Решение №2438/05 без аннотации от 26 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – врио руководителя управления .,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела правового обеспечения и рекламы.,

специалиста 1 разряда отдела правового обеспечения и рекламы .,

в присутствии представителей:

 - заказчика – публичного акционерного общества «Камчатскэнерго» (далее – ПАО «Камчатскэнерго»): Гавриш С.А. (по доверенности № КЭ-18-18-19/9Д от 01.01.2019),

- заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Зевс» (далее - ООО «Торговый дом Зевс»): Карелиной Е.Г. (по доверенности б/н от 26.05.2020),

рассмотрев в дистанционном формате посредством видео и аудиоконференц связи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу ООО «Торговый дом Зевс» на действия заказчика – ПАО «Камчатскэнерго» по определению поставщика путем проведения запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту № 115300-РЕМ ПРОД-2020-КамчЭн Трансформаторы тока (извещение № 32009406847),

 

УСТАНОВИЛА:

 

ПАО «Камчатскэнерго» проводился запрос предложений в электронной форме участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства по лоту № 115300-РЕМ ПРОД-2020-КамчЭн Трансформаторы тока (извещение № 32009406847) (далее – Закупка); начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 2 507 833,33 рублей. Извещение и документация о Закупке размещены в Единой информационной системе (далее – ЕИС) сфере закупок на сайте www.zakupki.gov 17.08.2020. Срок окончания подачи заявок: 29.08.2020.

Процедура Закупки проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), единым положением о закупке продукции для нужд группы РусГидро (далее – Положение о закупке), документацией о закупке на право заключения договора на поставку трансформаторов тока (далее – документация о Закупке), единой методикой проверки надежности (деловой репутации) и финансового состояния (устойчивости) участников закупочных процедур, проводимых группой «Русгидро» (далее – Методика проверки Русгидро).

В соответствии с протоколом № ПР 1153-1 от 16.09.2020 на участие в Закупке поступило 12 заявок от участников. Закупочной комиссией Заказчика по результатам рассмотрения первых частей заявок, было принято решение признать заявки участников 455789, 455822 удовлетворяющими по существу условиям документации о Закупке и принять их к дальнейшему рассмотрению.

Согласно протоколу № ПР2-1153-2020 от 06.10.2020 рассмотрения вторых частей заявок, Закупочной комиссией Заказчика было принято решение признать заявки участников 455789, 455822 удовлетворяющими по существу условиям документации о Закупке и принять их к дальнейшему рассмотрению.

В соответствии с итоговым протоколом № ПИ-1153-2020 от 07.10.2020 Закупочной комиссией Заказчика победителем Закупки был признано ООО «Остерон».

 

14.10.2020 в Камчатское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом Зевс» (далее – Общество) на действия закупочной комиссии Заказчика по отклонению заявки Общества от дальнейшего рассмотрения.

По мнению Общества, отклонение заявки Общества закупочной комиссией Заказчика в соответствии с пунктом 4.9.5 документации о Закупке не обосновано. Заявка Общества была отклонена заказчиком как не соответствующая документации о Закупке, по причине не предоставления следующих документов:

- участником не предоставлено руководство по эксплуатации предлагаемых трансформаторов Т-0,66, ТЗЛКР-НТЗ-0,66, ТОЛ-СТ-10, ТОЛ-НТЗ-10, ТОЛ-10, ТПЛ-10, что не соответствует пункту 5.2 технических требований, указанных в приложении № 1 к документации о Закупке (далее – Приложение № 1);

-  участником не предоставлены свидетельства об утверждении типа средств измерений на трансформаторы Т-0,66, ТОЛ-СТ-10, ТОЛ-НТЗ-10, ТОЛ-10, ТПЛ-10;

- участником не предоставлен документ (сертификат соответствия/декларация о соответствии), подтверждающий соответствие трансформаторов Т-0,66 ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» (далее – ТР «О безопасности низковольтного оборудования»); ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость технических средств» (далее – ТР «Электромагнитная совместимость технических средств») с обязательным предоставлением документов, на основании которых выдан представленный документ, не соответствует пункту 5.4 Приложения № 1;

- участником не предоставлены декларации соответствия трансформаторов ТОЛ-СТ-10, ТОЛ-НТЗ-10, ТОЛ-10, ТПЛ-10 требованиям ГОСТ 7746-2015 (пункт 6.3.4, раздел 7), с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной, согласно Федеральному закону № 184-ФЗ от 28.11.2018 «О техническом регулировании», испытательной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия, что не соответствует пункту 5.6 Приложения № 1;

- участником не предоставлены копии паспортов на произведенные не ранее 2020 трансформаторы типа Т-0,66, ТЗЛКР-НТЗ-0,66, ТОЛ-СТ-10, ТОЛ-НТЗ-10, ТОЛ-10, ТПЛ-10, что не соответствует пункту 5.7 Приложения № 1.

По мнению Общества, отсутствие у поставщика подтверждающих документов, указанных в документации о Закупке, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Закупки. Поставщик может не являться производителем товара по предмету Запроса предложений, при этом осуществлять поставки соответствующих предмету Закупки товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

 

Заказчик с доводами жалобы не согласился, в письме от 20.10.2020 представил возражения на жалобу, в которых пояснил следующее.

Требование Заказчика по предоставлению руководств по эксплуатации документально подтверждает:

- основные технические характеристики предлагаемого товара;

- климатические исполнения предлагаемого товара;

- сроки службы предлагаемого товара.

Требование Заказчика по предоставлению Свидетельства об утверждении типа средств измерений основано на следующем. Свидетельство об утверждении типа средств измерений, выдается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, которым подтверждается, что средство измерений успешно прошло технические и метрологические испытания, внесено в государственный реестр средств измерений и допущено к применению на территории Российской Федерации.

Требование Заказчика о наличии в составе заявки сертификатов (или деклараций) соответствия требованиям технических регламентов ТР «О безопасности низковольтного оборудования» и ТР «Электромагнитная совместимость технических средств» объясняется следующим. Указанные технические регламенты устанавливают требования по электромагнитной совместимости технических средств, требования к низковольтному оборудованию в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей_ технических средств.

В соответствии с техническими регламентами техническое средство выпускается в обращении на рынке при его соответствии указанным техническим регламентам и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия. Подтверждение соответствия осуществляется в форме сертификации/декларирования. Техническое средство, соответствие которого требованиям технических регламентов не подтверждено – не допускается к выпуску в обращение на рынке.

Требование Заказчика по предоставлению копий паспортов обосновано следующим. Паспорт удостоверяет факт проверки и признания безопасности выпускаемого товара производителем, продукцию которого предлагает участник. Наличие этого документа означает, что производитель предлагаемого товара гарантирует соблюдение установленных нормативных правил в процессе изготовления, консервации и упаковки продукции. В паспорте качества фиксируется подробная информация о характеристиках товара и гарантии изготовителя.

Исключение указанных выше требований предоставления подтверждающих документов ведет к отсутствию возможности оценить продукцию по техническим характеристикам и возможности применения на объектах Заказчика, что не допустимо.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и возражения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1  Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о Закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом действия (бездействия) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках (или) порядка подготовки и (или) осуществление закупки, содержащегося в подтвержденном и размещенном в ЕИС положении о закупке такого заказчика.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: 1) информационная открытость закупки; 2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; 3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; 4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Исходя из части 6 статьи 3 Закона о закупках, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной Закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке.

Исходя из пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о Закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о Закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

 

В соответствии с пунктом 4.8 Положения о закупке запрос предложений в электронной форме может проводиться только на электронной площадке для неограниченного круга участников. В зависимости от наличия специальных процедур может быть: с проведением или без проведения предварительного отбора (для серии однотипных закупок, объединенных каким-либо классифицирующим признаком); с проведением или без проведения квалификационного отбора. В зависимости от участия в Закупке субъектов МСП может быть: с участием любых лиц или с участием только субъектов МСП (с соблюдением норм, специально установленных законодательством Российской Федерации).

На основании пункта 6.3.7 Положения о закупке требования к участникам не должны накладывать на конкурентную борьбу излишние (необоснованные) ограничения, в том числе ограничения допуска к участию в Закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам.

Согласно пункту 7.6.14 Положения о закупке определение победителя осуществляется в порядке, аналогичном предусмотренному пунктом 7.2.14 настоящего Положения, с учетом того, что победителем запроса предложений признается участник, заявка на участие в Закупке которого, с учетом результатов переторжки, в соответствии с критериями, определенными в документации о Закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о Закупке и содержит лучшие условия поставки продукции.

Исходя из пункта 7.2.14.1 Положения о закупке победителем конкурса признается участник, заявка на участие в Закупке которого соответствует требованиям, установленным документацией о Закупке, и заявка которого по результатам сопоставления заявок, с учетом результатов переторжки, на основании указанных в документации о Закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

 

В соответствии с пунктом 4.5.5 документации о Закупке описание продукции должно быть подготовлено участником в соответствии с требованиями пункта 1.2.14. При описании продукции участник обязан подтвердить соответствие поставляемой продукции требованиям документации о Закупке в отношении всех показателей, которые в ней установлены. При этом должны указываться точные и не допускающие двусмысленного толкования показатели. В случае, если в Приложении №1 Заказчиком указаны товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара или наименование производителя, сопровождаемые словами «или эквивалент», и участником предлагается продукция, являющаяся эквивалентной указанной в требованиях Заказчика, участник при описании продукции обязан подтвердить соответствие предлагаемой продукции показателям эквивалентности, установленным в Приложении № 1 Заказчика. При описании продукции участник должен использовать общеизвестные (стандартные) показатели, термины и сокращения в соответствии с законодательством РФ и Техническими требованиями Заказчика. В случае нарушения участником требований к описанию продукции, установленных настоящим подразделом, Организатор вправе отклонить заявку такого участника от дальнейшего участия в закупке.

Исходя из пункта 4.9 документации о Закупке в рамках рассмотрения первых частей заявок осуществляется проверка каждой заявки на предмет соответствия отборочным критериям, установленным в разделе 12 (Приложение № 5 – Отборочные критерии рассмотрения заявок). Рассмотрение первых частей заявок проводится на основании представленных в таких частях документов и сведений. Участники не вправе каким-либо способом влиять, участвовать или присутствовать при рассмотрении любых частей заявки, а также вступать в контакты с лицами, выполняющими экспертизу заявок. Любые попытки участника предложить работнику Организатора, Заказчика, члену закупочной комиссии вознаграждение в любой форме: работу, услугу, какую-либо ценность в качестве стимула, который может повлиять на решение закупочной комиссии при рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок, а также оказание давления на лиц, привлеченных Организатором к экспертизе заявок, служат основанием для отклонения заявки такого Участника от дальнейшего участия в закупке (на любом из этапов закупки).

По результатам рассмотрения первых частей заявок Закупочная комиссия отклоняет несоответствующие заявки по следующим основаниям:

          • несоответствие первой части заявки по составу, содержанию и правильности оформления требованиям документации о Закупке, в том числе наличие недостоверных сведений или намеренно искаженной информации или документов;
          • несоответствие предлагаемой продукции требованиям документации о Закупке, в том числе порядка описания такой продукции;
          • несоответствие предлагаемых договорных условий требованиям документации о Закупке;
          • наличие в документах первой части заявки сведений об участнике и/или о его ценовом предложении.

В соответствии с пунктом 4.19.2 документации о Закупке победителем закупки признается Участник, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям настоящей документации о Закупке и содержит лучшие условия исполнения договора на основании установленных критериев оценки, занявший 1 (первое) место в ранжировке заявок.

 

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 1 к документации о Закупке участникам Закупки предъявляются следующие требования:

- Участник Закупки должен прописать и подтвердить в техническом предложении выполнение пунктов 1, 2, 3, 4 технических требований Заказчика. Отсутствие данной информации является причиной для отклонения заявки участника;

 - Участник должен представить руководства по эксплуатации трансформаторов. Отсутствие данной информации является причиной для отклонения заявки участника.

-  Участник должен представить свидетельство об утверждении типа средств измерений с приложением к свидетельству описания типа средств измерений. Отсутствие данной информации является причиной для отклонения заявки участника;

- Участник должен представить документ (сертификат соответствия/декларация о соответствии), подтверждающий соответствие трансформаторов Т-0,66 требованиям ТР «О безопасности низковольтного оборудования», ТР «Электромагнитная совместимость технических средств» с обязательным предоставлением документов на основании которых выдан представленный документ;

- Участник должен представить декларацию соответствия требованиям ГОСТ 7746-2015 (п. 6.3.4; разд. 7), с приложением протоколов исследований (испытаний), проведенных в аккредитованной, согласно Федерального закона № 184-ФЗ, испытательной лаборатории и других документов, на основании которых были выданы декларации соответствия на трансформаторы ТЛМ, ТОЛ, ТПЛ. Отсутствие данной информации является причиной для отклонения заявки участника;

- Участник должен предоставить копию паспорта на произведенные не ранее 2020 трансформаторы (обязательное требование Заказчика);

- Участник, не являющийся производителем, должен предоставить подтверждение завода-изготовителя о предоставлении права участнику непосредственного представления интересов завода-изготовителя в данной закупочной процедуре (обязательное требование Заказчика). Отсутствие данной информации является причиной для отклонения заявки Участника.

- Участник должен иметь опыт поставки трансформаторов тока (не менее трех договоров) за последние 3 (три) года, предшествующие дате подачи заявок Участников на участие в настоящей закупочной процедуре. При этом учитываются только выполненные Участником договоры.

Соответствие установленному требованию подтверждается путем представления участниками Закупки в составе заявки сведений о ранее выполненных договорах по форме «Справки об опыте Участника», приведенной документации о Закупке, с представлением сканов-копий договоров, с приложением документов, предусмотренных требованиями договора, подтверждающих факт его исполнения, ТОРГ-12 или УПД, подписанных с обеих сторон (обязательное требование Заказчика).

 

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.07.2017 по делу А40-3315/2016, Закон о Закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам Закупки. В связи с чем, Заказчикам предоставлено право сформировать свою систему Закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам Закупки, с учетом требований законодательства Российской Федерации и закрепленных в Законе о закупках принципов осуществления Закупок. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества, надежности.

Следовательно, закон о Закупках не обязывает Заказчиков допускать к участию всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

Комиссия установила, что для участия в Закупке поступило 12 заявок, только 1 участник не предоставил ни одного из требуемых документов. 8 участников предоставили неполный пакет документов и 3 заявки содержали полный пакет документов, но к участию в Закупке было допущено 2 заявки по причине несоответствия документации третьего участника требованиям. Таким образом, Заказчиком были отобраны поставщики, товары которых более всего соответствовали его требованиям. Установленные Заказчиком требования к участникам процедуры не являются непреодолимыми для неопределенного круга потенциальных участников Закупки, а действия Заказчика не направлены на ограничение количества участников Закупки.

Поскольку требования документации о Закупке в равной мере применимы ко всем участникам Закупки, заранее раскрыты участникам Закупки, подаче заявок на участие в Закупке не препятствуют, не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанных с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика, установлены Заказчиком в целях исключения риска поставки некачественного товара, являются оправданными, обеспечивают баланс интересов Заказчика и участника Закупки при конкурентном отборе контрагентов.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Общество, подавая заявку на участие в Закупке, предоставило неполный пакет документов, что не соответствует условиям пункта 4.9.5 документации о Закупке.

Следовательно, Закупочная комиссия Заказчика приняла обоснованное решение о признании заявки Общества несоответствующей условиям документации о Закупке.

 

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Торговый дом Зевс» на действия ПАО «Камчатскэнерго» по определению поставщика путем запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку трансформаторов тока необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны