Решение б/н Решение по жалобе Митрохина С.С. от 10 июня 2014 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по жалобе Митрохина С.С. на действия Заказчика - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобиля.
РЕШЕНИЕ
по делу № 21-06/117-13Ж
15 августа 2013 года г. Петропавловск- Камчатский
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Коваленко Г.Б., заместителя руководителя Камчатского УФАС России,
Членов комиссии:
- Шихановой Л.Б., главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
- Крук Е.Н., главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
- Иванкова Д.А., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,
в присутствии представителей:
заказчика – Территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края (далее – Заказчик; ТФОМС Камчатского края): директора ТФОМС Камчатского края Шитова В.А., Шагаловой М.С. (доверенность от 13.08.2013 № 7-108),
в отсутствие представителя заявителя – Митрохина С.С. (далее – Заявитель), уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом (по средством факсимильной связи), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0238100001313000002 на поставку автомобиля (далее – Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498,
УСТАНОВИЛА:
30.07.2013 Заказчик на официальном сайте Российской Федерации разместил извещение о проведении Аукциона с начальной ценой контракта – 1 883 500,00 рублей.
08.08.2013 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении данного Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
Заказчик в документации об Аукционе установил технические характеристики автомобиля, которые подходят к товару одной марки – Toyota Land Cruiser Prado, что ведет к ограничению количества участников размещения данного заказа.
При рассмотрении жалобы представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя.
Пояснили, что Заказчик самостоятельно устанавливает в документации об Аукционе требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, и именно в том объеме, которым полагает необходимым для определения его соответствия своим потребностям, с учетом ограничений, предусмотренных частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов. Законом о размещении заказов не предусмотрено ограничений по включению в документацию об Аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, задачей законодательства о размещении заказов является не обеспечение максимально широкого круга участников, а выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
То есть, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Закон о размещении заказов не ограничивает право Заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами (спецификой деятельности). При этом данный закон не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара устанавливать в документации об Аукционе такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Кроме того, предметом Аукциона является поставка легкового автомобиля, а не производство. Таким образом, Заявитель, а также иные лица имеют возможность поставить легковой автомобиль, характеристики и назначение которого соответствовали бы заявленным в документации об Аукционе, и принять участие в Аукционе путем предложения его к поставке.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 – 3.2, 4.1 – 6 статьи 34 указанного Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом в случае, если иное не предусмотрено документацией об аукционе, поставляемый товар должен быть новым товаром.
В силу части 3 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 названной статьи.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах соответственно на поставку которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в частности: требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно извещению о проведении ОАЭФ № 0238100001313000002 предметом контракта является поставка автомобиля. В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг коду ОКПД – 3410120 соответствуют: Автомобили легковые среднего класса (с рабочим объемом двигателя свыше 1.8 л. до 3,5 л. включительно).
В подпункте 1.1 пункта 1 документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам), размерам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара своим потребностям, на примере автомобиля торгового знака Toyota Land Cruiser Prado или эквивалент, что подтверждают представители Заказчика.
При этом в документации об Аукционе для определения эквивалентности, предлагаемого к поставке товара, Заказчик указал максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться. А именно:
Число мест – не менее 5;
Размер кузова (ДхШхВ) – не менее 4760 мм.х1885 мм.х1845 мм.;
Колесная база – не менее 2790 мм.;
Объем двигателя – не менее 2694 см3 и т.д.
Согласно документации об Аукционе Заказчику необходимо наличие в автомобиле системы безопасности, в частности системы курсовой устойчивости (VSC) и антипробуксировочной системы (TRC). Заказчик указал аббревиатуры производителей системы курсовой устойчивости, антипробуксировочной системы, а именно: торговой марки Toyota.
Но при этом в подпункте 1.5 пункта 1 документации об Аукционе Заказчик указал, что «Все товарные знаки, упомянутые в настоящей документации считать сопровожденными словами «эквивалент». Считать, что указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование производителя, указанные в настоящей документации не действительны».
Данные системы безопасности выпускаются различными производителями и устанавливаются практически на все автомобили различных торговых марок.
Таким образом, в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам автомобиля сопровождались словами «не менее». Заказчиком допускалась возможность использовать системы безопасности различных производителей, что позволяло потенциальному поставщику предложить к поставке товар, эквивалентный товару, который необходим Заказчику.
Более того, Заявитель, в своей жалобе указал, что указанным в документации об Аукционе количественным характеристикам (количество передач, объем двигателя, колесная база размер кузова и т.п.) соответствуют 2 автомобиля Chevrolet Express, Toyota Land Cruiser Prado.
Кроме того, предметом данного размещения заказа является поставка автомобиля, а не его производство. В связи с этим, участником размещения заказа может выступить любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребности Заказчика.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что Заказчик установил обоснованные своими потребностями технические характеристики товара, указал максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться для определения эквивалентности предлагаемого к поставке товара, и установление данных технических характеристик товара не влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На основании изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498, Комиссия Камчатского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о размещении заказов решение, принятое Комиссией по результатам рассмотрения жалобы на действия Заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.