленным Методикой порядком расчета каждого оцениваемого показателя финансового состояния участника, значение итоговой оценки показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «ПТБ «Ветеран» за 2018, 2019 года, с учетом предложенной цены договора, а также с учетом положений пункта 2.6.6 Методики признано кризисным финансовым состоянием, что в силу подпункта «з» пункта 2.4.1 Методики, подпункта «б» пункта 4.9.6 документации о Закупке является основанием для отклонения заявки от участия в закупке.

Методика является приложением № 7 к документации о Закупке, следственно находится в свободном доступе, и любой участник может проконтролировать правильность выводов экспертизы.

Таким образом, действия закупочной комиссии ПАО «Камчатскэнерго» по отклонению заявки Общества и не допущению к переторжке по основанию несоответствия требованиям документации о Закупке по пункту 3 раздела 10 документации о Закупке, в связи с наличием у ООО «ПТБ «ВЕТЕРАН» кризисного финансового состояния, обоснованные.

01.06.2020 в Камчатское УФАС России поступило ходатайство ООО «ПТБ «ВЕТЕРАН» об истребовании у ПАО «Камчатскэнерго» дополнительной информации: расчеты по Методике, произведенные в отношении участников Закупки, допущенных до переторжки и документы на основании которых производились расчеты, расчет стоимости услуг защиты ОТИ на 2020 год (приложение № 1 к техническому требованию), технические требования – приложение № 2 к письму подаче оферты, справка о материально-технических ресурсах – приложение № 8, справка об опыте участника – приложение № 7, справка о кадровых ресурсах – приложение № 9 к письму подаче оферты, а также с просьбой ознакомится с возражениями ПАО «Камчатскэнерго».

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрен особый самостоятельный порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Основной задачей антимонопольного органа при реализации полномочий, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является оперативное пресечение нарушений действующего законодательства при проведении торгов, о чем свидетельствуют сжатые сроки рассмотрения жалоб, установленные в части 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, антимонопольный орган самостоятельно определяет, являются ли представленные материалы, достаточными для анализа доводов, указанных в жалобе.

Возражения, представленные ПАО «Камчатскэнерго» в Камчатское УФАС России изложены представителем ПАО «Камчатскэнерго» при рассмотрении жалобы, по существу.

Таким образом, Комиссия, не находит оснований для удовлетворения ходатайства.

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, возражения Заказчика, пояснения заинтересованного лица, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

В части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.

Исходя из части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктами 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в числе которых:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

- требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 приведена правовая позиция, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

Верховным Судом Российской Федерации в определении от 21,08.2014 № 307-ЭС14-210 по делу А05-10778/2013 изложена позиция, согласно которой субъекты предпринимательской деятельности по условиям делового оборота при выборе контрагентов должны оценивать не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта. Следовательно, проверка лишь правоспособности контрагентов не свидетельствует о должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Таким образом, включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, нарушение равноправия, справедливости, создание дискриминации.

Общие требования к участникам Закупки установлены в главе 3 документации о Закупке.

Согласно пункту 3.1.3 документации о Закупке полный перечень требований к участникам указан в Приложении № 3 к документации о Закупке.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 4.9.6 документации о Закупке по результатам рассмотрения заявок Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по основанию несоответствия участников требованиям документации о Закупке.

В целях исключения рисков налоговой ответственности заказчика, рисков неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств, пунктом 3.1.3, пунктом 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о Закупке установлено, что одним из обязательных требований к участникам закупки является отсутствие кризисного финансового состояния, оцениваемого Методикой.

Единая методика проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых РусГидро разработана в целях реализации норм Положения и локальных нормативных документов (актов), принятых в его развитие и касающихся регламентации порядка формирования требований, порядка организации и проведения рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников закупки, и утверждена Советом директоров ПАО «РусГидро».

Методика устанавливает порядок проведения надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников при осуществлении экспертизы их заявок (пункт 1.1.2 Методики).

В целях проверки надежности (деловой репутации) участника устанавливаются критерии отбора, в том числе отсутствие у участника кризисного финансового состояния – порядок определения финансового состояния участника установлен в пункте 2.6 Методики (подпункта «ж» пункта 2.4.1 Методики).

Согласно пункту 2.6.1 Методики для осуществления проверки финансового состояния (устойчивости) используются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности на отчетные периоды (квартал/год).

В пункте 2.6.2 Методики установлены типы участников закупки в зависимости от предоставления на момент подачи заявки в налоговые органы бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетные периоды, а именно: 1 тип – предоставили отчетность по двум и более отчетным периодам; 2 тип – предоставили бухгалтерскую отчетность по одному отчетному периоду; 3 тип – бухгалтерская отчетность ни за один отчетный период не предоставлена.

Пунктом 2.6.7 Методики предусмотрено, что ввиду отсутствия возможности оценить изменение финансового состояния участника в динамике двух отчетных периодов для двух типов участников 2 и 3 итоговая оценка в баллах дополнительно уменьшается (в целях учета рисков ненадлежащего исполнения такими типами участников договора) на 25% и сопоставляется с итоговым результатом проверки финансовой устойчивости участника в соответствии с Таблицей 3:

  • менее 0,45 баллов (по шкале от баллов 0 до 1 балла) - кризисное финансовое состояние;
  • от 0,45 баллов включительно до 0,90 баллов включительно (по шкале от баллов 0 до 1 балла) - неустойчивое финансовое состояние;
  • более 0,90 баллов (по шкале от баллов 0 до 1 балла) - удовлетворительное финансовое состояние.

Согласно подпункту «а» пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о Закупке в составе заявки участник должен представить копии составленных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за последний завершенный финансовый год (включающего в себя данные обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний завершенный и предшествующий ему финансовый год), с отметкой налогового органа о приеме или, в случае представления отчетности в налоговую инспекцию в электронном виде, с приложением квитанции о приеме и/или извещения о вводе сведений налоговым органом.

Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах должны содержать показатели, перечисленные в подпункте «а» пункта 3 подраздела 10.1 раздела 10 документации о Закупке.

 

Комиссия, исследовав заявку Заявителя, установила, что Общество представило в составе заявки бухгалтерскую (финансовую) отчетность по двум отчетным периодам за 2018 и 2019 годы, принятую налоговым органом, в связи с чем Заявитель, согласно пункту 2.6.2 Методики, должен был быть отнесен к 1 типу участников, следовательно, итоговая оценка его заявки не подлежала уменьшению на 25%.

Таким образом, закупочной комиссией ПАО «Камчатскэнерго» при сопоставлении и оценке заявок не соблюден порядок, установленный в документации о Закупке, в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 указанного закона.

Допущенное нарушение в действиях закупочной комиссии Заказчика не повлияло на результат оценки заявки Общества, поскольку итоговая оценка без учета снижения на 25% составила бы 0,3 балла, что, согласно Методике, соответствует финансовому состоянию «кризисное».

Таким образом, необходимость выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, отсутствует.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Положением, документацией о Закупке, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях закупочной комиссии Заказчика нарушение части 3 статьи 6 Закона о закупках.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны