Решение №335/05 21-05/12-18А от 19 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 021-05/12-18А

                                                                                                  г. Петропавловск-Камчатский

 

Резолютивная часть решения оглашена 07 февраля 2020 г.

В полном объеме решение изготовлено 19 февраля 2020 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) по рассмотрению дела № 21-05/12-18А о нарушении антимонопольного законодательства (далее –  Комиссия) в составе:

председателя Комиссии:

– руководителя Камчатского УФАС России;

членов Комиссии:

– временно исполняющей обязанности заместителя руководителя Камчатского УФАС России,

– временно исполняющей обязанности начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Камчатского УФАС России,

в присутствии на заседании представителей:

Министерства здравоохранения Камчатского края:

Министерства финансов Камчатского края:

рассмотрев дело № 21-05/12-18А по признакам нарушения Министерством здравоохранения Камчатского края (ИНН 4100019852; 683000, г. Петропавловск-Камчатский, площадь им. В.И. Ленина, д. 1) (далее – Минздрав Камчатского края), обществом с ограниченной ответственностью «М», обществом с ограниченной ответственностью «У»  пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, приказом Камчатского УФАС России от 18.05.2018 № 35-П возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 21-05/12-18А по признакам нарушения Министерством здравоохранения Камчатского края  (далее – Минздрав Камчатского края), обществом с ограниченной ответственностью «М», обществом с ограниченной ответственностью «У» пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела явились материалы, поступившие из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Камчатскому краю, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства при заключении государственным бюджетным учреждением Камчатского края «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3» (далее – ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3»; Заказчик) государственного контракта от 22.12.2017 № 1/2017 на приобретение недвижимого имущества  (ИКЗ: 172410103609641010100100750776810000) с ООО «У» по цене 46 099 221 рублей (далее – Государственный контакт) (т.1, л.д. 239-250).

Указанный контракт был заключен способом закупки у единственного поставщика на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

По результатам рассмотрения дела Комиссия Камчатского УФАС России приняла решение по делу № 21-05/12-18А от 12.09.2018 (далее – Решение от 12.09.2018), в соответствии с которым  признала в действиях должностного лица министра здравоохранения Камчатского края Л..., ООО «М» и ООО «У» нарушение пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в совершении действий по соглашению, направленных на приобретение недвижимого нежилого имущества по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 3/1 (пом. 1, пом. 2) для ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3» с нарушением Закона о контрактной системе (без использования конкурентных процедур при определении поставщика по закупке и заключении государственного контракта с единственным участником при отсутствии правовых и фактических обстоятельств), что привело к ограничению конкуренции.

Арбитражный суд Камчатского края решением по делу № А24-8023/2018 от 02.04.2019 признал незаконным Решение от 12.09.2018 в связи с нарушением порядка его принятия, и обязал Камчатское УФАС устранить допущенное нарушение путем рассмотрения дела № 21-05/12-18А в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции. Арбитражный суд апелляционной инстанции Постановлением от 18.07.2019 оставил решение Арбитражного суда Камчатского края без изменения.

Определением Камчатского УФАС России от 08.08.2019 № 2524/01 дело № 21-05/12-18А назначено к рассмотрению на 19.08.2019.

В связи с возникновением необходимости получения дополнительных доказательств и внесением изменений в состав лиц, участвующих в деле, рассмотрение дела откладывалось (определения Камчатского УФАС России от № 2655/01 от 21.08.2019, № 2991/01 от 16.09.2019, № 3252/05 от 15.10.2019, № 3640/05 от 22.11.2019, № 3682/05 от 03.12.2019, № 3834/05 от 23.12.2019, № 39/05 от 14.01.2020). Необходимые документы (информация) запрошены у ответчиков и лиц, участвующих в деле, и в последующем приобщены к материалам дела № 21-05/12-18А.

В целях получения дополнительной информации Камчатским УФАС России направлены дополнительные запросы в адрес государственных органов. Запросы и ответы на них приобщены к материалам дела.

В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении  Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства, проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по покупке и продаже объектов недвижимости.

Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал с 22.17.2017 (дата заключения Государственного контракта) по 18.06.2019 (дата составления Анализа).

Продуктовыми границами рынка являются услуги по покупке и продаже объектов недвижимости (код ОКПД2 – 68.10.14.000).

Географическими границами рынка определен микрорайон Северо-Восток города Петропавловска-Камчатского.

 

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства выявлено, что действия ответчиков могли оказать влияние на состояние конкуренции на рынке строительных работ.

Так, покупка объекта недвижимости общей площадью не менее 370 кв. м и не более 380 кв. м в географических границах микрорайона Северо-Восток города Петропавловска-Камчатского, согласно Техническому заданию Государственного контракта (т.1, л.д. 240-242), была обусловлена необходимостью организации поликлинического отделения для обслуживания взрослого населения данного района в целях оказания первичной медико-санитарной помощи в радиусе 3 км, в связи с увеличением количества жителей в данном районе с перспективой роста числа жителей.

            Согласно Государственному контракту, Заказчиком были приобретены объекты недвижимости – нежилые помещения по адресу: ул. Ларина, д. 3/1, г. Петропавловск-Камчатский, в полной мере соответствующие требованиям законодательства, предъявляемым к помещениям отделения врача общей практики.

Для приведения указанных помещений в соответствие с требованиями Заказчика, для последующей его продажи Заказчику, ООО «М» осуществило строительные работы по реконструкции и ремонту данных помещений, что привело к удорожанию приобретаемого объекта недвижимости.

В этой связи Камчатским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 проведен анализ состояния конкуренции на рынке строительных работ в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции охватывает временной интервал с 05.05.2017 (дата заключения договора купли-продажи объектов недвижимого имущества между ООО «М» и ПАО Сбербанк России) по 22.12.2017 (дата заключения Государственного контракта).

Продуктовыми границами рынка являются работы строительные по реконструкции и ремонту зданий (код ОКПД2 – 42.20.40).

Географическими границами рынка определен город Петропавловск-Камчатский.

            Работы по реконструкции и ремонту объектов недвижимого имущества возможно было осуществить иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке строительных работ.

Отбор данных хозяйствующих субъектов необходимо было осуществить в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе способом электронного аукциона, поскольку данный способ подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, а в данном случае и экономию бюджетных средств.

Не проведение процедуры торгов влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурсов, аукционов в установленном законом порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку, либо права ведения деятельности на нем.

 

В результате исследования совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела № 21-05/12-18А, Комиссией Камчатского УФАС России установлено следующее.

Минздрав Камчатского края, ООО «М» и ООО «У» заключили и реализовали  устное  антиконкурентное  соглашение (далее – Соглашение), с целью ухода от конкурентных процедур для выполнения работ по реконструкции (капитальному ремонту) объекта недвижимого имущества под отделение врача общей практики, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий.

О заключении и реализации Соглашения свидетельствуют следующие документы (информация), имеющиеся в материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства № 21-05/12-18А.

1. Согласно письменным пояснениям ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3» от 12.07.2018  № 1471 (т.1, л.д. 408-409), Минздрав Камчатского края и ГБУЗ «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3» (далее – Поликлиника № 3), расположенная в микрорайоне Дачная, в течение более 5 лет вели поиски нежилого помещения в микрорайоне Северо-Восток для размещения офиса врача общей (семейной) практики, жители которого территориально закреплены за Поликлиникой № 3.

Указанная необходимость была вызвана значительным увеличением жителей микрорайона Северо-Восток в связи с интенсивным строительством жилых домов, не соответствием здания поликлиники 1974 года постройки существующим потребностям населения по наличию площадей и количеству помещений, отсутствием возможности строительства поликлиники в микрорайоне в связи с его интенсивной и плотной застройке, что повлекло снижение доступности первичной медико-санитарной помощи населению микрорайона.

За указанный период времени рассматривалось несколько вариантов и предложений по размещению медицинского учреждения в микрорайоне:

- цокольный этаж 5-этажного жилого дома по ул. Дальневосточная, д. 34,

- смежные квартиры 1 этажа 12-этажного дома по ул. Савченко, д. 35,

- здание почты по ул. Виталия Кручины, д. 8/1,

- цокольные этажи 12-этажных домов по ул. Дальневосточная, д. 30 и д. 32

и ряд других помещений.

По ряду причин объективного характера: малая площадь, несоответствие СанПиНам, местоположение, плохая доступность, отсутствие площадки для парковки, отсутствие условий для устройства пандусов для маломобильных групп населения и др.,  -  не позволили решить данный вопрос ранее.

Таким образом, у Поликлиники № 3 существовала объективная потребность в нежилых помещениях, расположенных в микрорайоне Северо-Восток,  соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации к медицинским учреждениям,  которые можно было бы использовать для размещения офиса врача общей (семейной) практики.

2. ПАО Сбербанк России направило в Минздрав Камчатского края письмо от 06.02.2017 № 8556-10-05-исх/69 (т.1, л.д. 146), содержащее предложение о приобретении в собственность (взятии в аренду) свободных площадей объектов недвижимости, находящихся в собственности ПАО Сбербанк:

- помещение 2, нежилое, общей площадью 330,4 кв. м,  по ул. Ларина, д. 3/1 (далее – Помещение 2), цена реализации за 1 кв.м в пределах 30250 - 31000 руб. (в том числе с НДС);

- помещение, нежилое, общей площадью 46,1 кв.м по ул. Ларина, д. 3/1 (подвал) (далее – Подвальное помещение), цена реализации за 1 кв.м в пределах 20745 – 21450 руб. (в том числе с НДС).

В соответствии с отчетами «Об оценке недвижимого имущества» от 17.03.2017 № 1703К/0191-1 и № 1703К/0191-2, изготовленными по заказу ПАО Сбербанк России, стоимость Помещения 2 составила 9 919 000 руб. (с НДС), стоимость Подвального помещения составила 998 000 руб. (с НДС) (т.1, л.д. 142-145).

3. Согласно Протоколу совещания у заместителя Председателя Правительства Камчатского края В.Н. К... от 02.03.2017 (т.2, л.д. 131) по вопросу рассмотрения предложения Камчатского отделения ПАО Сбербанк России о продаже объектов недвижимости, в котором приняли участие представители Камчатского отделения ПАО Сбербанк России и министр здравоохранения Л...., Минздраву Камчатского края в срок до 09.03.2017 поручено подготовить письмо в адрес Камчатского отделения ПАО Сбербанк России о заинтересованности в объекте (здание Камчатского отделения ПАО Сбербанк России, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина) для обустройства отделения врача общей практики и необходимости проведения в здании реконструкции и ремонтных работ.

4. Поликлиника № 3 в письменных пояснениях от 12.07.2018  № 1471 сообщила, что по поручению Минздрава Камчатского края разработала техническое задание на объект, подобный объектам ПАО Сбербанк (Помещение 2 и Подвальное помещение), для размещения отделения (офиса) врача общей практики (далее - Техническое задание), в котором указала основные условия и требования для учреждений подобного рода согласно СанПин, СНИП, правилам пожарной безопасности, необходимому перечню помещений, доступности и др. требованиям, и письмом от 27.03.2017 направила его в адрес Минздрава Камчатского края (т.1, л.д. 207). Вопрос по приобретению данного имущества или его аренде не обсуждался, так как без проведения проектно-изыскательских работ, разработки проекта и реконструкции использование помещений не представлялось возможным.

5. ООО «М» направило письмо от 27.03.2017 в адрес ПАО Сбербанк с предложением купить Помещение 2 за 9 990 000 руб. и Подвальное помещение за 1 020 000 руб. (т.1, л.д. 213, 222), и впоследствии по этим ценам приобрело у ПАО Сбербанк России указанное имущество на основании договоров купли-продажи от 05.05.2017 и от 26.05.2017 (т.1, л.д. 286, 187).

Камчатское УФАС России Определением от 23.12.2019 № 3834/05 истребовало у ООО «М» информацию, из каких источников обществу стало известно о продаже имущества.

ООО «М» в письме от 06.02.2020 № 28 сообщило: «C предложением купить объект недвижимого имущества в ООО «М» обратился непосредственно ПАО «Сбербанк». Ранее, до покупки спорного объекта, Общество осуществляло сотрудничество с указанным банком по ипотечной продаже квартир, расположенных в микрорайоне Северо-Восток г. Петропавловск-Камчатский. С учетом данных правоотношений ПАО «Сбербанк» предложило выкупить данные помещения у него, а также сообщило о наличии интереса у органов государственной власти Камчатского края приобрести данные объекты недвижимости под размещение поликлиники. … Соответствующая электронная переписка прилагается».

При этом «электронная переписка», представленная скриншотами с экрана монитора от 25.03.2017, подтверждает только обмен сообщениями между сотрудниками банка и общества от 21.03.2017 о  согласовании образца письма на приобретение помещений и от 02.04.2017 о согласовании текста проекта договора купли-продажи, но не информацию о том, что ООО «М» узнало о продаже недвижимого имущества от ПАО Сбербанк России.

Вышеперечисленные факты и действия, осуществленные в течение короткого промежутка времени, а именно:

- информацией о предложении ПАО Сбербанк России к продаже помещений и о их цене обладал только Минздрав Камчатского края,

- Поликлиника № 3 по указанию Минздрава Камчатского края разрабатывает Техническое задание по реконструкции помещений для размещения в них  отделения врача общей практики,

- в один и тот же день – 27.03.2017 - Минздрав Камчатского края получает Техническое задание по реконструкции помещений, а ООО «М» обращается в ПАО Сбербанк России с предложением купить помещения,

- ПАО Сбербанк России, извещенное о заинтересованности Минздрава Камчатского края в предлагаемых к продаже помещениях для обустройства отделения врача общей практики, тем не менее продает их ООО «М», -

свидетельствуют об имеющихся договоренностях Минздрава Камчатского края и ООО «М» о покупке помещений и дальнейшими действиями по использованию этих помещений.

ООО «М» после покупки помещений у ПАО Сбербанк России осуществило следующие действия:

- привлекло ООО «А» для разработки проекта реконструкции помещений под отделение врача общей практики на основании Технического задания, разработанного Поликлиникой № 3, о чем свидетельствует письмо ООО «А» от 13.07.2017 № 45/17 директору ООО «М» Н... (т.1, л.д. 149): «По результатам совещания, проведенного 13.07.2017г. на объекте «Реконструкция помещений в здании по ул. Ларина 3/1 под поликлинику» с участием зам. Председателя Правительства Камчатского края К.. выявлена необходимость выполнения дополнительных работ на объекте по устройству систем: - телефонизация; - охранная сигнализация; - электронная очередь; - компютерные сети. Для разработки проектных решений по данным разделам прошу предоставить технические условия на проектирование»;

- осуществило строительные работы по реконструкции помещений под отделение врача общей практики;

- заказало оценку рыночной стоимости отремонтированного Помещения 2, что подтверждается имеющимся в материалах дела документом «Отчет № 17/035 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости» (далее – Отчет об оценке рыночной стоимости) (т.1, л.д. 48-131), исполнителем которого является Союз «Торгово-промышленная палата Камчатского края». Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости: дата оценки - 15 октября 2017 г., дата составления отчета – 23 октября 2017 г., на дату определения стоимости 15 октября 2017 г. рыночная стоимость оцениваемого имущества, с учетом НДС, округленно составляет 45 558 197 рублей.

Осуществление действий по приобретению указанного недвижимого имущества, а также осуществление ремонтных работ под нужды медицинского учреждения свидетельствует о наличии соглашения между ООО «М» и лицом, наделенным полномочиями по распоряжению бюджетными средствами (в данном случае Минздравом Камчатского края).

 

В пункте 1.3 Государственного контракта указано, что приобретаемые объекты недвижимого имущества принадлежат продавцу (ООО «У») на праве собственности на основании Договора купли-продажи недвижимости нежилого назначения от 21.10.2017 № 2710/2017.

Следовательно, ООО «М» на основании вышеуказанного договора продало 21.10.2017 рассматриваемые объекты недвижимого имущества ООО «У».

В соответствии с истребованными Определением от 03.12.2019 № 3682/05 сведениями о лице, осуществлявшем (реконструкцию) ремонт помещений по ул. Ларина 3/1 под поликлинику, ООО «М» в письме от 18.12.2019 № 606 сообщило, что оно осуществляло реконструкцию объектов недвижимого имущества на основании договора подряда № 28-10/17 от 28.10.2017, заключенного с ООО «У» (являющимся заказчиком по договору). Согласно договору подрядчик, в соответствии   с заданием Заказчика, обязуется выполнить работы по перепланировке нежилых помещений в здании по ул. Ларина 3/1 (п. 1.1); начало исполнения работ: 28.10.2017, окончание исполнения работ: 20.12.2017 (п. 2.1); цена договора - 26 508 467 руб. (п. 4.1).

Камчатское УФАС России отмечает, что имеющиеся в материалах дела сведения и документы не позволяют однозначно определить период, в который ООО «М» осуществляло реконструкцию недвижимого имущества под поликлинику, поскольку указанная информация, содержащаяся в представленных ответчиком документах, противоречит друг другу:

- согласно договору подряда № 28-10/17 от 28.10.2017 с ООО «У» работы должны быть выполнены в период с 28.10.2017 по 20.12.2017;

- согласно Отчету об оценке рыночной стоимости отремонтированные помещения приняты к оценке 15.10.2017.

 

ООО «У» после приобретения ООО «М» помещений у ПАО Сбербанк России осуществило действия:

- приобрело указанные помещения у ООО «М» на основании договора купли-продажи от 21.10.2017,

- направило Поликлинике № 3 письмо от 11.12.2017 № 867 с предложением приобрести нежилые помещения, указав в письме: «Стоимость помещений составляет: помещение № 1 – 1 482 890,00 руб., помещение № 2 – 45 58 197,00 руб. [видимо, в тексте допущена опечатка: должно быть 45 558 197,00 руб.].

Итого стоимость нежилых помещений составляет 47 041 087 руб.

Стоимость нежилых помещений определена специалистами Торгово-промышленной палаты Камчатского края в соответствующих отчетах о рыночной стоимости объектов недвижимости»;

- заключило Государственный контракт от 22.12.2017 с Поликлиникой № 3.

 

Минздрав Камчатского края после приобретения ООО «М» помещений у ПАО Сбербанк России осуществил действия, направленные на внесение изменений в Инвестиционную программу, в целях увеличения объема бюджетных ассигнований до размера 47 041 087 рублей, обозначенного в предложении ООО «У» о продаже имущества:

- письмом от 22.11.2017 № 21.04/11066 на имя министра экономического развития и торговли Камчатского края Кор.....направил предложения по оптимизации утвержденных ассигнований на 2017 год в рамках реализации мероприятий Инвестиционной программы Камчатского края, в частности, предложил:

 увеличить ассигнования по объекту «Приобретение нежилых помещений в собственность Камчатского края для передачи в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 3» с 15 000 000,00 рублей до 47 041 087,00 рублей, т.е. на 32 041 087,00 рублей,

 уменьшить ассигнования по объекту «Строительство Камчатской краевой больницы (корректировка проекта) с 291 300 000,00 рублей до 55 699 500,00 рублей, т.е. на 235 600 500,00 рублей (т.1, л.д. 180-181);

-  направил письмо от 23.11.2017 № 21.08/11086 в тот же адрес, в котором  указал: «В микрорайоне Северо-Восток имеется помещение по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина 3/1, отвечающее требованиям СанПиНа и пригодное для создания дополнительных площадей медицинского учреждения.

В Инвестиционной программе Камчатского края на приобретение нежилых помещений в собственность Камчатского края для передачи в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 3 частично предусмотрены ассигнования в объеме 15 млн. рублей.

Общая стоимость объекта составляет 47041087 рублей. Таким образом дополнительно необходимо изыскать 32041087 рублей.

До конца года останутся не освоенными в полном объеме ассигнования по объекту «Строительство Камчатской краевой больницы. С учетом важности приобретаемого объекта, просим согласовать перераспределение бюджетных средств в объеме 32041087 рублей с вышеуказанного объекта на приобретение нежилых помещений в собственность Камчатского края для передачи в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 3» (т.1, л.д. 234).

Таким образом, Минздрав Камчатского края обратился 23.11.2017 в Министерство экономического развития и торговли Камчатского края с предложением увеличения ассигнований по объекту «Приобретение нежилых помещений в собственность Камчатского края для передачи в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 3» до размера 47 041 087,00 рублей еще до получения Поликлиникой № 3 предложения от 11.12.2017 о приобретении нежилых помещений по стоимости 47 041 087,00 рублей, что свидетельствует о наличии соглашения между Минздравом Камчатского края и хозяйствующими субъектами, нацеленного на приобретение конкретного здания.

При рассмотрении дела 19.12.2019 представители Минздрава Камчатского края пояснили об отсутствии правовой возможности приобретения помещений, не подготовленных для эксплуатации медицинскими учреждениями, с последующим проведением конкурентных процедур по их реконструкции, поскольку существующим порядком субсидирования осуществления капитальных вложений в целях приобретения в собственность Камчатского края недвижимого имущества предусмотрено только приобретение объектов, которые должны быть введены в эксплуатацию сразу после их приобретения.

Камчатское УФАС России Определением от 23.12.2019 № 3834/05 запросило у Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края информацию:

- имелись ли какие-либо препятствия у Минздрава, являющегося в рамках Инвестиционной программы государственным заказчиком, приобрести в собственность Камчатского края недвижимое нежилое имущество по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ларина, 3/1, не подготовленное для немедленного ввода в эксплуатацию, и в последующем направить предложения о включении в Инвестиционную программу работ по реконструкции (капитальному ремонту) указанного объекта.

Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края в письме от 30.12.2019 № 06/ВД/3045-01-05 (т.2, л.д. 253) сообщило об отсутствии информации о таких препятствиях.

Заключение и реализация Соглашения, направленное на уход от конкурентных процедур для выполнения строительных работ по реконструкции (капитальному ремонту) объекта недвижимого имущества под отделение врача общей практики, подтверждается также следующими обстоятельствами, установленными Камчатским УФАС России.

Государственный контракт заключен способом закупки у единственного поставщика в отсутствие совокупности условий, обязательной при заключении контракта на основании пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае  заключения контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В соответствии с запросом Камчатского УФАС России от 02.12.2019 № 3685/06 на имя Председателя Правительства Камчатского края (т.2, л.д. 119) о действующем порядке приобретения объектов недвижимого имущества в собственность Камчатского края, утвержденном высшим исполнительным органом Камчатского края, и о решении о предоставлении в 2017 году субсидии на осуществление капитальных вложений в целях приобретения в собственность Камчатского края недвижимого имущества по адресу: ул. Ларина, д. 3/1, г. Петропавловск-Камчатский, для передачи в оперативное управление ГБУЗ Камчатского края «Петропавловск-Камчатская поликлиника № 3», был получен ответ от 13.12.2019 № 06/ВД/2900-01-05 от Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края (далее – Минимущество Камчатского края), подготовленный по поручению Председателя Правительства Камчатского края (т.2, л.д. 186).

Минимущество Камчатского края сообщило, что процедура приобретения объектов в собственность Камчатского края регламентируется Законом Камчатского края от 16.12.2009 № 378 «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Камчатского края» (статья 13),  постановлением Правительства Камчатского края от 24.10.2012  № 489-П  «Об утверждении Положения о формировании и реализации инвестиционной программы Камчатского края» (далее – Постановление № 489-П), а также принятыми в его исполнение постановлениями Правительства Камчатского края об утверждении инвестиционной программы Камчатского края на соответствующий период.

Из информации, содержащейся в вышеуказанном письме Минимущества Камчатского края, подтвержденной документами, имеющимися в материалах дела, следует, что объект «Приобретение нежилых помещений в собственность Камчатского края для передачи в оперативное управление государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края «Петропавловск-Камчатская городская поликлиника № 3» (далее – Объект инвестиций; Мероприятие) в сумме 15 000,00 тыс. рублей  был внесен  в инвестиционную программу Камчатского края на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов и прогнозный период 2020-2021 годов (далее – Инвестиционная программа) Постановлением Правительства Камчатского края от 22.09.2017 № 393-П во исполнение п. 4 протокола № 3 заседания Бюджетной комиссии при Правительстве Камчатского края  под председательством Первого вице-губернатора Камчатского края У..... от 13.09.2017.

Минздравом Камчатского края уведомление о бюджетных ассигнованиях от 04.10.2017 №. 1273 на сумму 15 000,00 тыс. руб. направлено в Поликлинику № 3.

Постановлением Правительства Камчатского края от 04.12.2017 внесены изменения в Инвестиционную программу в части увеличения ассигнований до 47 041,087 тыс. руб. на реализацию Мероприятия. Данные ассигнования на реализацию Мероприятия были утверждены в Законе Камчатского края от 20.12.2017 № 176 «О внесении изменений в Закон Камчатского края «О краевом бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Минздравом Камчатского края уведомление о бюджетных ассигнованиях от 05.12.2017 № 1689 на сумму 32 041,087 тыс. руб. направлено в Поликлинику № 3.

22.12.2017 Поликлиника № 3 направила заявку на финансирование в Минздрав Камчатского края, на основании которой Минздрав Камчатского края 25.12.2017 осуществил финансирование в запрашиваемом объеме (платежное поручение от 25.12.2017 № 67963).

22.12.2017 заключен Государственный контракт.

Таким образом, Государственный контракт был заключен в соответствии с решением о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в целях приобретения нежилых помещений в собственность Камчатского края.

 

Вместе с тем, Положением о формировании и реализации инвестиционной программы Камчатского края, утвержденной Постановлением № 489-П (в редакциях от 08.08.2016 и от 25.09.2017), установлен порядок реализации Инвестиционной программы в отношении объектов Инвестиционной программы государственной собственности Камчатского края посредством предоставления субсидий.

Согласно пункту 6.2 Положения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между исполнительным органом государственной власти Камчатского края, предоставляющим субсидию, и краевым государственным бюджетным и краевым государственным автономным учреждением, государственным унитарным предприятием Камчатского края (далее – соглашение о предоставлении субсидии).

Камчатское УФАС России Определением от 14.01.2020 № 39/05 истребовало у Минздрава Камчатского края соглашение о предоставлении субсидии Поликлинике № 3 на приобретение объектов недвижимого имущества.

Минздрав Камчатского края письмом от 21.01.2020 № 21.21/577 представил копии Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на реализацию ивестиционных мероприятий от 04.10.2017 (т.2, л.д. 278-280) и Дополнительное соглашение от 05.12.2017 к соглашению от 04.10.2017 (т.2, л.д. 275). Указанные документы не подписаны Поликлиникой № 3, в связи с чем соглашение о предоставлении субсидии не считается заключенным.

Таким образом, Минздрав Камчатского края при предоставлении субсидии Поликлинике № 3 на реализацию Мероприятия Инвестиционной программы нарушил порядок, установленный Постановлением № 489-П.

Анализ совокупности документов и информации, имеющихся в материалах дела № 21-05/12-18А, свидетельствует о заключении и реализации Минздравом Камчатского края, ООО «М и ООО «У» устного антиконкурентного соглашения, направленного на приобретение помещений отделения врача общей практики без проведения конкурентных процедур, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий.

Фактические действия ответчиков по реализации Соглашения подтверждаются следующими обстоятельствами:

- фактическое осуществление ответчиками действий, направленных на заключение Государственного контракта, после получения предложения ПАО Сбербанк России о продаже подходящих помещений,

- отсутствие экономического обоснования действий ответчика ООО «М» по проведению работ по капитальному ремонту недвижимого имущества под отделение врача общей практики,

- отсутствие экономического обоснования действий ООО «У» по приобретению у ООО «М» недвижимого имущества, предназначенного для осуществления медицинской деятельности,

- заключение Государственного контракта в отсутствие соглашения о предоставлении субсидии Поликлинике № 3,

- осуществление реконструкции объектов недвижимого имущества по Техническому заданию, подготовленному Поликлиникой № 3 по поручению Минздрава Камчатского края, до принятия соответствующего решения, предусмотренного пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Отмеченные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о намеренном поведении Минздрава Камчатского края, ООО «М», ООО «У» для достижения заранее оговоренной ответчиками цели ухода от конкурентных процедур для выполнения работ по реконструкции (капитальному ремонту) объекта недвижимого имущества под отделение врача общей практики, подтверждают наличие причинно-следственной связи между указанными действиями, а равно заведомовую осведомленность о будущих действиях друг друга и взаимную обусловленность указанных действий.

 

Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности,  к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или в нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

 

Совокупность установленных фактов позволяет прийти к выводу, что действия Министерства здравоохранения Камчатского края, ООО «М» и ООО «У», выразившиеся в заключении и реализации устного соглашения, направленного на приобретение помещений отделения врача общей практики без проведения конкурентных процедур, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий, нарушают пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

 

Доводы Минздрава Камчатского края об отсутствии нарушения требований Закона о контрактной системе при заключении Государственного контракта, а также об отсутствии лиц, имевших возможность конкурировать за покупателя, опровергаются установленными Камчатским УФАС России обстоятельствами.

Довод Минздрава Камчатского края о том, в Техническом задании, разработанном Поликлиникой № 3, не идет речь о конкретном здании по ул. Ларина, опровергается материалами дела: письмом Поликлиники № 3 от 27.03.2017 № 0562 в адрес Минздрава Камчатского края о направлении Технического задания (т.1, л.д. 199-207).

Довод Минздрава Камчатского края о том, что не являясь участником спорной закупки, он не может быть ответчиком по данному делу, Комиссия считает не состоятельным, поскольку рассматривала и оценивала целенаправленные действия ответчиков по приобретению помещений отделения врача общей практики без проведения конкурентных процедур, в результате которых стало возможным заключение Государственного контракта.

При этом являющаяся заказчиком по Государственному контракту Поликлиника № 3 не обладает необходимыми полномочиями для самостоятельного осуществления данной имущественной сделки, в отличие от Минздрава Камчатского края.

Минздрав Камчатского края, согласно пункту 2.2. Положения о Министерстве здравоохранения Камчатского края (утверждено Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 414-П), осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных краевых государственных учреждений и контроль за их деятельностью в соответствии с их уставными задачами, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из краевого бюджета (подпункт 8),

- создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан (подпункт 12),

- осуществляет подготовку бюджетной заявки на соответствующий финансовый год и внесение предложений по формированию расходов краевого бюджета в части исполнения полномочий в сфере здравоохранения (подпункт 40),

- осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий (подпункт 41),

- осуществляет финансирование деятельности подведомственных краевых государственных учреждений, а также государственных программ Камчатского края и мероприятий в сфере охраны здоровья граждан (подпункт 42).

Поликлиника № 3, учредителем которой является Минздрав Камчатского края, являясь подведомственным Минздраву Камчатского края учреждением, выполняла указания (поручения) своего учредителя и согласовывала с ним свои действия в рамках мероприятий, направленных на заключение Государственного контракта.

Вышеуказанное подтверждается имеющимися в материалах дела документами: письмом Поликлиники № 3 от 27.03.2017 № 0562 в адрес Минздрава Камчатского края о направлении Технического задания (т.1, л.д. 199-207); письмом Поликлиники № 3 от 10.11.2017 № 1968 в адрес Минздрава Камчатского края и Минимущества Камчатского края о даче рекомендаций по вопросу приобретения части помещений и перечню необходимых документов в связи с поступлением уведомления № 1273 от 04.10.2017 о выделении ассигнований          в сумме 15 000 000 рублей на приобретение  части помещений по у. Ларина, 3/1 (т.1, л.д. 197).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Министерства здравоохранения Камчатского края, ООО «М» и ООО «У», выразившихся в заключении и реализации устного соглашения, направленного на приобретение помещений отделения врача общей практики, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке строительных работ по реконструкции и ремонту зданий, нарушение  пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны