Решение №1282/06 Решение от 4 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-226/2021

 

01 июня 2021 г.                                                                     г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 01 июня 2021 года

В полном объеме решение изготовлено 03 июня 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок 

членов Комиссии:

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

в присутствии представителей:

заявителя – закрытого акционерного общества «Вертикаль» (далее – Заявитель; Общество);

заказчика – государственного унитарного предприятия Камчатского края «Камчатэнергоснаб» (далее – Заказчик): директора

рассмотрев в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Общества на действия Заказчика при определении поставщика путем запроса предложений в электронной форме (далее – ЗПЭФ) на поставку угля марки «Д» - длиннопламенного в населенные пункты Камчатского края (далее – Поставка угля) (извещение № 32110272017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводилась процедура определения поставщика путем ЗПЭФ на Поставку угля (извещение № 32110272017) (далее – Закупка).

Извещение и документация о Закупке размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) 13.05.2021; изменения извещения и документации о Закупке размещены 24.05.2021; начальная максимальная цена договора установлена в размере 340 828 257,00 руб.

31.05.2021 Закупка отменена Приказом № 16-пр от 31.05.2021 в соответствии с пунктом 23.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП «Камчатэнергоснаб», утвержденного Приказом № 13-пр от 11.05.2021 (далее – Положение).

 

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением, документацией о Закупке.

 

21.05.2021 в Управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступила жалоба Общества на действия Заказчика при разработке документации о Закупке.

По мнению Заявителя:

- Заказчик неправомерно указал в пункте 2.4 документации о Закупке места поставки – наименования конкретных юридических лиц, владеющих причалами в населенных пунктах (местах поставки) при наличии альтернативных мест поставки (причалов, пирсов), в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках;

- Заказчик указал в пункте 2.4 документации о Закупке наименования конкретных юридических лиц, владеющих причалами в населенных пунктах (местах поставки), у которых участник Закупки должен получить документы (договоры или гарантийные письма), подтверждающие возможность проведения разгрузки угля в требуемый период поставки (по каждому месту поставки) и не предоставление которых является основанием для отклонения заявки участника Закупки, без указания их идентификационных данных (ИНН, адрес места нахождения, контрактные данные), чем ограничил количество участников Закупки, в нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Заказчик в письме от 27.05.2021 № 3-500 с доводом жалобы не согласился и пояснил следующее.

Место Поставки угля является одним из существенных условий конкурентной закупки (пункт 4 части 9, пункт 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках). Конкретное место Поставки угля определяется исходя из интересов и возможностей Заказчика и устанавливается им самостоятельно. Требования, предъявляемые к участникам Закупки в отношении места Поставки угля, установленные в извещении и документации о Закупке, применяются в равной мере ко всем участникам Закупки.

Определение конкретного места Поставки угля, в том числе, с указанием наименований компаний, необходимо для идентификации потенциальному участнику Закупки хозяйствующего субъекта, обладающего правом собственности или пользования пирсом в том или ином населенном пункте, на котором будет производиться выгрузка угля. Дальнейшая логистика поставляемого угля от места выгрузки до места его конечного потребления не возлагается на потенциальных участников Закупки, а значит не может быть изменена, поскольку будет противоречить потребностям конечного получателя товара.

По вопросу отсутствия реквизитов и контактных данных компаний, обладающих правом собственности или пользования на пирсы в указанных населенных пунктах Камчатского края Заказчик сообщает, что в открытом доступе в сети Интернет, в том числе и на сайте Федеральной налоговой службы имеется информация о компаниях (официальные сайты компаний), зарегистрированных на территории Камчатского края: ООО «Дельфин», ООО «Апукинское», ООО «Возрождение развития оленеводства», ООО «Терминал-Авто».

Заявитель не направлял в адрес Заказчика запрос на разъяснение данных положений документации о Закупке с целью получения реквизитов вышеуказанных компаний.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с

 Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Исходя из части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование

связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки Заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 вышеуказанного закона в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

 

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Пунктом 17.1 Положения установлено, что извещение об осуществлении Закупки является неотъемлемой частью документации о Закупке (при наличии). Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении Закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о Закупке (при наличии).

Согласно подпункту 4 пункта 17.2 Положения что в извещении об осуществлении Закупки должны быть указаны сведения о месте поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В подпункте 5 пункта 18.1 Положения содержится информация о том, что в документации о Закупке должны быть указаны сведения о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пункт 2.4 «Место и объемы поставки угля» информационной карты документации о Закупке содержит следующую таблицу:

 

 

Наименование товара

Ед. изм.

Кол-во

(+/-) 15%

Место поставки

Уголь каменный

тн

1 800,0

с. Пахачи пирс угольный  ООО«Дельфин»(для с. Ачайваям, Олюторского района, Камчатского края)

Уголь каменный

тн

750,0

с. Апука пирс со стационарным краном ООО «Апукинское», Олюторского района, Камчатского края

Уголь каменный

тн

1 500,0

с. Пахачи пирс угольный  ООО «Дельфин», Олюторского района, Камчатского края

Уголь каменный

тн

2 500,0

с. Тиличики причал № 35 ООО «Треминал-Авто» (для с. Хаилино, Олюторского района, Камчатского края)

Уголь каменный

тн

7 250,0

с. Тиличики причал № 35 ООО «Терминал-Авто», Олюторского района, Камчатского края

Уголь каменный

тн

2 900,0

с.Тымлат пирс координаты 59 29, 120 СШ; 163 11,544 ВД, Карагинского района, Камчатского края

Уголь каменный

тн

5 500,0

с. Усть-Хайрюзово пирс ООО «Возрождение развития оленеводства», Тигильский район, Камчатского края

Уголь каменный

тн

700,0

с. Усть-Хайрюзово  пирс ООО «Возрождение развития оленеводства» (для с. Ковран, Тигильского района, Камчатского края)

 

Пунктом 12.1 информационной карты документации о Закупке установлено, что участник Закупки должен предоставить документы (договоры или гарантийные письма) от компании, которая имеет право собственности или пользования на территории (места поставки, указанные в пункте 2.4. данной документации и техническом задании), на которых будет производится выгрузка угля, подтверждающие возможность проведения разгрузки угля в требуемый период поставки (по каждому месту поставки).

В соответствии с пунктом 12.2 документации о Закупке не предоставление документов, указанных в пункте 12.1 будет являться основанием для отклонения заявки участника запроса предложений в электронной форме.

Таким образом, документация о Закупке содержит указание на место и условия Поставки угля в соответствии с требованиями Закона о закупках и Положения.

 

Место поставки товара является одним из существенных условий конкурентной закупки.

Конкретное место поставки товара определяется исходя из интересов и возможностей заказчика и устанавливается им самостоятельно.

Устанавливая в качестве места Поставки угля пирсы и причалы конкретных компаний, Заказчик, в числе прочего, руководствовался требованиями действующего законодательства, в частности, следующими.

Согласно классификации, установленной «Международным кодексом морской перевозки опасных грузов (МКМПОГ)» уголь растительного происхождения классифицируется как «вещество, опасное при перевозке навалом», что соответствует подклассу опасности 4.2 № ООН 1361.

Согласно классификации, установленной «Международным кодексом морской перевозки навалочных грузов (МКМПНГ)» уголь каменный классифицируется как «вещество, опасное при перевозке навалом», что соответствует подклассу опасности 9.2 по ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка».

В соответствии с Правилами морской перевозки опасных грузов (Правила МОПОГ) РД 31.15.01-89, введены Приказом Минморфлота СССР от 03.05.1989 № 56 (действующие) уголь каменный и бурый (самонагревающиеся твердые вещества) отнесены к опасным грузам (МОПОГ, том 2, страница 750, порядковый номер 6914, классификационный шифр 4213).

Из анализа вышеуказанных документов следует, что уголь каменный является опасным грузом при погрузочно-разгрузочных работах и перевозках навалом в любых количествах и на любых судах, в закрытых и открытых грузовых помещениях.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы:

- работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу;

- работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Таким образом, законодателем закреплено требование о том, что транспортное средство (судно) с опасным грузом (углем) может осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность в соответствии с лицензией либо с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) на внутреннем водном транспорте, либо с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) в границах морского порта.

Установленным требованием к месту поставки товара Заказчик не ограничил круг лиц, потенциально имеющих возможность принять участие в закупке.

Также данное требование не влияло на возможность потенциального участника закупки заключить договор на выгрузку угля с указанными в документации о Закупки компаниями.

Место и условие Поставки угля являются условиями исполнения договора, и в равной степени применяются ко всем участникам Закупки, к предлагаемому ими товару, следовательно, установление в документации о Закупке требований к месту и условиям Поставки угля не является нарушением части 1 статьи 3 Закона о закупках, поскольку данные требования подлежат применению в равной степени ко всем участникам Закупки, имеющим намерение участвовать в Закупке и Поставить уголь, соответствующий потребностям Заказчика.

Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о закупках в закупках могут участвовать лишь те лица, которые имеют признаки, отвечающие названным целям. Поэтому, включение в документацию о Закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не обладающих такими признаками, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках и ограничение конкуренции.

Вместе с тем, Заявитель доказательств того, что указанные в пункте 2.4 информационной карты документации о Закупке компании отказали ему в предоставлении договоров, гарантийных писем, подтверждающих возможность проведения разгрузки угля в требуемый период поставки (по каждому месту поставки), не представил.

Иных доказательств того, что установление требований к месту и условиям Поставки угля привели к ограничению количества участников Закупки, Заявитель также не представил.

Комиссией Камчатского УФАС России проверен довод Заявителя об отсутствии реквизитов и контактных данных компаний, обладающих правом собственности или пользования на пирсы в указанных населенных пунктах Камчатского края, указанных в пункте 2.4 информационной карты документации о Закупке и установлено, что  в открытом доступе в сети Интернет, в том числе и на сайте Федеральной налоговой службы имеется информация о компаниях (официальные сайты компаний), зарегистрированных на территории Камчатского края: ООО «Дельфин», ООО «Апукинское», ООО «Возрождение развития оленеводства», ООО «Терминал-Авто».

Таким образом, указание Заказчиком в пункте 2.4 информационной карты документации о Закупке места поставки – наименования конкретных юридических лиц, владеющих причалами в населенных пунктах (местах поставки) без их идентификационных данных не противоречит положениям Закона о закупках.

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны