Решение №588/06 Жалоба признана обоснованной от 22 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-91/2021

 

22 марта 2021 г.                                                                 г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 марта 2021 года

Объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 18 марта 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 22 марта 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления

членов Комиссии:

начальника отдела антимонопольного контроля и закупок

главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

в присутствии представителей:

заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Научно-производственная организация «Спецпроектмонтаж» (далее – Заявитель; Общество): генерального директора

организатора торгов – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 42» Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – Организатор торгов; Школа): директора

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Общества на действия конкурсной комиссии Организатора торгов при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме (далее – ОКЭФ) на устройство системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения эвакуацией (далее – Работы) (извещение № 32109977520),

УСТАНОВИЛА:

Организатором торгов проводилась процедура определения исполнителя путем проведения ОКЭФ на осуществление Работ (извещение № 32109977520) (далее – Закупка).

Документация о Закупке размещена в единой информационной системе (далее – ЕИС) 10.12.2020; начальная максимальная цена договора установлена в размере 7 845 920,00 руб.

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), положением «О закупках товаров (работ, услуг) МАОУ «Средняя школа № 42» ПКГО, утвержденной решением наблюдательного совета МАОУ «Средняя школа № 42» ПКГО (далее – Положение), документацией о Закупке.

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок от 04.03.2021 на участие в Закупке подано шесть заявок, которые допущены к участию в Закупке, победителем Закупки признано общество с ограниченной ответственностью «Максимум» (далее – ООО «Максимум»).

09.03.2021 в Управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступила жалоба Общества на действия конкурсной комиссии Организатора торгов. По мнению Заявителя, конкурсная комиссия О неправомерно признала победителем Закупки ООО «Максимум», поскольку ООО «Максимум», имея лицензию № 74-Б/00695 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную ему только 20.01.2020 (далее – Лицензия), не могло осуществлять деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в 2018 и 2019 годах, и, следовательно, не соответствовало требованиям квалификации участника согласно пункту 11.1 документации об ОКЭФ (опыт аналогичных работ).

Кроме того, в Лицензии указано место осуществления деятельности: Челябинская область, город Челябинск, улица Артиллерийская, 102, офис 18, в связи с чем ООО «Максимум» не может осуществлять деятельность по    монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на территории Камчатского края.

 Организатор торгов в письме от 16.03.2021 № 183 с доводом жалобы не согласился и пояснил следующее.

Срок начала выполнения Работ 01 июля 2021 года, что в свою очередь позволяет ООО «Максимум» исполнить требования закона – уведомить лицензиата лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом, Организатор торгов считает, что требования к участникам закупки по наличию на стадии подачи заявок лицензии, в которой указано место лицензируемого вида деятельности Камчатский край, напрямую нарушает принципы Закона о закупках, создает необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам Закупки.

При рассмотрении заявок, Организатор торгов обратил внимание, что лицензия ООО «Максимум» была получена 22.01.2020, при этом, Организатор торгов учел тот факт, что согласно сведениям налогового органа, наименование организации изменено с ООО «Интегрос Авиа» на ООО «Максимум».

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Организатора торгов, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки Организатор торгов разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

Согласно пунктов 9, 10, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

- требования к участникам такой закупки;

- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии;

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

На основании пункта 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о лицензировании, лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В силу части 2 статьи 18 Закона о лицензировании до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 18 Закона о лицензировании, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не предусмотренному лицензией, или по истечении срока, определенного частью 5 статьи 18 Закона о лицензировании, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не предусмотренных лицензией.

В соответствии с пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Положение), при намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанному в лицензии, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не указанные в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с подпунктами «а» - «г» пункта 4 данного Положения.

 

На основании пункта 10.13.3 Положения, оценка предпочтительности предложений участников закупки осуществляется в соответствии с критериями оценки и в порядке, установленными в извещении, документации о закупке (критерии оценки). Оценка предложений участников закупки по критериям, не предусмотренным извещением, документацией о закупке, не осуществляется.

В соответствии с пунктом 10.13.4 Положения, критерии оценки могут быть ценовыми и неценовыми:

- к ценовым критериям оценки относятся:

(а)          цена договора или цена за единицу продукции;

(б)         расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание приобретаемой продукции;

(в)          стоимость жизненного цикла продукции при проведении закупки на заключение договора жизненного цикла;

- к неценовым критериям оценки относятся:

(а)          срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

(б)         функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;

(в)          качество технического предложения участника закупки при проведении закупки на выполнение работ, оказание услуг;

(г)          срок предоставления гарантии качества продукции;

(д)         квалификация участника закупки, в рамках которой могут оцениваться:

– обеспеченность материально-техническими ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– обеспеченность финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– обеспеченность кадровыми ресурсами, необходимыми для исполнения обязательств по договору;

– наличие опыта по успешной поставке продукции (выполнения работ; оказания услуг) сопоставимого характера и объема;

– репутация участника закупки;

– наличие статуса производителя или официального представителя производителя;

– наличие действующей системы менеджмента качества (управления, обеспечения и контроля качества.

В соответствии с пунктом 10.13.15 Положения итоговая оценка предпочтительности заявки формируется путем взвешенного суммирования оценок по указанным в извещении, документации о закупке критериям оценки. Общая значимость всех критериев оценки должна составлять 100%. Аналогичный подход применяется и при обобщении оценок заявок по подкритериям оценки. Общая значимость всех подкритериев любого критерия оценки должна быть 100%.

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Пунктом 11 документации о Закупке установлены критерии оценки заявок на участие в ОКЭФ, величины значимости этих критериев: ценовой критерий «Цена договора», значимость критерия 50%; неценовой критерий «Квалификация участника закупки», значимость критерий 50%, а также порядок оценки заявок.

Пунктом 11.1 документации о Закупке установлено содержание неценового критерия «Квалификация участника закупки», в соответствии с которым «Максимальная сумма, рассчитанная путем сложения цен договоров, представленных участником по надлежащему выполнению аналогичных <*> работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном конкурсе.    Признается надлежащим выполнением аналогичных работ по представленным договорам при соблюдении следующих условий: в отношении подрядчика не применялись штрафные санкции; работы по договору были выполнены без нарушений предусмотренных сроков, акт сдачи-приемки выполненных работ подписан сторонами. <*> аналогичными работами признаются: работы по устройству (монтажу) или ремонту системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения управления эвакуацией».  

В пункте 12 документации о Закупке установлены требования к участникам Закупки.

На основании подпункта 1.6 пункта 12.2 участник Закупки должен обладать действующей Лицензией Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на:

- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;

-  монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

(Требование установлено в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании).

            На заседании Комиссии представитель Организатора торгов пояснил, что ООО «Максимум» является правопреемником ООО «Интегрос Авиа»; при оценке заявки ООО «Максимум» по неценовому критерию – наличие опыта по успешной поставке продукции (выполнения работ; оказания услуг) сопоставимого характера и объема конкурсная комиссия Организатора торгов зачла представленные ООО «Максимум» договоры на общую сумму 119 510 654,98 руб.:

- договор субподряда от 25.09.2018 № 2018-6391/41465/1, заключенный между ООО «Интегрос» и ООО «Интегрос Авиа» на выполнение работ по монтажу системы пожарной автоматики в лечебно-оздоровительном центре пансионат «Северный»;

- договор субподряда от 19.11.2018 № 2018-1119, заключенный между ООО «Интегрос» и ООО «Интегрос Авиа» на выполнение работ по созданию системы автоматической противопожарной защиты в здании АО «Атомпроект» по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 2-ая Советская, д. 9/2а, лит. А;

- договор подряда от 29.12.2018 № 2018-02, заключенный между ООО «Интегрос» и ООО «Интегрос Авиа» на выполнение работ по созданию (модернизации) структурных кабельных систем (СКС);

- договор субподряда от 22.03.2019 № 2019-0925/3, заключенный между ООО «Интегрос» и ООО «Интегрос Авиа» на выполнение модернизации станции ESSER в части автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения корпусов «Д», «Е» на Пермской печатной фабрике – филиале АО «Гознак»;

- договор подряда от 02.12.2019 № 2019-08, заключенный между ООО «Динамика» и ООО «Интегрос Авиа» на выполнение капитального ремонта

здания, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Первой Пятилетки, д. 55.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, ООО «Интегрос Авиа» и ООО «Максимум» имеют один ОГРН 1137452001928 и ИНН 7452108620, то есть являются одним юридическим лицом, наименование которого было изменено с «Интегрос Авиа» на «Максимум».

Согласно сведениям, полученным с официального сайта МЧС России, Лицензия предоставлена ООО «Максимум», имеющему ИНН 7452108620, переоформлена на основании решения лицензирующего органа: приказ Главного управления МЧС России по Челябинской области от 03.08.2020.

Иные сведения о наличии каких-либо ранее выданных лицензиях организации с ИНН 7452108620, на официальном сайте МЧС России, отсутствуют.

Таким образом, ООО «Интегрос Авиа» при исполнении обязательств по договорам выполняло работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений без наличия соответствующей лицензии.

Следовательно, конкурсная комиссия Организатора торгов учла опыт выполнения Работ ООО «Интегрос Авиа» при оценке заявки ООО «Максимум», который не являлся аналогичным работам по предмету контракта, поскольку на момент заключения и исполнения договоров ООО «Интегрос Авиа» не являлось лицензиатом.

Вместе с тем, Организатор торгов в документации об ОКЭФ не указал, какие работы относятся к аналогичным работам, опыт выполнения которых подлежит учету при оценке заявок по неценовому критерию «Квалификация участника закупки».

Таким образом, в документации об ОКЭФ не содержится порядок оценки и сопоставления заявок по критерию «Квалификация участника закупки» на участие в Закупке, в связи с чем невозможно определить лучшие условия исполнения договора, в нарушение пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.  

Выявленное нарушение Закона о закупках содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

РЕШИЛА:

1.  Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать предписание об устранении нарушения пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Организатора торгов.  

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны