Предупреждение №869/01 Предупреждение от 21 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

(ФАС России)

 

УПРАВЛЕНИЕ

ПО КАМЧАТСКОМУ КРАЮ

 

Ленинградская ул., д. 90,

Петропавловск-Камчатский, 683003

 

Тел./факс (4152) 42-58-74

Эл. почта: to41@fas.gov.ru

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия),

которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступила жалоба на нарушение норм антимонопольного законодательства.

Из жалобы следует, что Собранием депутатов Елизовского городского поселения принято решение № 97 от 09.02.2017 года О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения», отдельные пункты которого нарушают антимонопольное законодательство, а именно:

- ст.4 п.2 Основные функции специализированной службы по вопросам похоронного дела:

2.2 Подготовка (разработка) земельных участков для захоронения.

2.3. Выделение земельных участков для захоронения на территории общественного кладбища.

  • Ведение регистрационного учета захоронений.
  • Ведение учета собственников надгробных сооружений и памятников.

ст.4 п.8. После осуществления погребения лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, Специализированной службой выдается регистрационное удостоверение (паспорт <...> о погребении.

В регистрационном удостоверении (паспорте) о погребении указываются:

1) Ф.И.О. умершего;

2) название кладбища;

3) номер участка-квартала, сектора, могилы:

4) вид захоронения (одиночное, семейное (родовое));

5) дата захоронения.

ст.4 и. 12. Специализированная служба обязана отслеживать случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг и сообщать о них в органы местного самоуправления;

- ст.5 п.2. Специализированная служба по вопросам похоронного дела осуществляет отвод земельного участка для размещения места погребения на территории общественного кладбища;

- Статья 6. Порядок учета захоронений:

  • Каждое захоронение на территории кладбища регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела в книге учета захоронений по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
  • Книга учета захоронений имеет титульный лист, на котором указываются слова «Книга учета захоронений», номер книги, наименование кладбища, даты начала и окончания ведения книги.

Книга учета захоронений является документом строгой отчетности и должна быть прошнурована и пронумерована.

Книги учета захоронений, оконченные делопроизводством, хранятся в архиве специализированной службы по вопросам похоронного дела и относятся к делам с постоянным сроком хранения.

  • Внесение записи в книгу учета захоронений производится в день захоронения умершего.
  • После внесения записи о захоронении в книгу учета захоронений лицу, ответственному за место захоронения, выдается удостоверение о захоронении по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.

- Статья 12. Устройство могил, памятников и надмогильных сооружений

7. Установка надмогильных сооружений в пределах допустимых размеров регистрируется специализированной службой по вопросам похоронного дела с записью в специальной книге по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку с указанием участка, номера могилы, фамилии, имени, отчества захороненного, даты установки, габаритных размеров и материала памятника, адреса и фамилии лица, ответственного за место захоронения.

10. Все работы на кладбищах, связанные с установкой надмогильных сооружений, производятся при наличии согласования специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Обращаться за получением согласования на установку надмогильных сооружений имеет право только лицо, ответственное за место захоронения.

Для получения согласования производства работ, связанных с установкой надмогильного сооружения лицо, ответственное за место захоронения, представляет в специализированную службу по вопросам похоронного дела следующие документы:

1) заявление, оформленное в простой письменной форме, в котором указываются размеры (длина, ширина) надмогильного сооружения;

  1. документ, удостоверяющий личность ответственного за место захоронения;
  2. копию удостоверения о захоронении.

Представленные документы рассматриваются в течение одного рабочего дня с момента их подачи.

По результатам рассмотрения принимается решение о согласовании производства работ, связанных с установкой надмогильного сооружения либо решение об отказе в согласовании производства работ, связанных с установкой надмогильного сооружения, путем проставления ответствующей отметки на заявлении.

Заявителю отказывается в согласовании производства работ, связанных с установкой надмогильного сооружения, в случае представления неполного перечня документов, указанных в настоящей части, либо подачи документов лицом, не являющимся ответственным за место захоронения, либо если размер надмогильного сооружения превышает размеры, указанные в части 1 настоящей статьи.

Исходя из данного решения, предприятию как специализированной службе переданы полномочия по организации похоронного дела и погребению. К функциям предприятия отнесены предоставление полного объема ритуальных услуг, в том числе подготовка (разработка) земельных участков для захоронения, выделение земельных участков для захоронения на территории кладбища. Предприятием (специализированной службой по вопросам похоронного дела) осуществляются функции отвода земельного участка, подготовки могил, введение регистрационного учета захоронений (книга учета захоронений), выдача регистрационных удостоверений о погребении, регистрация установленных надмогильных сооружений, отслеживает случаи недобросовестного исполнения ритуальных услуг, а также другие функции контрольно-распорядительного характера.

Таким образом, на специализированную службу по вопросам похоронного дела и обслуживающую организацию возложены функции организационно­распорядительного характера, что недопустимо в силу закона.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135- ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30.10.2007 года № 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта». Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 22 часть 1 статьи 14) (далее - Закон о местном самоуправлении) вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее -Закон о погребении) регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

В силу статьи 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 29 Закона о погребении предусмотрено, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы, и Закон о погребении не ограничивает неспециализированные организации на занятие последним видом деятельности (погребение).

  • статье 6 Закона о погребении закреплено, что в случае мотивированного отказа какого-либо из указанных в статье 5 Закона о погребении лиц от исполнения волеизъявления умершего, оно может быть исполнено лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела. Согласно статье 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службой финансируются из средств различных фондов.

В соответствии со статьей 10 Закона о погребении для родственников умершего, осуществивших погребение за счет собственных средств, предусмотрено право на получение социального пособия на погребение.

Таким образом, Закон о погребении предусматривает как безвозмездное оказание услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за счет родственников или лиц, взявших на себя обязанность по погребению умершего с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, ритуальные услуги (в том числе по погребению) могут быть оказаны любым лицом, оказывающим данного рода услуги.

Учитывая, что согласно ст. 4. п.1 решения Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 97 от 09.02.2017 года О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения специализированной службы наделяется юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а также предусмотрено оказание специализированной службой всех услуг по погребению, не исключая и платные услуги, а также осуществление иной деятельности, эта специализированная организация является коммерческой, что в силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 4 Закона о защите конкуренции означает, что специализированная служба по вопросам похоронного дела является коммерческой организацией, то есть хозяйствующим субъектом.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела - осуществляет эксплуатацию общественного кладбища Елизовского городского поселения, является хозяйствующим субъектом.

Как установлено Законом о погребении, общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы либо обслуживающей организации, Законом не предусмотрена.

Более того, частью 4 статьи 16 Закона о погребении предусмотрено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления, а не специализированной службой по вопросам похоронного дела. А поскольку в силу части 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по принадлежности могут быть только государственными и муниципальными, то и вопросы распоряжения муниципальной собственностью на основании пункта 3 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении относятся к ведению органов местного самоуправления Елизовоского городского поселения. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 № 516-ст утверждён и введён в действие национальный стандарт Российской Федерации «Услуги бытовые Услуги ритуальные» (далее - Стандарт), в котором реализованы нормы Закона о погребении и похоронном деле. Данный Стандарт устанавливает термины и определения общих понятий в области похоронного дела. В пункте 2.2 Стандарта к документам в области похоронного дела отнесено, в том числе и удостоверение о захоронении, и др.

На территории Елизовского городского поселения ритуальные услуги оказывают следующие хозяйствующие субъекты: ИП Кислинский А.В., ИП Челпанов.и ОАО ЕМКХ др. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что рынок ритуальных услуг является конкурентным. Географическими границами рынка ритуальных услуг является территория Елизовского городского поселения.

Из изложенного следует, что согласно решения Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 97 от 09.02.2017 года «О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения» ст. 3 п. 3 специализированная служба по вопросам похоронного дела эксплуатирует общественные кладбища Елизовского городского поселения, ст.4 п 2.2. подготавливает (разрабатывает) земельные участки для захоронения, ст. 4 п.2.3 выделяет земельные участки для захоронения на территории общественного кладбища, следовательно, наделена полномочиями органов местного самоуправления, а именно, функциями по оформлению документов, необходимых для погребения, ст.4 п.2.5, 2.6 осуществляет ведение регистрационного учета захоронений, ведение учета собственников надгробных сооружений и памятников, выдаче удостоверения о захоронении, выдаче разрешения на установку надмогильных сооружений, отслеживает случаи недобросовестного исполнения ритуальных, фактически предполагает наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела и обслуживающей организации функциями органа местного самоуправления, что может повлечь создание преимущественных условий деятельности для данных хозяйствующих субъектов и является необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению (подготовка, копка могил, что нарушает ФЗ № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле, требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке ритуальных услуг на территории Елизовского городского поселения.

 

В связи с наличием в действиях (бездействии) Собрания депутатов Елизовского городского поселения признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела и обслуживающей организации функциями органа местного самоуправления, что может повлечь создание преимущественных условий деятельности для данных хозяйствующих субъектов и является необоснованным препятствованием к осуществлению деятельности иных хозяйствующих субъектов, работающих на рынке ритуальных услуг, в том числе услуг по погребению, УФАС России по Камчатскому краю на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 26.03.2018 года путем приведения в соответствие решение Собрания депутатов Елизовского городского поселения № 97 от 09.02.2017 года «О принятии муниципального нормативного правового акта «Порядок организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения в границах Елизовского городского поселения» с Федеральным законом № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле».

О выполнении Предупреждения сообщить в УФАС России по Камчатскому краю в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны