Решение №3081/06 жалоба необоснованная от 22 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 041/07/3-464/2022

 

21 ноября 2022 г.                                                             г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена «21» ноября 2022 года

В полном объеме решение изготовлено «22» ноября 2022 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии –

членов Комиссии:

в присутствии представителей заказчика - федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС) в лице филиала РТРС «Камчатский КРТПЦ» (далее – Заказчик):

в отсутствие заявителя – общества с ограниченной ответственностью                         «Экостандарт «Технические решения» (далее – Заявитель; Общество), уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты, 

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по обследованию и оценке технического состояния АМС на объектах телерадиовещания (далее – Работы) (извещение № 32211813989 (Версия № 1) (далее – Закупка),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводится Закупка; начальная (максимальная) цена договора (лота) установлена в размере 6 783 697, 00 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 02.11.2022. Срок окончания подачи заявок: 15.11.2022.

          Процедура Закупки проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд РТРС (далее – Положение о закупке), Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами», документацией о Закупке.

 

11.11.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, который, по мнению Заявителя, установил излишнее требование к участникам Закупки о их членстве в саморегулируемой организации (далее – СРО) в области подготовки проектной документации, поскольку в составе работ по техническому заданию отсутствуют работы и требования по подготовке проектной документации, а присутствуют только инженерные изыскания.

 

Заказчик в письме от 16.11.2022 № 05/1061 с доводом жалобы не согласился и пояснил следующее.

          Предметом Закупки является обследование и оценка технического состояния антенно-мачтовых сооружений (далее – АМС) на объектах телерадиовещания, что является необходимым для безопасного использования и продления срока использования АМС.

          Цели комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) и правила такого обследования определены ГОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст) (далее – ГОСТ 31937-2011).

          Согласно пунктов 5.1.1, 5.1.6 ГОСТ 31937-2011 цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции. 

          При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.

          При комплексном обследовании технического состояния зданий (сооружений) объектами обследования являются грунты основания, конструкции и их элементы, технические устройства, оборудование и сети.

          При этом в техническом задании документации о Закупке такого вида инженерных изысканий, как обследование грунтов, не предусмотрено.

          Процесс обследования строительных конструкций зданий и сооружений представляет собой единое целое с процессом проектирования как реконструируемых, так и вновь возводимых объектов капитального строительства, и работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений должны выполняться и выполняются проектными организациями, являющимися членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования.

          С учетом положений ГрК РФ, ГОСТ 31937-2011, Постановлений №№ 20, 624 организация, обладающая способностями выполнить работы по обследованию и оценить техническое состояние сооружения, должна быть членом СРО по подготовке проектной документации и проведению инженерных изысканий.

  

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных данной статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований данного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках определено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в ЕИС вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 данного Федерального закона.

          Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к участникам такой закупки.

          Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или членства в СРО.

          В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

          Согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Частью 12 статьи 48 ГрК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию» установлен состав разделов проектной документации.

          Согласно части 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 данного Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено данной статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 данного Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.

          В силу пункта 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено данным Кодексом.

          Согласно пункту 12 раздела II приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Постановление № 624) к видам работ по подготовке проектной документации относятся, в том числе работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.

          Согласно Перечню видов инженерных изысканий, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Перечень) работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций являются специальным видом инженерных изысканий.

 

Комиссией установлено, что жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

   Согласно извещению о Закупке, документации о Закупке объектом закупки является выполнение работ по обследованию и оценке технического состояния АМС на объектах телерадиовещания.

  Согласно пояснениям Заказчика, целью данного обследования является определение работоспособности АМС на объектах телерадиовещания и определение возможности его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимого восстановления, усиления, ремонта в соответствии с ГОСТ 31937-2011, при этом полученная информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта в случае необходимости, что также не противоречит требованиям ГОСТ 31937-2011.

Комиссия, изучив пункт 4 технического задания документации о Закупке установила, что в состав работ, которые необходимо выполнить в ходе исполнения контракта включены работы по обследованию конструкций АМС (определение фактических сечений несущих элементов металлоконструкций антенной опоры, полнота и надежность монтажных соединений элементов решетки АМС - болтовых и сварных, выявление дефектов элементов конструкций и т.д.). Кроме того, при выполнении Работ необходимо осуществление проверочных расчетов металлоконструкций и фундаментов АМС, трубостойки с передающими антеннами ЦНТВ по условиям прочности и устойчивости при воздействии расчетных ветровых нагрузок и т.п., расчетов несущей способности металлоконструкций башни и т.п., разработки модели сооружения и т.п.

В соответствии с пунктом 5 технического задания документации о Закупке по окончании Работ исполнитель обязан предоставить рекомендации по устранению обнаруженных дефектов, по дальнейшей эксплуатации антенных опор, и оформить отчетную документацию в соответствии с ГОСТ 21.101-2020 «Основные требования к проектной и рабочей документации», содержащую в т.ч. общий вид опоры с проектными и фактическими (измененными сечениями несущих элементов, включая монтажные тяжения (проектные и фактические) и расчетные усилия в оттяжках, выводы о несущей способности АМС в целом, нагрузки на фундаменты АМС и т.д.

  Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в ходе исполнения контракта исполнителю необходимо выполнить работы, направленные на подготовку проектной документации, работы, которые являются частью проектных работ, оформить отчетную документацию в соответствии с ГОСТ 21.101-2020 «Основные требования к проектной и рабочей документации». 

  Ссылка Заявителя на письмо Минстроя России № 38887-ЛС/02 от 20.09.2018 не принимается Комиссией как бесспорное доказательство позиции Общества, поскольку, содержание данного письма определяет правоотношения, связанные с договором подряда на выполнение инженерных изысканий, а также указанное письмо не носит нормативный характер.

Между тем, предметом Закупки является оказание услуг по обследованию и оценке технического состояния 27 АМС на объектах телерадиовещания, а не выполнение специального вида инженерных изысканий (работы по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций).

Таким образом, действия Заказчика при формировании документации о Закупке по установлению требований к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуги, являющихся объектом закупки, не противоречат положениям Закона о закупках.

    Заявитель доказательств обратного не представил.

 

  На основании вышеизложенного и руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу необоснованной.

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 Председатель комиссии               

 

Члены Комиссии                                                       

Связанные организации

Связанные организации не указаны