Решение №3047/06 нет от 30 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-623/2021

 

27 декабря 2021 г.                                                                       г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2021 года.

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – начальника отдела антимонопольного контроля и закупок

членов Комиссии:

главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок

специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

в присутствии представителя организатора торгов – публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго»): Г (по доверенности № КЭ-18-18-19/10 от 01.01.2019),

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Ветрон» (далее – ООО «Ветрон», Общество), уведомленного о месте и времени рассмотрения посредством электронной почты,

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «Ветрон» на действия закупочной комиссии организатора торгов – ПАО «Камчатскэнерго» по определению подрядчика путем проведения запроса предложений в электронной форме (далее – Запрос предложений) на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-9» (далее – Работы) (извещение № 32110751257),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ПАО «Камчатскэнерго» проводился Запрос предложений на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-9» (извещение                      № 32110751257), (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 6 823 114,85 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 09.11.2020. Срок окончания подачи заявок: 22.10.2021.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), единым положением о закупке продукции для нужд группы РусГидро (далее – Положение), документацией о закупке на право заключения договора на разработку проектно-сметной документации «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-9» (далее – Документация), единой методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой «Русгидро» (далее – Методика проверки Русгидро).

Согласно протоколу № И-169-22 от 07.12.2021 заявка № 1 ООО «Ветрон» признана соответствующей требованиям Документации; заявка № 2 ООО «Сибтерм» признана соответствующей требованиям Документации с указанием предоставления в срок не позднее 3 рабочих дней с даты официального размещения Протокола, информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров, по форме и с приложением подтверждающих документов согласно Документации. Победителем Закупки признан участник Закупки ООО «Сибтерм».

 

17.12.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО «Ветрон» на действия закупочной комиссии Организатора торгов.  По мнению Заявителя, закупочная комиссия ПАО «Камчатскэнерго» неправомерно признала заявку № 2 ООО «Сибтерм» соответствующей требованиям Документации, поскольку у данного участника Закупки отсутствует право принимать участие в Закупках с требованием о предоставлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, и, соответственно, выполнять инженерные изыскания по таким договорам.

 

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, в письме от 24.12.2021         (вх. № 3848) представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее:

«При рассмотрении заявок участников Запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на «Поддержание располагаемой мощности МГеоЭС. Строительство трассы ПВС от скважины Гео-9. Разработка проектно-сметной документации» (Лот № 16900-КС ПИР СМР-2022-КамчЭн) экспертом по направлению «тех» установлено несоответствие Участника ООО «Сибтерм» требованиям п. 23.5 Документации о закупке: «В документации, предоставленной участником, отсутствует информация о наличие в штате или на других законных основаниях инженерно-технического персонала необходимой квалификации: не менее 2 (двух) человек – специалистов по организации инженерных изысканий, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в соответствии с п. 1 ст. 55.5-1 ГК РФ (регистрационный номер и дата включения в реестр этих специалистов должны быть указаны в «Справке о кадровых ресурсах»)», что не соответствует п.23.5 Приложения №1 Документации о закупке.

Указанное несоответствие требованиям документации о закупке являлось достаточным основанием для отклонения заявки данного участника. В связи с чем ООО «Сибтерм» был сделан дополнительный запрос на предоставление необходимых документов.

По результатам дозапроса, ООО «Сибтерм» были представлены документы, подтверждающие наличие инженерно-технического персонала необходимой квалификации в количестве не менее 2 (двух) человек – специалистов по организации инженерных изысканий, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования в соответствии с п. 1 ст. 55.5-1 ГК РФ. В качестве подтверждающих документов ООО «Сибтерм» представлены гражданско-правовые договоры от 01.11.2021 № 7 с Недоборовым Русланом Анатольевичем и от 01.11.2021 № 8 с Садыковым Тамирбулатом Джантемировичем, включенными в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НОПРИЗ), на выполнение работ по инженерным изысканиям.

Проверка проведена экспертом на основании информации, указанной в документах ООО «Сибтерм», представленных в заявке на основании письма о подаче оферты от 08 ноября 2021 года № 420.

В соответствии с пунктом 23.1 Приложения № 1 к документации о закупке (Технические требования) Участник должен состоять в саморегулируемой организации (СРО), основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.

В составе заявки ООО «Сибтерм» представил выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 01.11.2021 № 543 на право осуществлять подготовку проектной документации, выданную ООО «Сибтерм».       

В соответствии с п. 23.6 Приложения № 1 к документации о закупке (Технические требования) Участник должен предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц (необходимость участия в конкретной СРО определяется в зависимости от состава работ по договору, а также в случае необходимости указывается - на объектах особо-опасных и технически сложных):

- выполняющих инженерные изыскания;

- выполняющих подготовку проектной документации.

В составе заявки ООО «Сибтерм» представил выписку из реестра членов саморегулируемой организации от 08.11.2021 № 15 на право выполнения инженерных изысканий, выданную ООО «Гринвич». Сотрудниками ООО «Гринвич» являются в том числе и специалисты - Недоборовов Р.А. и Садыков Т.Д., включенные в НОПРИЗ, с которыми в своею очередь Участником были заключены договоры гражданско-правового характера. Следовательно, ООО «Сибтерм» были выполнены требования, касающиеся предоставления выписки из реестра членов СРО, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и подготовку проектной документации».

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Исходя из части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 указанного Федерального закона.

В силу правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки. В связи с чем заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления закупок. Данное право на разработку и утверждение положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии с пунктом 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

 

Согласно пункту 23.6 Технических требований на выполнение Работ участник Закупки должен предоставить выписку из реестра членов саморегулируемой организации (далее – СРО), основанной на членстве лиц (необходимость участия в конкретной СРО определяется в зависимости от состава работ по договору, а также в случае необходимости указывается - на объектах особо-опасных и технически сложных):

- выполняющих инженерные изыскания;

- выполняющих подготовку проектной документации

Выписка из реестра членов СРО должна быть оформлена по форме, установленной органом надзора за саморегулируемыми организациями, и содержать сведения об уровне ответственности Участника по компенсационному фонду возмещения вреда и компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, соответствующем предложенной стоимости выполнения работ по договору.

Дата выписки не должна быть старше одного месяца на дату подачи заявки Участника.

Согласно пункту 1.2.25 Документации рассмотрение и оценка заявок участников Закупки с учетом привлекаемых субподрядчиков – не предусмотрено.

 

В составе заявки ООО «Сибтерм» представил выписку из реестра членов СРО от 08.11.2021 № 15 на право выполнения инженерных изысканий, выданную                       ООО «Гринвич», то есть субподрядчика.

Таким образом, закупочная комиссия рассмотрела и оценила заявку № 2 с учетом привлекаемого субподрядчика, что не соответствует условию, установленному пунктом 1.2.25 Документации.

Следовательно, Организатора торгов не применил требование, установленное в пункте 1.2.25 Документации к участнику Закупки ООО «Сибтерм», в нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках.

 

В соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 данной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного данным пунктом, является ничтожным.

 

20.12.2021 (исх. № 2940/06) Камчатским УФАС России по адресу, указанному в Документации, извещении по Закупке представителя Организатора торгов Scherbakova-UL@kamenergo.ru направлено уведомление о месте и времени рассмотрения жалобы Заявителя (27.12.2021 в 14-00) с требованием приостановить Закупку до рассмотрения жалобы по существу, в части заключения договора.

На заседании Комиссии представитель Организатора торгов сообщил, что Договор отправлен участнику Закупки ООО «Сибтерм» 20.12.2021 в электронной форме с использованием системы diadoc.kontur.ru, а также что уведомление от Камчатского УФАС России на момент подписания договора официально в адрес ПАО «Камчатскэнерго» направлено не было, заключение договора не приостанавливалось, жалоба от Заявителя не поступала.

22.12.2021 Организатор торгов заключил договор по Закупке.

Таким образом, Организатор торгов заключил договор по результатам проведения Закупки до принятия Камчатским УФАС России решения по жалобе         ООО «Ветрон», в нарушение части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, в связи с тем, что по Закупке заключен договор.

4. Передать материалы о выявленном правонарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица Организатора торгов.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

              Председатель комиссии: _________________

                                               

 

Члены Комиссии             _________________

 

 

                                           _________________

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны