Решение б/н прекращено от 20 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/01/15-227/2020

 

                                                                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2020 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе (далее – Комиссия):

Председатель Комиссии: врио руководителя Камчатского УФАС России,

Члены Комиссии:

. – заместитель начальника отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС России,

– специалист 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского края,

в присутствии представителей Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» –

в отсутствие редакции газеты «Общество и власть. Час пик», уведомленной о месте и времени рассмотрения дела,

рассмотрев дело №0 41/01/15-227/2020 по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (ОГРН 1037739477764 ИНН 7708044880 КПП  772501001 юридический адрес Дербеневский 1-й переулок, дом 5 строение 4, офис 101, город Москва, 115114) (далее – ФГБУ «Гларыбвод»; Учреждение), выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в Акте приема-передачи товара от 09.11.2018 к договору 04-417/18 от 26 июля 2018 купли-продажи живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, приказом Камчатского УФАС России от 28.05.2020 № 112-П возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/15-227/2020 по признакам нарушения ФГБУ «Главрыбвод» пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Камчатское УФАС России в связи с выявлением в действиях Северо-Восточного филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», выразившихся в ненадлежащем управлении имуществом, находящимся в государственной собственности, что привело к передаче прав на имущество, перечень которого указан в Акте приема-передачи товара от 09.11.2018 к Договору 04-417/18 от 26 июля 2018 купли-продажи живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз», без проведения конкурса (аукциона) на право заключения договора, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выдало Федеральному государственному бюджетному учреждению «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – ФГБУ «Главрыбвод», Учреждение) в лице  Северо-Восточного филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» (далее – филиал ФГБУ «Главрыбвод») предупреждение от 09.08.2019 № 2541/01 (далее – Предупреждение) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 10.09.2019 и принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем осуществления мероприятий по расторжению договора от 26.07.2018 № 04-417/18 купли-продажи живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» и предпринять действия по истребованию денежных средств за пользование имуществом, переданным ООО «Азимут» по указанному договору.

Основанием для выдачи Предупреждения послужили поступившие 13.06.2019 материалы из редакции газеты «Общество и власть. Час пик», указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства при заключении договора поставки филиалом ФГБУ «Главрыбвод» живой оплодотворенной икры на стадии «пигментации глаз» в количестве 16 986 489 штук с обществом с ограниченной ответственностью «Азимут».

Между филиалом ФГБУ «Главрыбвод» и ООО «Азимут» заключен договор № 04-417/18 от 26 июля 2018 года с ценной 36 000 000 (тридцать шесть миллионов) рублей. Из условий договора следует, что филиал ФГБУ «Главрыбвод» передает в собственность ООО «Азимут» живую оплодотворенную икру кеты на стадии «пигментации глаз» в количестве 20 000 000 штук.

Данный договор заключен без проведения конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции (далее – Преференции) - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 данного закона, которой регламентирован порядок предоставления государственных и муниципальных преференций.

Из содержания указанной нормы следует явно выраженный законодательный запрет на заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, без проведения торгов.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях проведения научных исследований.

В силу части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Филиал ФГБУ «Главрыбвод» не обращалось в Камчатское УФАС России за предоставлением согласия для возможности дачи государственной преференции ООО «Азимут».

Кроме того, исходя из диспозиции части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, закрепленные в данной норме запреты, распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения; их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Таким образом, при заключении договора с ООО «Азимут» без проведения торгов Учреждение фактически создает преимущественные условия последнему, ограничивая тем самым право иных хозяйствующих субъектов в возможности принять в них участие.

По результатам рассмотрения обращения редакции газеты «Общество и власть. Час пик» и приложенных к обращению документов установлены следующие юридические факты:

1. Между филиалом ФГБУ «Главрыбвод» и ООО «Азимут» заключен договор № 04-417/18 от 26 июля 2018 года с ценной 36 000 000 (тридцать шесть миллионов) рублей, без проведения конкурентных процедур;

2. Переход права на государственное имущество, обеспечившее преимущества ООО «Азимут», является муниципальной преференцией;

3. Муниципальная преференция ООО «Азимут» в виде заключения договора № 04-417/18 от 26 июля 2018 года, представлена в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в действиях филиала ФГБУ «Главрыбвод» по предоставлению ООО «Азимут» муниципальной преференции путем заключения договора № 04-417/18 от 26 июля 2018 года в нарушение порядка, предусмотренного главой 5 Закона о защите конкуренции, установлены признаки нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

11.09.2019 Учреждение обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным Предупреждения, посчитав его нарушающим права и законные интересы.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.

18.03.2020 Учреждение подало апелляционную жалобу в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2020 решение Арбитражного суда Камчатского края от 29.01.2020 по делу № А24-6984/2019 оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

 

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства – антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Главрыбвод» от 09 августа 2017 года № 554 (далее – Устав) Учреждение является некоммерческой организацией, созданной РФ для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Федерального агентства по рыболовству в сфере аквакультуры и сохранения водных биологических ресурсов.

Филиалы Учреждения не являются юридическими лицами, наделяются имуществом Учреждения, действуют на основании утвержденных Учреждением Положений.

Деятельность филиала ФГБУ «Главрыбвод» регулируется Положением о Северо-Восточном филиале федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», утвержденного приказом ФГБУ «Главрыбвод» от 27.11.2017 № 237 (далее – Положение).

В соответствии c пунктом 1.11 Положения филиал не является юридическим лицом и действует на основании настоящего Положения, утвержденного ФГБУ «Главрыбвод».

Ответственность за деятельность филиала несет ФГБУ «Главрыбвод» в соответствии с пунктом 1.12 Положения.

ФГБУ «Главрыбвод» не предприняло мер по устранению последствий нарушения, послуживших основанием для выдачи Предупреждения.

Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда Предупреждение вступило в законную силу 18.05.2020.

В соответствии с пунктом 3.49 Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, является не прекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок.

 

Определением о назначении дела № 041/01/15-227/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 28.05.2020 дело назначено на 11.06.2020 в 11-00. К участию в рассмотрении дела № 041/01/15-227/2020 привлечены в качестве ответчика – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов», в качестве заявителя – редакция газеты «Общество и власть. Час пик». Ответчику необходимо было представить в срок до 09.06.2020 подтверждающие документы выполнения филиалом ФГБУ «Главрыбвод» работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыболовства) на 2018 год, расчеты объема добычи (вылова), необходимого для обеспечения деятельности при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) в рамках государственного задания.

На рассмотрение дела филиал ФГБУ «Главрыбвод» представил запрашиваемую Камчатским УФАС России информацию и письменные пояснения от 11.06.2020, в которых сообщил следующее.

Перед заключением договора между сторонами велись предварительные переговоры. 02.04.2018 от ООО «Азимут» в адрес ФГБУ «Главрыбвод» поступила заявка о формировании коммерческого предложения на поставку живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» в возрасте 310-325 градусо-дней в количестве 25 млн. штук. Срок поставки с 25.10.2018 по 10.11.2018. Указанная заявка с резолюцией должностных лиц ФГБУ «Главрыбвод» была направлена в адрес филиала ФГБУ «Главрыбвод» для исполнения.

26.07.2018 договор купли-продажи живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» № 04-417/18 заключен между филиалом ФГБУ «Главрыбвод», действующим от имени ФГБУ «Главрыбвод», и ООО «Азимут».

На дату заключения договора от 26.07.2018 предмет договора (в виде живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз») у филиала ФГБУ «Главрыбвод» отсутствовал. Проведение конкурентных процедур без предмета, наименования, количества товара, являющихся существенным условием договора купли-продажи, недопустимо.

Государственное задание на 2018 год выполнено в полном объеме, сверх установленного плана.

Товар, являющийся предметом договора, не является государственным имуществом, и для реализации продукции из объектов аквакультуры, полученных и искусственно созданных в среде обитания, а именно живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз», проведение конкурентных процедур не требовалось.

В связи с тем, что факты, изложенные ответчиком, не позволяли Комиссии сделать бесспорный вывод о наличии или отсутствии в действиях ФГБУ «Главрыбвод» нарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020 отложилось для получения дополнительных доказательств.

Определением об отложении рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 от 11.06.2020 у Ответчика были запрошены следующие документы и информация:

- нормативно-правовое обоснование заключения договора с ООО «Азимут» № 04-417/18 от 26.07.2018 без проведения конкурентных процедур;

- заявка ООО «Азимут» от 02.04.2018, содержащая коммерческое предложение на поставку живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» в возрасте 310-325 градусо-дней в количестве 25 млн. штук;

- заявка ООО «Азимут» от 02.04.2018, содержащая коммерческое предложение на поставку живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» в возрасте 310-325 градусо-дней в количестве 25 млн. штук с резолюцией должностных лиц ФГБУ «Главрыбвод», направленную в филиал ФГБУ «Главрыбвод» для исполнения.

Определением об отложении рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 от 11.06.2020 дело № 041/01/15-227/2020 назначено к рассмотрению на 29.07.2020 в 11-00.

20.07.2020 в Камчатское УФАС России поступило ходатайство редакции газеты «Общество и власть. Час пик» о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела.

27.07.2020 в Камчатское УФАС России от ФГБУ «Главрыбвод» поступили испрашиваемые Определением документы, а также ходатайство о переносе даты рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 в связи с нахождением представителя ФГБУ «Главрыбвод» Жулепы М.В. в г. Москве на судебном заседании, назначенном в Арбитражном суде г. Москвы на 28.07.2020.

Ввиду невозможности явки лица, участвующего в деле на заседание комиссии и необходимостью получения дополнительных документов и информации, в целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 Комиссия определением от 30.07.2020 отложила рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020 на 24.08.2020 в 11-00, а также удовлетворила поступившее ходатайства от участников дела.

Ответчику в срок до 20 августа 2020 года надлежало представить следующие документы:

- план финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год;

- отчет о выполнении плана финансового-хозяйственной деятельности за 2018 год.

21.08.2020 в Камчатское УФАС России от ФГБУ «Главрыбвод» поступили испрашиваемые определением от 30.07.2020 документы.

24.08.2020 на рассмотрении дела поступили устные ходатайства от ФГБУ «Главрыбвод» об ознакомление с материалами дела и от редакции газеты «Общество и власть. Час пик» о ведении видеосъемки заседания.

Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства осуществляется в открытом заседании. Комиссией при рассмотрении дела ведется аудиозапись заседания, присутствующие в открытом заседании лица, вправе самостоятельно вести аудиозапись и письменную запись; проведение фотографирования, видеозаписи и (или) киносъемки допускается с разрешения председательствующего в заседании, которое может быть получено лицом, желающим вести такую трансляцию, путем подачи соответствующей просьбы (заявления). Ходатайства и заявления могут быть сделаны как в устной, так и в письменной форме. Решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении такого ходатайства должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. У Комиссии отсутствуют основания для отказа в удовлетворении ходатайства о ведении видеосъемки заседания.

24.08.2020 в Камчатское УФАС России поступило ходатайство в письменном виде от ФГБУ «Главрыбвод» об ознакомлении с материалами дела.

В связи с обеспечением прав лиц, участвующих в деле об ознакомлении с материалами дела № 04/01/15-227/2019, определением об отложении и о продлении срока рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 от 24.08.2020 Комиссия определила отложить рассмотрение дела, продлить срок рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 до 28.02.2021, назначить рассмотрение дела на 15.09.2020 в 11-00 часов, удовлетворить ходатайство редакции газеты «Общество и власть. Час пик» о ведении видеосъемки заседания, удовлетворить ходатайство ФГБУ «Главрыбвод» об ознакомлении с материалами дела, Ответчику в срок до 11 сентября 2020 года надлежало представить следующие документы и информацию:

- балансовую стоимость активов филиала ФГБУ «Главрыбвод», определяемую по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (по состоянию на момент заключения договора), с приложением баланса;

- письменные пояснения о том, подавались ли заявления на приобретение живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» от иных хозяйствующих субъектов, с приложением копий заявлений.

31.08.2020 в Камчатское УФАС России поступило ходатайство редакции газеты «Общество и власть. Час пик» об ознакомлении с материалами дела № 041/01/15-227/2020.

03.09.2020 главный редактор редакции газеты «Общество и власть. Час пик» А.С. Мылов ознакомился с материалами дела № 04/01/15-227/2019.

15.09.2020 в 11-00 состоялось рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Руководствуясь частью 2 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия определила отложить рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020, назначить рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020 на 06 октября 2020 года в 11-00 часов по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская, д. 90.

Ответчику в срок до 02 октября 2020 года надлежало представить следующие документы и информацию:

- балансовую стоимость активов филиала ФГБУ «Главрыбвод», определяемую по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (по состоянию на момент заключения договора), с приложением баланса;

- письменные пояснения о том, подавались ли заявления на приобретение живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» от иных хозяйствующих субъектов, с приложением копий заявлений.

Заявителю в срок до 02 октября 2020 года необходимо было представить следующие документы и информацию (при наличии):

- заявления на приобретение живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» направленные иными хозяйствующими субъектами в адрес ФГБУ «Главрыбвод», с приложением копий заявлений;

- отказы ФГБУ «Главрыбвод» по указанным заявлениям.

06.10.2020 в адрес Камчатского УФАС России от филиала ФГБУ «Главрыбвод» поступили испрашиваемые определением об отложении рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 от 15.09.2020 документы и информация.

От Заявителя документов и информации испрашиваемых определением об отложении рассмотрения дела № 041/01/15-227/2020 от 15.09.2020 в Камчатское УФАС России, не поступало.

 

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела № 041/01/15-227/2020, Комиссия Камчатского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ)

В соответствии с пунктом 2.2 Устава ФГБУ «Главрыбвод», утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 09.08.2017 № 554, предметом деятельности учреждения является оказание (выполнение) услуг (работ) в целях осуществления полномочий учредителя в сфере аквакультуры (рыболовства), сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Согласно пунктам 2.1, 2.2 Положения филиал осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определяемыми федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, Уставом ФГБУ «Главрыбвод» и указанным Положением. Предметом деятельности филиала является оказание (выполнение) услуг (работ) в зоне деятельности филиала в целях осуществления определенных Уставом ФГБУ «Главрыбвод» полномочий в сфере аквакультуры (рыболовства) и сохранения водных биологических ресурсов.

Таким образом, бюджетное учреждение создается публично-правовым образованием для выполнения государственных (муниципальных) работ, оказания государственных(муниципальных) услуг.

Согласно пункту 3 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса государственное (муниципальное) задание определяется как документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ); государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления),государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Также согласно пункту 4 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 указанной статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Согласно статьей 5 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – ФЗ № 166) договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом водных биоресурсов, регулируются гражданским законодательством.

Содержание права собственности закреплено статьей 209 Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ).

Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (часть 1 статьи 209 ГК РФ).

Исходя из части 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В силу части 1 статьи 421 ГК РФ граждане, юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом и добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статей 23 ФЗ № 166 для сохранения водных биоресурсов и обеспечения деятельности рыбоводных хозяйств осуществляется рыбоводство в целях аквакультуры (рыбоводства).

Диспозицией статьи 1 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуры (рыболовстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об аквакультуре) предусмотрено установление правовых основ регулирования в области аквакультуры (рыбоводства), в том числе в части защиты прав и интересов физических лиц и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную деятельность в данной области. Целями указанного Федерального закона являются обеспечение производства рыбной и иной продукции аквакультуры, сохранение водных биологических ресурсов.

Статьей 7 Закона об аквакультуре определено, что объекты аквакультуры, продукция аквакультуры, рыбоводные участки, объекты рыбоводной инфраструктуры являются объектами гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Договорные обязательства и иные отношения, связанные с оборотом объектов аквакультуры и рыбоводных участков, регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой это допускается указанным Федеральным законом.

Статьей 8 Закона об аквакультуре установлено:

1. Рыбоводные хозяйства являются собственниками объектов аквакультуры, если иное не предусмотрено федеральными законами.

2. Право собственности на объекты аквакультуры возникает в соответствии с гражданским законодательством и частью 3 данной статьи.

3. Рыбоводные хозяйства, которые осуществляют пастбищную аквакультуру в отношении анадромных видов рыб, приобретают право собственности на добытые (выловленные) объекты аквакультуры в соответствии с гражданским законодательством, договором пользования рыбоводным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, и актом выпуска в соответствии со статьей 12 указанного Федерального закона.

Статьей 11 Закона об аквакультуре предусмотрено, что аквакультура (рыбоводство), относящаяся к сельскохозяйственному производству, является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством).

 В соответствии со статьей 12 Закона об аквакультуре товарная аквакультура (товарное рыбоводство), в том числе марикультура, является видом предпринимательской деятельности, относящейся к сельскохозяйственному производству.

 

Согласно пункту 2.3 Уставу и пункту 2.3 Положения, основными видами деятельности Учреждения и филиала ФГБУ «Главрыбвод» являются:

- сохранение водных биологических ресурсов и среды их обитания;

- искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов, в том числе особо ценных, ценных и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов;

- акклиматизация водных биоресурсов;

- рыбохозяйственная мелиорация;

- формирование, содержание, эксплуатация, учет ремонтно-маточных стад, в том числе рыб-производителей;

- осуществление научных исследований, проведение испытания, экспертиз, анализов и оценок для целей аквакультуры (рыбоводства);

- участие в реализации международных договоров и соглашений Российской Федерации в области рыбоводства и рыболовства;

- обеспечение государственного учета и государственного мониторинга водных биоресурсов;

- осуществление мероприятий по восстановлению водных биоресурсов и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам.

В соответствии с пунктом 2.6 Устава ФГБУ «Главрыбвод» вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящее доход, в том числе:

- оказывать услуги по инкубации оплодотворенной икры, выдерживанию личинок, подращиванию молоди водных биоресурсов, объектов аквакультуры;

- организовывать производство, обработку и реализацию водных биоресурсов, объектов аквакультуры и продукции из них (оплодотворенная икра, личинка, молодь, рыба) полученных и выращенных в естественной и искусственно созданной среде обитания;

- осуществление товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

- оказание услуг по добыче (вылову) водных биоресурсов физическим и юридическим лицам.

Пунктом 3.14 Устава закреплено, что произведенная продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущества, переданного Учреждению по договору или иным основаниям, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.5 Положения филиал ФГБУ «Главрыбвод» вправе осуществлять иные виды деятельности, приносящее доход, в том числе:

- оказывать услуги по инкубации оплодотворенной икры, выдерживанию личинок, подращиванию молоди водных биоресурсов, объектов аквакультуры;

- организовывать производство, обработку и реализацию водных биоресурсов, объектов аквакультуры и продукции из них (оплодотворенная икра, личинка, молодь, рыба) полученных и выращенных в естественной и искусственно созданной среде обитания;

- осуществление товарной аквакультуры (товарного рыбоводства);

- оказание услуг по добыче (вылову) водных биоресурсов физическим и юридическим лицам.

Согласно пункту 3.11.1 Положения филиал ФГБУ «Главрыбвод» вправе заключать по выданной доверенности от имени ФГБУ «Главрыбвод» с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации договоры на выполнение филиалом платных работ и оказание филиалом платных услуг по утвержденному ФГБУ «Главрыбвод» прейскуранту.

Финансовое обеспечение деятельности филиала ФГБУ «Главрыбвод» осуществляется в том числе за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, предусмотренной Уставом и Положением (пункт 3.12.2 Положения).

 

Рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства) осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование. Порядок предоставления водных биоресурсов в пользование осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 № 765 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование».

В соответствии с приказом Росрыболовства № 814 от 01.12.2017 «О предоставление водных биологических ресурсов для целей осуществления товарной аквакультуры» филиалу ФГБУ «Главрыбвод» были представлены необходимые объемы водных биологических ресурсов для осуществления товарной аквакультуры в рамках приносящей доход деятельности в количестве 60,39 тонн кеты и 5,184 тонн нерки. В соответствии с пунктом 2.6.8 Устава филиалом ФГБУ «Главрыбвод» была осуществлена добыча (вылов) водных биоресурсов в целях аквакультуры (рыбоводства) в следующих объемах 59.736 тонн кеты и 5,184 тонн нерки. Исходя из объемов полученных водных биологических ресурсов было заложено на инкубацию икры кеты – 19,508 млн. штук, нерки – 2,963 млн. штук.

Приказом № 137 от 11.05.2018 о внесении изменений в приложения к приказу ФГБУ «Главрыбвод» от 19.01.2018 № 7 до филиала ФГБУ «Главрыбвод» доведено государственное задание на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Согласно которому филиалу ФГБУ «Главрыбвод» необходимо вырастить и выпустить во II-III кварталах 2018 года молоди лососевых всего 31,61 млн. штук, в том числе: во II квартале: кета (средняя штучная навеска на момент выпуска 1,0 г) в руч. Трезубец бассейн реки Паратунка – 14,78 млн. штук, нерка (средняя штучная навеска на момент выпуска 4,0 г) в р. Ключевка бассейн реки Большой – 0,48 млн. штук; чавыча (средняя штучная навеска на момент выпуска 7,0 г) в р. Ключевка бассейн реки Большой – 0,8 мн. Штук; кета (средняя штучная навеска на момент выпуска 0,8 г) в руч. Зеленовский бассейн реки Авача – 5,0 млн. штук; кижуч (средняя штучная навеска на момент выпуска 5,0 г) в руч. Трезубец бассейн реки Паратунки – 0,54 млн. штук; нерка (средняя штучная навеска на момент выпуска 0,8 г) в р. Плотникова бассейн реки Большой – 9,6 млн. штук; в III квартале: кижуч (средняя штучная навеска на момент выпуска 10.0 г) в оз. Большой Вилюй – 0,41 млн. штук.

Осуществление мечения молоди водных биологических ресурсов, выпускаемых в водные объекты рыбохозяйственного значения всего в 2018 году (I, IV квартал) лососевых видов рыб 9230,0 тыс. штук, из них кета – 9230,0 тыс. штук.

В соответствии с отчетом о выполнении государственного задания № 076-000020-18-03 на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов от 29.12.2018 филиал ФГБУ «Главрыбвод» вырастил и выпустил всего 34,340253 млн. штук молоди лососевых рыб, в том числе: кета (средняя штучная навеска на момент выпуска 1,0 г) в руч. Трезубец бассейн реки Паратунка – 16,2914 млн. штук, нерка (средняя штучная навеска на момент выпуска 4,0 г) в р. Ключевка бассейн реки Большой – 0,651767 млн. штук; чавыча (средняя штучная навеска на момент выпуска 7,0 г) в р. Ключевка бассейн реки Большой – 0,949038 мн. Штук; кета (средняя штучная навеска на момент выпуска 0,8 г) в руч. Зеленовский бассейн реки Авача – 5,591544 млн. штук; кижуч (средняя штучная навеска на момент выпуска 5,0 г) в руч. Трезубец бассейн реки Паратунки – 0,5938 млн. штук; нерка (средняя штучная навеска на момент выпуска 0,8 г) в р. Плотникова бассейн реки Большой – 9,681807 млн. штук; в III квартале: кижуч (средняя штучная навеска на момент выпуска 10.0 г) в оз. Большой Вилюй – 0,580897 млн. штук.

 Осуществление мечения молоди водных биологических ресурсов, выпускаемых в водные объекты рыбохозяйственного значения всего 42865.0 тыс. штук, в том числе: кета 25318.0 тыс. штук, чавыча – 800,0 тыс. штук, кижуч – 950,0 тыс. штук, нерка – 15767,0 тыс. штук.

Таким образом, следует, что программа выполнения работ при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыболовства) на соответствующие годы, расчеты объема добычи (вылова), необходимого для обеспечения деятельности при осуществлении рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) выполнена с превышением установленных государственным заданием показателей.

 

ООО «Азимут» 02.04.2018 направило заявку Начальнику ФГБУ «Главрыбвод» с просьбой сформировать коммерческое предложение на поставку живой оплодотворенной икры на стадии устойчивого «глазка» в возрасте 310-325 градусо-дней в количестве 25 млн. штук, собранную во второй половине августа. Срок поставки с 25.10.2018 по 10.11.2018 года, с целью дальнейшей закладки на инкубацию на ЛРЗ «Савушкина».

Письмом ФГБУ «Главрыбвод» поручил филиалу ФГБУ «Главрыбвод» на основании поступившего обращения ООО «Азимут» подготовить и представить в адрес ФГБУ «Главрыбвод» проект договора поставки живой оплодотворенной икры кеты на стадии устойчивого «глазка». Цена реализации, указанной икры определена на уровне 1,80 руб. за 1 штуку.

26.07.2018 заключен договор № 04-417/18 между филиалом ФГБУ «Главрыбвод» и ООО «Азимут» с ценной 36 000 000 (тридцать шесть миллионов) рублей. Из условий договора следует, что филиал ФГБУ «Главрыбвод» передает в собственность ООО «Азимут» живую оплодотворенную икру кеты на стадии «пигментации глаз» в количестве 20 000 000 штук.

Согласно актам приема-передачи товара от 09.11.2018 и 27.11.2018 филиал ФГБУ «Главрыбвод» передал, а ООО «Азимут» принял общее количество (живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» в количестве 16 986 489 штук.

 

Таким образом, Комиссия приходит к выводу:

- государственное задание филиалом ФГБУ «Главрыбвод» выполнено с превышением установленных показателей;

- право собственности на объекты аквакультуры закреплено за рыбоводными хозяйствами;

- рыбоводные хозяйства свободны и не ограничены в распоряжении принадлежащими им на законных основаниях объектами аквакультуры, что допускает возможность отчуждения этих объектов без проведения конкурентных процедур;

- ФГБУ «Главрыбвод» и филиал ФГБУ «Главрыбвод» вправе реализовывать водные биоресурсы, объекты аквакультуры и продукции из них (оплодотворенная икра, личинка, молодь, рыба) полученных и выращенных в естественной и искусственно созданной среде;

- филиал ФГБУ «Главрыбвод» вправе заключать по выданной доверенности от имени ФГБУ «Главрыбвод» с юридическими и физическими лицами договоры на выполнение филиалом платных работ и оказание платных услуг по утвержденному ФГБУ «Главрыбвод» прейскуранту;

- заявлений на приобретение живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» в ФГБУ «Главрыбвод» от иных хозяйствующих субъектов не поступало (письмо филиала ФГБУ «Главрыбвод» вх. № 3238 от 06.10.2020);

- реализованная продукция объектов аквакультуры полученных и искусственно созданных в среде обитания, а именно живой оплодотворенной икры кеты на стадии «пигментации глаз» осуществлена филиалом ФГБУ «Главрыбвод» с соблюдением требований Закона о защите конкуренции, Закона об аквакультуре, ГК РФ, ФЗ № 166, Уставом, Положением.

 

На основании изложенного, Комиссия делает вывод, что в действиях ФГБУ «Главрыбвод» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 7 частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Таким образом, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № 041/01/15-227/2020 от 28.05.2020 г., возбужденного по признакам нарушения Федеральным государственным бюджетным учреждением «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов»  пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 041/01/15-227/2020, возбужденного в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия, а также в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа. Датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны