Решение б/н Решение и предписание по делу № 21-08/02-09А в отношении ОА... от 5 июля 2009 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 21-08/02-09А

 

29 апреля  2009 г.                                                              г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2009 года.

В полном объеме решение изготовлено 6 мая 2009 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Королёв М.Р. –  заместитель руководителя,

члены Комиссии:

Громов С.А. – главный специалист-эксперт

                         отдела правового обеспечения и рекламы,

Игнатьева И.В. – главный специалист-эксперт

                      отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьева С.Н. – главный специалист-эксперт

                      отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

при участии в заседании:

от ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»:

Костына С.В. – главный юрист

                          ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

                          (доверенность от 11.01.2009 № юр 1),

рассмотрев дело № 21-08/02-09А по признакам нарушения ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» (ОАО ПКМПТ; юридический адрес: площадь Щедрина, дом 2, г. Петропавловск-Камчатский; далее – ответчик по делу) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08) «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Общество с ограниченной ответственностью «Гранд-Сервис» (ООО «Гранд-Сервис»; 690600 г. Владивосток, ул. Стрельникова, дом 9, ВМТП, причал 16) обратилось в ОАО ПКМТП с письмом (исх. № 14 от 19.01.09), в котором предлагалось рассмотреть вопрос о пролонгации соглашения по предоставлению скидок на грузопереработку контейнеров с автомобилями в Петропавловск-Камчатском торговом порту.

 

Как пояснил ответчик по делу, ООО «Гранд-Сервис» осуществляет транспортно-экпедиционную деятельность по организации морских перевозок грузов из порта Владивосток в порт Петропавловск-Камчатский и обратно. Транспортировка автомобилей осуществляется в универсальных 40-футовых контейнерах. По утверждению ОАО ПКМТП применение указанной схемы позволяет сократить время обработки судов в сравнении с погрузкой и перевозкой автомобилей на открытой палубе судна, обеспечить сохранность и целостность перевозимых автомобилей.

 

26 января 2009 года временно исполняющий обязанности Генерального директора ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»                             В.Я. Светлый (выписка из Протокола №2 заседания Совета директоров ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» от 29 июля 2008 года, п. 2) подписал распоряжение № 02 «О предоставлении скидки к установленным тарифам», в котором говорится, что, учитывая конкуренцию на рынке услуг и с целью увеличения объемов погрузочно-разгрузочных работ предоставить с 01.01.09 г. по 31.12.09 г. 20% скидку к тарифам, утвержденным Приказом Министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства                       № 249 от 15.03.01 и Приказом Федеральной службы по тарифам РФ № 175-т/3 от 26.04.05 на переработку 40-футовых контейнеров с легковыми автомобилями, поступающими в адрес ООО «Гранд-Сервис».   

 

ОАО ПКМТП направило в Камчатское УФАС России Уведомление об установлении скидки к действующим тарифам (исх. № 3-19/06 от 26.01.09),                                    в котором сообщило, что согласно п. 6.1. Приложения № 2 к решению правления МАП РФ от 14.03.01 № 12/06-2-м «Положение о порядке применения предельных тарифов  на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ним услуги в ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» с 01.01.09 г. по 31.12.09 г.                      устанавливает открытому акционерному обществу [так в тексте - Комиссия] «Гранд Сервис» 20% скидку к тарифам на переработку 40-футовых контейнеров с легковыми автомобилями, утвержденным Приказом министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства № 249 от 15.03.01 и Приказом Федеральной службы по тарифам России № 175-т/3 от 26.04.05 г. Как указано в уведомлении данная скидка устанавливается с учетом конкуренции на рынке услуг и с целью привлечения дополнительного грузопотока.

 

Доказательств того, что ООО «Гранд-Сервис» является грузовладельцем или судовладельцем, заинтересованное лицо не представило.

Доказательств того, что предложение о предоставлении скидки к установленным тарифам ООО «Гранд-Сервис» направило в ОАО «ПКМТП» от имени и в интересах грузовладельцев, ответчик по делу и заинтересованное лицо не представили. В представленных ответчиком по делу копиях заявлений физических лиц и юридического лица доказательств того, что указанные лица являются грузовладельцами, также не представлено.

Ответчик по делу обосновал свои действия по установлению скидки к тарифам для ООО «Гранд-Сервис» следующими доводами:

1) за счет применяемой ООО «Гранд-Сервис» схемы перевозки автомобилей в специализированных 40-футовых контейнерах увеличился грузооборот ОАО ПКМТП, что, как утверждает ответчик, привело к  определенному экономическому эффекту его деятельности,

2) покупатели автомобилей на территории Камчатского края получают преимущества (выгоду), заключающиеся в удешевлении  стоимости автомобиля за счет транспортных расходов, которые при морских перевозках в контейнерах существенно ниже по сравнению с перевозками автомобилей на палубе судна,

3) внедрение новой технологической схемы доставки автомобилей способствует сокращению сроков обработки судов, обеспечению сохранности груза.

 

Комиссия, проанализировав действующее законодательство, рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения и доводы ответчика по делу, пришла к следующим выводам.

ОАО ПКМТП является субъектом естественных монополий в сфере услуг морских портов, состоит в Реестре субъектов естественных монополий.

ОАО ПКМТП также включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по услугам: складирование и хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы с долей более 65 % в географических границах Камчатской области.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, руководствуясь пунктом 3.6.5. Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией (утвержден приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, зарегистрирован в Минюсте РФ от 23.05.2007 № 9541), положение ОАО ПКМТП на рынках услуг складирования и хранения грузов, погрузочно-разгрузочных работ Камчатской области признано доминирующим.

В силу статьи 6 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.08) «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) в отношении ОАО ПКМТП как субъекта естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня.

ОАО ПКМТП руководствуется Предельными тарифами на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги в ОАО ПКМТП и Положением о порядке применения предельных тарифов  на погрузочно-разгрузочные работы и связанные с ними услуги  в ОАО ПКМТП (утверждены Приказом МАП России от 15.03.2001 № 249, решением правления МАП России от 14.03.2001 № 12/06-2-мп; далее соответственно – Предельные тарифы, Положение).

Размер Предельных тарифов установлен в зависимости от объема контейнеров (3 тн, 5 тн, 10 тн, 20 фут, 40 фут.) и наличия в них груза (груженый или порожний), без учета вида груза, перевозимого в контейнерах.

К тарифам для каботажных грузов, установленным МАП России,                              ОАО ПКМТП применяет коэффициент 108,5 % (приказ Федеральной службы по тарифам от 26.04.05 № 175-т/3).

 

Каботажными грузами являются грузы, перевозимые в каботажном плавании. Согласно части 16 Порядка заполнения и представления  формы федерального государственного статистического наблюдения № 65-МОР «Сведения о продукции морского транспорта», утвержденного Постановлением Росстата от 13.10.2005 № 70, к перевозкам в каботажном плавании относятся перевозки между портами и портопунктами Российской Федерации.

Согласно пункту 3 приказа ФСТ России от 26.04.05 № 175-т/3 субъектам естественных монополий в сфере морских портов предоставлено право применять тарифы на погрузочно-разгрузочные работы для каботажных грузов в пределах от предельного максимального уровня до предельного минимального уровня (который на 30 % ниже предельного максимального уровня). В соответствии с пунктом 6.1 Положения снижение действующих тарифов производится на основании предложений грузовладельцев и судовладельцев и конъюнктуры спроса. Введение в действие указанных тарифов осуществляется Портом с уведомлением в десятидневный срок Камчатского территориального МАП России [так в тексте - Комиссия], при этом снижение тарифов не должно превышать 30 процентов от предельного тарифа. Из указанных актов с необходимостью следует вывод,                    что право предоставлять скидку на погрузочно-разгрузочные работы                      субъекту естественной монополии для отдельного хозяйствующего субъекта                     не предоставлено.  

 

Своими действиями по установлению скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта - ООО «Гранд-Сервис» - ОАО ПКМТП создало такие условия доступа на рынок в продуктовых границах «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых» для нескольких хозяйствующих субъектов, при которых они оказались поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом - ООО «Гранд-Сервис».

Условия доступа на товарный рынок, при которых несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом признаются дискриминационными условиями (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, создав дискриминационные условия для нескольких хозяйствующих субъектов путем предоставления скидки к тарифам для        отдельного хозяйствующего субъекта, ОАО ПКМТП ограничило соперничество хозяйствующих субъектов на рынке «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых», то есть результатом действий ОАО ПКМТП явилось ограничение конкуренции на указанном рынке, что запрещено частью 1 (пункт 8) статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

ОАО ПКМТП было уведомлено о своем праве в соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о защите конкуренции  представить доказательства того, что его действия по созданию дискриминационных условий могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции.

Статья 13 Закона о защите конкуренции указывает на допустимость некоторых действий, в числе которых - создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции), и устанавливаются три критерия этой допустимости:

1) отсутствие возможности для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;

2) отсутствие возможности наложить на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий;

3) если их результатом является или может являться:

а) совершенствование производства, реализации товаров, или стимулирование технического, экономического прогресса, или повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке;

б) получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий.

 

ОАО ПКМТП не представило доказательства, что результатом его действий по созданию дискриминационных условий предоставления услуги «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых» является или может являться получение приобретателями услуги «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых» преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным ответчиком по делу в результате указанных действий.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1–3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08) «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08) «О защите конкуренции» в результате создания дискриминационных условий предоставления услуги «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых» путем установления скидки к тарифам для отдельного хозяйствующего субъекта (ООО «Гранд-Сервис»).

2.         Выдать ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 21-08/02-09А

29 апреля  2009 г                                                              г. Петропавловск-Камчатский

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

председатель Комиссии:

Королёв М.Р. –  заместитель руководителя,

члены Комиссии:

Громов С.А. – главный специалист-эксперт

                         отдела правового обеспечения и рекламы,

Игнатьева И.В. – главный специалист-эксперт

                      отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

Парфирьева С.Н. – главный специалист-эксперт

                      отдела антимонопольного контроля и государственного заказа,

в присутствие представителя

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»:

Костына С.В. – главного юриста

                           ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»

                           (доверенность от 11.01.2009 № юр 1),

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08) «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 29.04.2009 по делу № 21-08/02-09А о нарушении ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08) «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»:

1. В срок до 15 мая 2009 года прекратить нарушение части 1 (пункта 8) статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 08.11.08)                        «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении скидки к тарифам на погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых для отдельного хозяйствующего субъекта (ООО «Гранд-Сервис»). 

2. В срок до 15 мая 2009 года устранить дискриминационные условия предоставления услуги «погрузочно-разгрузочные работы контейнеров 40-футовых груженых».  

3. О выполнении настоящего предписания сообщить в Камчатское УФАС России в срок до 22 мая 2009 года, представив доказательства, подтверждающие его исполнение.

 

Предписание  может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны