Решение №1289/05 рассмотрена жалоба ООО «АктивПроект» на действия АО «Южные э... от 23 апреля 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение
по делу № 21-05/37-19Ж
«23» апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» (далее – Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии Кодерле И.В.– заместитель руководителя – начальник отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю,
Члены Комиссии:
Муравкина Ю.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю;
Иванкова Н.А. – главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы УФАС России по Камчатскому краю.
В отсутствии заявителя ООО «АктивПроект»;
В присутствии АО «ЮЭСК» Спицкая Я.В.– представитель по доверенности (доверенность №ЮЭСК-18-18-19/30 от 01.01.2019, сроком до 31.12.2019),
рассмотрев жалобу ООО «АктивПроект» на действия АО «Южные электрические сети»» по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности зданий ДЭС» (№31907695714), установленным статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
16 апреля 2019 года в УФАС России по Камчатскому краю поступила жалоба ООО «АктивПроект» на действия АО «Южные электрические сети Камчатки» по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности зданий ДЭС» (№31907695714).
Основные доводы жалобы заключаются в том, что закупочная документация составлена в нарушение нормам действующего законодательства.
В ходе поступления жалобы, Камчатское УФАС назначило рассмотрение дела №21-05/37-19Ж на 22 апреля 2019 в 16 часов 30 минут, предварительно уведомив по электронной почте стороны участвующие в деле.
22 апреля 2019 года состоялось рассмотрение дела №21-05/37-19Ж.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках или Закона N 223-ФЗ) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО (далее - Положение о закупках).
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.
Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия УФАС России установила следующее.
28.03.2019 на официальном сайте в сети «Интернет» http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении закупки.
Дата и время окончания подачи заявок: 16.04.2019, дата подведения итогов – 30.04.2019.
Документация о закупке запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на проведение экспертизы промышленной безопасности зданий ДЭС содержит основные сведения о предмете, способе и иных ключевых условиях проводимой закупки.
В Приложении 3 раздела 10 Документации о закупке установлены требования к участникам закупки. В частности подраздел 10.2 установлены специальные требования к участникам, перечень документов, подтверждающих соответствие участника установленным специальным требованиям указан в Технических требованиях заказчика.
Согласно п. 5.2.2 Технических требований Участник должен иметь в штате не менее трех аттестованных экспертов первой или второй категории, в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» на выполнение работ по экспертизе промышленной безопасности опасных производственных объектов, где используется (оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115 С; стационарно установленные грузоподъёмные механизмы), с правом выполнения расчетов остаточного ресурса в областях аттестации, указанных в таблице 1.
Таблица 1:
№п/п |
Наименование опасных производственных объектов (далее – ОПО) (категории ОПО) |
Объект экспертизы
|
|
Технические устройства, применяемые на ОПО (ТУ) |
Здания и сооружения |
||
12. |
Опасные производственные объекты тепло – и электроэнергетики, другие опасные производственные объекты, использующие оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115 С (категории ОПО 1, 2, 3,6) |
Э12ТУ |
Э12ЗС |
14.4 |
Опасные производственные объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (категории ОПО 3) |
Э14.4ТУ |
Э14.4 ЗС |
ПП. Б п. 4.9.6 закупочной документации по результатам рассмотрения заявок (проведения отборной стадии) Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки участников требованиям Документации о закупке.
Таким образом, в случае отсутствия в штате Участника закупочной процедуры аттестованных экспертов первой или второй категории, с правом выполнения расчетов остаточного ресурса такого участника будет отклонена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности», утверждено Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности от 28.05.2015 N 509 (вступило в силу 09.06.2015).
Согласно пункту 16 Положения эксперту в области промышленной безопасности, категориями эксперта в области промышленной безопасности признаются:
- эксперт в области промышленной безопасности первой категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов I, II, III и IV классов опасности;
- эксперт в области промышленной безопасности второй категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов II, III и IV классов опасности;
- эксперт в области промышленной безопасности третьей категории с правом проведения экспертизы в отношении опасных производственных объектов III и IV классов опасности.
АО «Южные электрические сети Камчатки» имеют III класс опасности, что в свою очередь подтверждает Дальневосточное управление Ростехнадзора (сайт http://dvost.gosnadzor.ru/).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» предусмотрено проведение экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах III класса опасности экспертами имеющими первую, вторую или третью категорию.
Таким образом, пункт 5.2.2 Технических требований (приложение 1 к Документации о закупке) нарушает требования Постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности».
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения Федерального закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
В силу пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Приложении 2 к настоящему Закону, на четыре класса опасности:
I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;
II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;
III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;
IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре (пункт 4 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
Иных категорий опасного производственного объекта не установлено.
Соответственно пункт 5.2.2 Технических требований (приложение 1 к Документации о закупке), а именно таблица 1 не может содержать сведения о шестой категории опасности производственного объекта, ввиду ее отсутствия.
Положениями таблицы 1 установлено, что эксперты должны иметь области аттестации Э12ТУ, Э14.4ТУ. При этом пункт 12 перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности утвержденными Ростехнадзором от 09.09.2015 №355 «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности» область аттестации Э12ТУ необходима при экспертизе промышленной безопасности производственных объектов тепло – и электроэнергетики, других опасных производственных объектов, использующих оборудование, работающее под давлением более 0,07 Мпа или при температуре нагрева воды более 115С.
В соответствии с п.14.4 перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности утвержденным приказом Ростехнадзора от 09.09.2015 №355 «Об утверждении перечня областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности» область аттестации Э1414ТУ необходима при экспертизе Опасных производственных объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
В Техническое задание не входит экспертиза промышленной безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением, а также экспертиза промышленной безопасности объектов, на которых используется стационарно установленные грузоподъемные механизмы.
В состав работ, выполняемых подрядчиком, входит только экспертиза строительных конструкций зданий ДЭС-8, ДЭС-10 без оборудования и грузоподъемных механизмов (п.4.1.1 ТЗ: обследование несущих конструкций здания и конструкций временного усиления; п.4.1.3 ТЗ: работы по вскрытию полов, чердачных перекрытий, заделанных в стены опорных узлов балок с последующим восстановлением элементов, п.4.1.4 ТЗ: прочностные свойства несущих ограждающих конструкции здания и конструкций временного усиления, включая отвод образцов).
Как следует из положений Технического задания экспертизе подлежат только строительные конструкции зданий ДЭС 8, ДЭС-10. Кроме того, результатом работ в соответствии с положениями Технического задания является Результат обследования зданий и конструкций временного усиления.
В связи с этим, в данном случае, для выполнения работ, являющихся предметом закупочной процедуры экспертам необходимо иметь аттестацию в области здания и сооружения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик при формировании закупочной документации допустил ряд нарушений, а именно:
- Техническое задание незаконно устанавливает обязательное требование к Участникам закупки о наличии в штате экспертов имеющих только первую и вторую категории аттестации;
- положениями Технического задания неверно установлены классы опасности опасных производственных объектов;
- положениями Технического задания необоснованно установлено требование к аттестации экспертов.
Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС признает, что Техническое задание противоречит требованиям утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» и Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Руководствуясь частью 20 статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «АктивПроект» на действия АО «Южные электрические сети» по проведению открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора «Экспертиза промышленной безопасности зданий ДЭС» (№31907695714), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 5.2.2 Технических требований Заказчика (Приложение 1 к Документации о закупке), требованиям утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 №509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности» и Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», выразившихся в незаконном установлении обязательных требований к Участникам закупки о наличии в штате экспертов имеющих только первую и вторую категории аттестации; неверном установлении класса опасности опасных производственных объектов; необоснованном установлении требований к аттестации экспертов.
3. Выдать Заказчику – АО «Южные электрические сети» предписание об устранении нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Камчатского края в течении трех месяцев со дня вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Кодерле
Члены Комиссия Ю.А. Муравкина
Н.А. Иванкова