Решение №2517/05 обоснованная от 10 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-479/2020

 

10 ноября 2020 г.                                                               г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» ноября 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «10» ноября 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления

членов Комиссии:

заместителя руководителя управления

заместителя начальника отдела правового обеспечения и рекламы

в присутствии представителей:

 - заказчика – общества с ограниченной ответственностью «Интэко» (далее – ООО «Интэко», Заказчик):

- заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Оскар» (далее - Общество):

рассмотрев в дистанционном формате посредством видеоконференц связи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «Оскар» на действия заказчика – ООО «Интэко» по определению поставщика путем проведения открытого конкурса на право заключения договора на поставку топлива судового маловязкого для нужд ООО «Интэко» (извещение № 32009553021),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ООО «Интэко» проводился открытый конкурс на право заключения договора на поставку топлива судового маловязкого для нужд ООО «Интэко» (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 10 074 000 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 06.10.2020. Срок окончания подачи заявок: 21.10.2020.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), положением о закупке товаров, работ, услуг ООО «Интэко» (далее – Положение), документацией о проведении конкурса на право заключения договора на поставку топлива судового маловязкого для нужд ООО «Интэко» (далее – Документация).

Согласно протоколу вскрытия конвертов от 21.10.2020 на участие в конкурсе подано 2 заявке от участников ООО «ТК Комплект-Ресурс» и ООО «Оскар».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 22.10.2020комиссия по закупкам ООО «Интэко» признала конкурс на право заключения договора на поставку топлива судового маловязкого для нужд ООО «Интэко» не состоявшимся, приняла решение заключить контракт с ООО «ТК Комплект-Ресурс» по цене 9 928 000 рублей.

 

27.10.2020 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО «Оскар» на положения Документации, которые нарушают права участников, путем ограничения конкуренции, а также полагает, что заявку ООО «Оскар» отклонили необоснованно, указав следующие доводы:

1. В системе НИС размещено извещение № 32009553021, в котором указаны сроки подачи заявок до 21.10.2020 до 10:00 (Московского времени), в то время как в Документации установлен срок до 21.10.2020 до 10:00 (Камчатского времени). В результате для потенциальных участников становится не очевидным, какие сроки установлены Заказчиком.

2. Согласно пункту 9 Технического задания к Документации к участнику Закупки предъявляется требование, а именно товар поставляется одной партией в Емкости Поставщика, расположенные в п. Усть-Камчатск, Камчатского края и выбирается партиями, по заявкам Покупателя, при этом поставка каждой партии происходит в течение 6  часов с даты подачи Покупателем заявки на поставку Товара, ввиду этого создаются преимущественные условия только для компаний, имеющих в наличии емкости для хранения всего объема непосредственно в п. Усть-Камчатск и не рассматриваются компании способные осуществить поставку в течение 6 часов партией не менее 50 тонн без хранения топлива в указанном пункте.

3. В соответствии с пунктом 9 задания к Документации к участнику Закупки предъявляется требование – наличие собственного (арендуемого) полноприводного автотранспорта, находящегося в п. Усть-Камчатск, Камчатского края, грузоподъемностью от 9,0 до 35,0 тонн, оборудованного под перевозку нефтепродуктов с разрешительными документами на перевозку опасных грузов. Заказчиком не рассматриваются конфигурации ведущих колес транспорта 6х4 (ведущие две оси из трех), что ограничивает участие компаний способных выполнить требования по топливообеспечению.

4. Одним из оснований отклонения заявки Общества на участие в Закупке является наличие свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов № 41ЕЕ 000174 со сроком действия до 17.03.2020, т.е. на дату рассмотрения заявок недействительное. Данное нарушение носит технический характер, так инспектором ГИБДД допущена опечатка и при детальном сравнении со сроком действия диагностической карты и предыдущим сроком действия свидетельства, следует. Что свидетельство продлено до 17.03.2021.

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 02.11.2020 представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее.

Различие сроков окончания подачи заявок между указанной в системе ЕИС и указанной в Документации никак не повлияло на проведение Закупки и никоем образом не привело к ограничению конкуренции.

При рассмотрении заявок заявка ООО «Оскар» была не допущена к конкурсу по причине несоответствия требованиям пункта 9 раздела VI Технического задания Документации.

Положения Документации об использовании только полноприводного транспорта, о сроках поставки каждой партии в течении 6 часов и о хранении всего объема поставляемого топлива исключительно в п. Усть-Камчатск предусмотрены с целью обеспечить бесперебойное теплоснабжение потребителей, исключить размораживание систем отопления на объектах теплоснабжения на весь отопительный период, в течение которого погодные условия периодически не позволяют произвести доставку любых грузов, в том числе и топлива, в течении нескольких дней в связи с отсутствием автотранспортного сообщения между г. Петропавловском-Камчатским и п. Усть-Камчатск. Также любой поставщик вправе заключить договор на хранение топлива в организациях. Имеющих резервуары для хранения топлива в п. Усть-Камчатск и договор на аренду автотранспорта либо на перевозку топлива с использованием полноприводного транспорта для доставки топлива.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из жалобы Заявителя следует, что при проведении открытого конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно Заказчиком в Документации неправомерно установлены ненадлежащие требования к участникам Закупки.

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Исходя из части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной Закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.

На основании пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены требования к участникам такой закупки.

 

Согласно подпункту 2 пункта 1.2.3 Положения При закупке товаров, работ, услуг Заказчик руководствуется следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, в том числе запрет на переговоры Заказчика (членов комиссии по закупкам) с участником закупки, если в результате создаются преимущественные условия для такого участника и (или) возникают условия для разглашения конфиденциальных сведений.

В соответствии с пунктом 1.9.2. Положения к участникам закупки не допускается устанавливать требования дискриминационного характера.

На основании пункта 1.9.4. Положения требования, предъявляемые к участникам закупки, закупаемым товарам, работам, услугам, условиям исполнения договора, а также критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени в отношении всех участников закупки.

 

Исходя из Технических заданий предметом закупки является поставка судового маловязкого в количестве 146 тонн в п. Усть-Камчатск Камчатского края. Назначение и цели использования: котельное топливо. Требование к топливу: топливо должно соответствовать требованиям ТУ 38, 101567-2014 с изм. 1-4. По своим физико-химическим и эксплуатационным показателям поставляемое топливо должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице № 1. Место поставки: Камчатский край, п. Усть-Камчатск, ёмкости Поставщика. Товар выбирается партиями и доставляется силами Поставщика по адресу: 684414, Камчатский край, п. Усть-Камчатск, ул. Кооперативная, д. 9а.

В соответствии с пунктом 9 Технического задания товар поставляется одной партией в Емкости Поставщика, расположенные в п. Усть-Камчатск, Камчатского края и выбирается партиями, по заявкам Покупателя, при этом поставка каждой партии происходит в течение 6 часов с даты подачи Покупателем заявки на поставку Товара.

Наличие собственного (арендуемого) полноприводного автотранспорта, находящегося в п. Усть-Камчатск, Камчатского края, грузоподъемностью от 9,0 до 35,0 тонн, оборудованного под перевозку нефтепродуктов с разрешительными документами на перевозку опасных грузов. Общее количество указанного автотранспорта должно обеспечивать единовременную погрузку и доставку партии топлива не менее 50 (пятьдесят) тонн. Подтверждается обязательным приложением в заявке заверенных Участником копий документов, подтверждающих право собственности, или договоров аренды, а также заполненной справкой СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РЕСУРСАХ (МТР) документации конкурса с перечислением всех транспортных средств, которые будут задействованы при исполнении договора с приложением разрешительных документов. Обязательно указать в справке грузоподъемность и право собственности или пользования автотранспорта.

 

Рассмотрев доводы Заявителя, изложенные в жалобе Комиссия пришла к следующим выводам.

1. В системе ЕИС размещено извещение № 32009553021, в котором указаны сроки подачи заявок до 21.10.2020 до 10:00 (Московского времени), при этом установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок (по местному времени Заказчика), в связи с чем Комиссия признает данный довод необоснованным.

2. Довод о наличии требований в Документации о хранении топлива в п. Усть-Камчатск Комиссия признает обоснованным, так как указание на конкретное место хранения создает преимущественные условия только для компаний, имеющих в наличии емкости для хранения всего объема непосредственно в п. Усть-Камчатск и не рассматриваются компании способные осуществить поставку в течение 6 часов партией не менее 50 тонн без хранения топлива в указанном пункте. Установление в Документации данного требования исключает возможность участия в Закупке иных лиц, которые не являются собственниками емкостей для хранения топлива в п. Усть-Камчатск и у которых отсутствуют договорные отношения с компаниями, оказывающие услуги по перевалке и хранению дизельного топлива в п. Усть-Камчатск.

В проекте договора, который является неотъемлемой частью документации установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, а именно со стороны поставщика за просрочку сроков поставки товара.

Следовательно, требование о наличии емкости для хранения топлива в п. Усть-Камчатск является избыточным.

3. Заказчиком отклонена заявка Общества, в связи с тем, что Общество в своей заявке на участи в конкурсе не предоставил информацию в соответствии с пунктом 9 раздела VI Техническое задание, а именно представлены копии паспортов транспортных средств SCANIA R 580 CA6x4EXZ и MAN TGS 33480 6x4 EBS-WW, которые не являются полноприводными. При этом Камчатское УФАС России делает вывод о необоснованном установлении данного требования в Документации, ввиду следующего:

 

Согласно пункту 5 Технического задания в связи с тем, что жидкое топливо, которое в соответствии с ГОСТ 19433-88. «Грузы опасные. Классификация и маркировка» относится к классу 3 опасных грузов, для осуществления поставки топлива используются зарегистрированные в установленном порядке, укомплектованные необходимым оборудованием для осуществления погрузки и разгрузки жидкого топлива, технически исправные и прошедшие необходимые технические осмотры в установленные законодательством Российской Федерации сроки, специализированные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов, на которые оформлено в установленном законодательством порядке (приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 августа 1995 года № 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» (далее – Приказ № 73)) свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов (ДОПОГ).

В соответствии с Приказом № 73 установлены требования, предъявляемые к транспортным средствам для перевозки опасных грузов, при этом отсутствует требование о полноприводности автомобиля.

Выражение «колёсная формула 6x4» используется для описания шестиколёсных автомобилей (чаще грузовых автомобилей, реже - внедорожинков) с двумя задними мостами - то есть две пары задних колёс являются у таких автомобилей ведущими. Машины с колесной формулой 6х4 обладают высокой грузоподъемностью, отлично подходят для перевозки грузов как по хорошим дорогам, так и по бездорожью.

Вместе с тем, в Документации не приводится обоснование необходимости использования именно полноприводного автомобиля. Также в ходе рассмотрения дела Заказчик не предоставил доказательств, что Общество не сможет поставить товар указанными автомобилями с «колёсной формулой 6x4». При этом в проекте договора, который является неотъемлемой частью документации установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств, а именно со стороны поставщика за просрочку сроков поставки товара.

На основании изложенного, Заказчик необоснованно включил в Документацию требование о наличие полноприводного автомобиля, так как Приказом № 73 не установлено данное требование, а также автомобили с «колёсной формулой 6x4» тоже обладают высокой грузоподъемностью и хорошей проходимостью, в следствие чего довод Заявителя является обоснованным.

 4. Дополнительным основанием для отклонения в протоколе рассмотрения заявок, указано, что Обществом представлено недействующее свидетельство на момент подачи заявки на участие в Закупке.

Указанный довод Заявителя Комиссия признает обоснованным, в связи с тем, что данное нарушение носит технический характер, так инспектором ГИБДД допущена опечатка и проанализировав диагностическую карту, а также предыдущие свидетельство Комиссия установила, что срок действия свидетельства о допущении транспортных средств к перевозке некоторых опасных грузов действительно до 17.03.2021.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, нарушают требования пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части1 статьи 3, пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Выдать заказчику обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений Закона о закупках. 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны