Решение б/н прекращено от 28 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/10-280/2020

 

                                                                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 августа 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 28 августа 2020 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии:  – врио руководителя Камчатского УФАС России,

Члены Комиссии:

 – начальник отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

– заместитель начальника отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

в присутствии представителей:

- заявителя – Камчатской транспортной прокуратуры:

- ответчика – Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки»:

- заинтересованного лица – Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края:

рассмотрев дело №0 41/01/10-280/2020 по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) в действиях Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» (ИНН 4105038601, ОГРН 1104177002379, КПП 410501001, адрес: ул. Звездная, д. 1, г. Елизово, 684005) (далее – ФКП «Аэропорты Камчатки», Предприятие), занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по обеспечению авиационной безопасности в географических границах аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи, выразившихся в применении предельных максимальных аэропортных сборов, включающих затраты на оказание услуг по охране контролируемой территории вышеуказанных аэропортов, которые фактически не оказывались, результатом которых может явиться ущемление интересов неопределенного круга лиц,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Камчатского УФАС России от 08.07.2020 № 121-П возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-280/2020 по признакам нарушения ФКП «Аэропорты Камчатки» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела явились материалы от 18.02.2020 № 7-2-2020 Камчатской транспортной прокуратуры (далее – Прокуратура), направленные письмом от 26.03.2020 № АР/24696/20 из Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС), указывающие на наличие в действиях ФКП «Аэропорты Камчатки» по включению за период с 2018 – 2019 гг. в аэропортовые сборы по обеспечению авиационной безопасности затрат на охрану аэропортов силами Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (далее – филиал, УВО Минтранса России), тогда как охрана аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи данным филиалом не осуществлялась, признаков  нарушения антимонопольного законодательства (далее – Материалы).

Как следует из Материалов, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополях» (далее – Закон о естественных монополиях) тарифы на оказываемые ФКП «Аэропорты Камчатки» услуги утверждены органами государственного регулирования.

Охрана границ территории аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи                до 2018 года обеспечивалась силами Филиала, с 01.01.2018 договоры на охрану вышеуказанных аэропортов расторгнуты по инициативе ФКП «Аэропорты Камчатки», в связи с переводом аэродромов в посадочные площадки на основании приказа генерального директора предприятия от 09.10.2017 № 358 «О мероприятиях по переводу аэродромов в посадочные площадки».

В период 2018–2019 гг. охрана аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи силами УВО Минтранса России не осуществлялась и повторно договоры заключены только 30.01.2020.

Однако, стоимость услуг за обеспечение авиационной безопасности в указанных аэропортах установлена в таком же размере, как и в девяти других аэропортах, эксплуатируемых предприятием, где имеется охрана УВО Минтранса России.

По мнению Прокуратуры, ФКП «Аэропорты Камчатки» необоснованно включило затраты на охрану контролируемой территории вышеуказанных аэропортов в аэропортовые сборы, что в свою очередь влияет на размер тарифов авиаперевозчика АО «Камчатское авиапредприятие».

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293) услугами естественных монополий в аэропортах являются, в том числе обеспечение авиационной безопасности.

Таким образом, Предприятие оказывает услуги по обеспечению авиационной безопасности (далее – Услуги) в географических границах территорий аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи, отнесенные к сфере деятельности субъектов естественных монополий, и в силу этого является субъектом естественной монополии.

На основании статьи 5 Закона о защите конкуренции Предприятие, оказывая Услуги, относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке.

В соответствии с Законом о естественных монополиях, постановлением № 293, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий», постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 424-П «Об утверждении положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края» тарифы (сборы) на услуги в аэропортах Камчатского края, в том числе сбор за обеспечение авиационной безопасности, оказываемых Предприятием, утверждает Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.

 

Определением о назначении дела № 041/01/10-280/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 13.07.2020 дело назначено к рассмотрению на 28.07.2020 в 11-30.

28.07.2020 состоялось рассмотрение дела.

На заседании Комиссии Заявитель поддержал свою позицию, изложенную в материалах проверки Камчатской транспортной прокуратуры от 18.02.2020 № 7-2-2020, указывающих на наличие признаков  нарушения антимонопольного законодательства в действиях ФКП «Аэропорты Камчатки» по включению за период с 2018 – 2019 гг. в аэропортовые сборы по обеспечению авиационной безопасности затрат на охрану аэропортов силами Приморского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» (далее – Филиал), тогда как охрана аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи данным филиалом не осуществлялась.

Ответчик с указанной позицией не согласен по следующим основаниям.

Авиационная безопасность регламентируется нормами правил Воздушного законодательства и имеет четкий перечень мероприятий, который должен обеспечиваться в соответствии с нормами и правилами, прописанными в Воздушном законодательстве. То есть перечень мероприятий, а не одно мероприятие относящиеся к охранным функциям, которое осуществляло ФГУП «УВО Минтранса России». Объем услуг авиационной безопасности, который должен был осуществлять по договору ФГУП «УВО Минтранс России» после расторжения договора осуществляла служба авиационной безопасности ФКП «Аэропорты Камчатки».

Представитель Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края изложил устную позицию.

ФКП «Аэропорты Камчатки» является субъектом естественных монополий в сфере услуг транспортных терминалов, портах и аэропортах. Приказом ФСТ России от 21.04.2011 № 166-т «О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Предприятие включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте «Услуги аэропортов», под регистрационным № 41/2/3.

В отношении субъектов естественных монополий органами регулирования естественных монополий может применяться ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельных уровней.

Согласно пункту 1.1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 424-П «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края» Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края.

ФКП «Аэропорты Камчатки» входит в перечень субъектов естественных монополий Камчатского края, государственное регулирование цен (тарифов) на услуги которых осуществляет РСТ Камчатского края.

Ввиду необходимости получения дополнительных документов и информации, в целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 041/01/10-280/2020, Комиссия определила отложить рассмотрение дела.

Определением об отложении рассмотрения дела № 041/01/10-280/2020 от 31.07.2020 дело назначено к рассмотрению на 17.08.2020 в 11-00.

Ответчику в срок до 14 августа 2020 года надлежало предоставить следующие документы и информацию:

- договоры, заключенные на оказание аэропортовых услуг, в том числе авиационной безопасности (по 2 договора за 2018 и 2019 года);

- документы, подтверждающие оказание услуг авиационной безопасности в аэропортах Никольское, Манилы, Пахачи (акты выполненных работ, а также документы, подтверждающие оплату) по установленным тарифам (по 2 документа за 2018 и 2019 года);

Заинтересованному лицу в срок до 14 августа 2020 года надлежало предоставить следующие документы и информацию:

- приказы РСТ по Камчатскому краю об утверждении тарифов (сборов) на услуги в аэропортах Камчатского края, оказываемые ФКП «Аэропорты Камчатки» на 2018, 2019.

14.08.2020 в адрес Камчатского УФАС России от ФКП «Аэропорты Камчатки» поступили испрашиваемые документы.

17.08.2020 в адрес Камчатского УФАС России от РСТ Камчатского края поступили испрашиваемые документы.

17.08.2020 состоялось рассмотрение дела № 041/01/10-280/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела № 041/01/10-280/2020, Комиссией Камчатского УФАС России установила следующее.

РСТ Камчатского края устанавливает предельные максимальные аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах Камчатского края для ФКП «Аэропорты Камчатки» по 6 позициям: сбор за взлет-посадку, сбор за стоянку воздушных судов на аэродроме более 3-х часов после посадки, сбор за обеспечение авиационной безопасности, сбор за предоставление аэровокзального комплекса на внутренних линиях, тариф за обслуживание пассажиров на внутренних линиях, тариф за обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом, тариф за хранение авиационного топлива.

Согласно разъяснения Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 «О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции" (утв. протоколом Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 11)» ...исходя из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, как злоупотребление доминирующим положением запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Следовательно, злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1. доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2. совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3. наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4. наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

ФКП «Аэропорты Камчатки» в ответ на запрос информации Камчатского УФАС России представило следующие документы и сведения:

- заверенные копии договоров на обслуживание судов с ОАО «Камчатское авиационное предприятие» за 2018, 2018 гг.;

- заверенные копии договоров на обслуживание воздушных судов с ООО Авиационная компания «ВИТЯЗЬ-АЭРО» за 2018, 2019 гг.;

- заверенные копии документов, подтверждающих оказание услуг авиационной безопасности в аэропортах Никольское, Манилы, Пахачи по установленным тарифам за 2018, 2019 гг.

 

Комиссия, проанализировав представленные документы и информацию, заслушав пояснения и доводы Ответчика по делу, установила следующее.

ФКП «Аэропорты Камчатки» в 2018 и 2019 гг. оказывало услуги, в том числе по авиационной безопасности, по предельным максимальным аэропортовым сборам и тарифам за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской федерации, или граждан Российской Федерации, за исключением пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, пользующихся услугами в аэропортах Камчатского края, которые установлены Приказами РСТ Камчатского края № 14-ОД от 21.0.2018 и № 11-ОД от 05.02.2019.

В соответствии с частью 1 статьи 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

Согласно части 2 статьи 83 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствие с частью 2 статьи 83 Воздушного кодекса РФ, частью 1 статьи 4 Федерального закона "О транспортной безопасности" № 16-ФЗ от 09.02.2007, пунктом 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 142 (далее – ФАП № 142), обязанность обеспечения авиационной безопасности в аэропорту возложена на службу авиационной безопасности аэропорта.

Сбор за обеспечение авиационной безопасности устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта, взимается аэропортом с авиаперевозчиков и включает в себя, в том числе, осуществление пропускного и внутриобъектного режима в аэропорту, охрану контролируемой территории аэропорта, но не включает в себя услугу сопровождения пассажиров. Указанный Перечень является исчерпывающим и закрытым.

На основании пункта 4 ФАП № 142 авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу:

- услуги по авиационной безопасности в географических границах территорий аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи могут оказываться как подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, так и САБ аэропортов;

- услуги по авиационной безопасности в географических границах территорий аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи должны оказываться по тарифам, которые устанавливает РСТ Камчатского края;

- ФКП «Аэропорты Камчатки» оказывает услуги, в том числе по авиационной безопасности в географических границах территорий аэропортов Никольское, Манилы, Пахачи по тарифам, установленным РСТ Камчатского края.

 

Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

На основании изложенного, в действиях ФКП «Аэропорты Камчатки» не усматривается признаков нарушения порядка ценообразования, установленного законодательством, действующим в период установления цены на оказываемые услуги.

На основании вышеизложенного, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ФКП «Аэропорты Камчатки» нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/10-280/2020 от 08.07.2020 г., возбужденного по признакам нарушения Федеральным казенным предприятием «Аэропорты Камчатки»  пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 041/01/10-280/2020, возбужденного в отношении Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны