Решение №2916/05 необоснованная от 21 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-564/2020

 

21 декабря 2020 г.                                                             г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «17» декабря 2020 года

В полном объеме решение изготовлено «21» декабря 2020 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – заместителя руководителя управления,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела правового обеспечения и рекламы .,

специалиста 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы,

в присутствии представителей:

 - заказчика – публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго»):

- заявителя – общества с ограниченной ответственностью Охранное предприятие «Стрелец» (далее – ООО ОП «Стрелец», Общество):

рассмотрев в дистанционном формате посредством аудиоконференц связи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО ОП «Стрелец» на действия заказчика – ПАО «Камчатскэнерго» по определению исполнителя путем проведения запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № (26300-ЭКСП БЕЗ-2021-КамчЭн) Услуги по охране объектов филиала ПАО «Камчатскэнерго» Возобновляемая энергетика (административного здания, гаража, вахтового поселка МГеоЭС) с 01.01.2021 - 31.12.2021 (извещение № 32009674574),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ПАО «Камчатскэнерго» проводился запрос предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № (26300-ЭКСП БЕЗ-2021-КамчЭн) Услуги по охране объектов филиала ПАО «Камчатскэнерго» Возобновляемая энергетика (административного здания, гаража, вахтового поселка МГеоЭС) с 01.01.2021 - 31.12.2021 (извещение № 32009674574) (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 12 240 000 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 13.11.2020. Срок окончания подачи заявок: 25.11.2020.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), единым положением о закупке продукции для нужд группы РусГидро (далее – Положение), документацией о закупке на право заключения договора по лоту № (26300-ЭКСП БЕЗ-2021-КамчЭн) Услуги по охране объектов филиала ПАО «Камчатскэнерго» Возобновляемая энергетика (административного здания, гаража, вахтового поселка МГеоЭС) с 01.01.2021 - 31.12.2021 (далее – Документация), единой методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой «Русгидро» (далее – Методика проверки Русгидро).

Согласно протоколу № ПВ-263-2020 от 25.11.2020 на участие в Закупке поступило 3 заявки от участников: ООО ОП «Стрелец», ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит», все заявки допущены до дальнейшего участия.

В соответствии с протоколом № Р-263-20 от 07.12.2020 заявки от участников: ООО ОП «Стрелец», ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит» признаны соответствующими условиям документации.

Исходя из протокола № И-263-20 от 14.12.2020 победителем Закупки признан участник, занявшей 1 (первое) место в ранжировке по степени предпочтительности для Заказчика ООО «Частная охранная организация «Монолит», с ценой заявки не более 9 139 560,00 руб. без учета НДС.

 

10.12.2020 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО ОП «Стрелец» на действия закупочной комиссии Заказчика по неправомерному допуску ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит» к участию в Закупке, указав следующий довод:

Согласно пункту 8.5.5 Приложения № 1 к Документации (далее – Технические требования) место расположения (адрес нахождения) мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должно обеспечивать прибытие мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения о тревоге (происшествии):

- к Административному зданию –в течение не более 15 минут.

- к Гаражу – в течение не более 15 минут.

ООО ОП «Стрелец» обратилось в центр лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – ЦЛРР Управление) для уточнения наличия оружейных комнат на территории Камчатского края.

Из письма исх. № 87000-1922 от 10.12.2020 ЦЛРР Управление сообщило, что у участников Закупки ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит» оружейные комнаты на территории Камчатского края отсутствуют.

Таким образом, ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит» не имеют на территории Камчатского края оружейных комнат и круглосуточной дежурной службы для осуществления охраны группами быстрого реагирования, а соответственно они не имеют возможности исполнить пункт 8.5.5 Технических требований.

14.12.2020 вх. № 4045 ООО ОП «Стрелец» представило дополнительный запрос ПАО «Камчатскэнерго», направленный в адрес Общества в рамках процедуры Закупки, в соответствии с которым Обществу необходимо было разъяснить положения представленной заявки на участие в Закупке по 4 пунктам.

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 16.12.2020 представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее.

1. Письмом исх. № 87000-1922 от 10.12.2020 ЦЛРР Управление сообщило, что у участников Закупки ООО «Охранная организация Беркут», ООО «Частная охранная организация «Монолит» оружейные комнаты на территории Камчатского края отсутствуют, при этом в ответе не указано что у вышеназванных участников на территории Камчатского края отсутствуют круглосуточные дежурные службы для осуществления охраны группами быстрого реагирования.

ООО «Охранная организация Беркут» в составе заявки представлена справка от 23.11.2020 в которой участник подтверждает наличие круглосуточной дежурной службы в г. Петропавловске –Камчатском.

ООО «Частная охранная организация «Монолит» в составе заявки представлена справка от 19.11.2020 в которой участник подтверждает наличие круглосуточной дежурной службы в г. Петропавловске –Камчатском.

2. В Документации отсутствует требование к участникам Закупки о наличии оружейных комнат на территории Камчатского края.

ООО «Охранная организация Беркут» в составе заявки представлена Декларация о соответствии мобильной группы от 03.12.2020, в которой участник гарантирует, что состав группы быстрого реагирования состоит из 2 охранников, вооруженных служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группы и указано место нахождения группы в г. Петропавловске-Камчатском.

 ООО «Частная охранная организация «Монолит» в составе заявки представлена Декларация соответствия Техническим требованиям, в которой участник подтвердил, что мобильная группа охраны быстрого реагирования соответствует требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 и требованиям Заказчика, а именно: «состав группы быстрого реагирования состоит из 2 охранников, вооруженных служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группы», а также письмом от 02.12.2020 исх. 12/1 сообщил о месте нахождения группы в г. Петропавловске-Камчатском.

3. Участник ООО «Охранная организация Беркут» подтвердил требование, установленное в пункте 8.7.1 Технических требований, а именно в составе заявки предоставил Справку о материально-технических ресурсах, в которой указал наличие не менее 3 единиц служебного оружия, а также приложил Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ № 0236006 от 13.08.2020 с приложением списка служебного оружия в количестве 50 единиц.

Участник ООО «Частная охранная организация «Монолит» подтвердил требование, установленное в пункте 8.7.1 Технических требований, а именно в составе заявки предоставил Справку о материально-технических ресурсах, в которой указал наличие не менее 8 единиц служебного оружия, а также приложил Разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему РХИ № 0211950 от 03.02.2020.

4. В соответствии со статьей 11.2 Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 2487-1) предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Из жалобы Заявителя следует, что при проведении запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя.

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Исходя из части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной Закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть установлены требования к участникам такой закупки.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 приведена правовая позиция, согласно которой основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников торгов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

В соответствии со статьей 11.2 Закона № 2487-1 предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действительна на всей территории Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган осуществляет следующие полномочия в области лицензирования частной детективной деятельности: предоставление лицензии и выдача удостоверения частного детектива; переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом; ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них; осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований; обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии; прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.

Оказание услуг вооруженной охраны на объектах, расположенных на территории г. Петропавловска-Камчатского, организацией, не имеющей оружейной комнаты на территории Камчатского края возможно при строгом соблюдении приложения № 12 правил оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 (далее – Постановление № 587) и Приложения № 13, утвержденного Постановлением № 587.

Исходя из пункта 6.3.4 Положения Заказчик определяет требования к Участникам в извещении и (или) документации о закупке в соответствии с данным Положением. Не допускается предъявлять к Участникам требования, которые не указаны в извещении и (или) документации о закупке. Требования, предъявляемые к Участникам, установленные Заказчиком, применяются в равной степени ко всем Участникам.

В соответствии с пунктом 6.3.7 Положения требования к участникам устанавливаются документацией о закупке. При этом требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишних (необоснованных) ограничений, в том числе ограничений допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

Комиссия признает довод Заявителя необоснованным в виду следующего.

В соответствии с пунктом 8.5.5. Технических требований место расположения (адрес нахождения) мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) должно обеспечивать прибытие мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) на охраняемый объект с момента поступления сообщения о тревоге (происшествии):

- к Административному зданию – в течение не более 15 минут.

- к Гаражу – в течение не более 15 минут.

Соответствие участника Закупки установленному требованию подтверждается представлением участником Закупки в составе заявки заверенной участником Закупки, составленной в свободной форме Декларации о соответствии мобильной (ых) группы (групп) охраны (группы (групп) быстрого реагирования), требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 и требованиям Заказчика с раскрытием всех вышеперечисленных требований.

Исходя из пункта 4.10.1 Документации в рамках процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок Организатор вправе направить в адрес участника дополнительный запрос разъяснений и/или дополнения его заявки, влияющие на отклонение или оценку и сопоставление его заявки.

Согласно пункту 4.10.3 Документации при направлении дополнительных запросов разъяснений заявок не допускается создание преимущественных условий участнику или нескольким участникам закупки

В соответствии с пунктом 4.10.4 Документации дополнительные запросы направляются одновременно (в один день) всем участникам, у которых был выявлен факт несоответствий, в случаях, установленных в пункте 0, за исключением следующего – дополнительные запросы не направляются участнику в случае, если в соответствии с пунктом 4.9.6 имеются прямые основания для отклонения заявки такого участника.

В рамках процедуры рассмотрения и оценки заявок участников ПАО «Камчатскэнерго» с соблюдением требований Документации, установленных в пунктах 4.10.1, 4.10.3, 4.10.4 были направлены дополнительные запросы всем участникам Закупки.

В ответ на дополнительный запрос ООО «Охранная организация Беркут» представлена Декларация о соответствии мобильной группы от 03.12.2020, в которой участник гарантирует, что состав группы быстрого реагирования состоит из 2 охранников, вооруженных служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группы и указано место нахождения группы в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Ватутина, д. 1.

В ответ на дополнительный запрос ООО «Частная охранная организация «Монолит» в составе заявки представлена Декларация соответствия Техническим требованиям, в которой участник подтвердил, что мобильная группа охраны быстрого реагирования соответствует требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 и требованиям Заказчика, а именно: «состав группы быстрого реагирования состоит из 2 охранников, вооруженных служебным огнестрельным оружием из расчета не менее одного вооруженного охранника на группы», а также письмом от 02.12.2020 исх. 12/1 сообщил о месте нахождения группы в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканная, д. 59.

Участники Закупки подтвердили соответствие своих заявок пункту 8.5.5 Технических требований, предоставив в составе своих заявок, заверенных участниками Закупки, составленных в свободной форме Деклараций о соответствии мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования), требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р 59044-2020 и требованиям Заказчика с раскрытием всех вышеперечисленных требований.

Таким образом, у закупочной комиссии Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявок ООО «Охранная организация Беркут» и ООО «Частная охранная организация «Монолит» от дальнейшего участия в Закупке.

Вместе с тем, согласно пункту 4.15.4 Документации перед окончательным определением Победителя Организатор вправе потребовать от Участника, занявшего верхнее место в ранжировке, прохождения процедуры постквалификации — подтверждения ранее заявленных им в заявке параметров квалификации и условий исполнения Договора перед выбором Победителя. В рамках постквалификации Организатор вправе запросить у Участников предоставление документов и/или информации, подтверждающих представленные в заявке сведения, а также провести дополнительную проверку достоверности представленных документов и информации. Постквалификация проводится по отборочным критериям, указанным в настоящей Документации (раздел 12). Заявка Участника, не отвечающего необходимым требованиям, отклоняется, а Организатор вправе продолжить процедуру проверки в отношении Участника, занявшего следующее место в ранжировке.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО Охранное предприятие «Стрелец» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны