Решение б/н Необоснованная от 20 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «15» января 2021 года

В полном объеме решение изготовлено «20» января 2021 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Комиссия Камчатского УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе:

председателя Комиссии – руководителя управления

членов Комиссии:

начальника отдела антимонопольного контроля и закупок

главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок

главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок

 

 

 

в присутствии представителей:

заявителя – акционерного общества «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмтот-Якутск» (далее – Заявитель; Дирекция):

заказчика – акционерного общества «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (далее – Заказчик):

рассмотрев посредством видеоконференцсвязи в соответствии с частями 16, 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции жалобу Дирекции на действия закупочной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения запроса коммерческих условий по закупке «0164/2020 Оказание услуг по выполнению функций Технического заказчика при реализации проекта строительства Объекта «Развитие аэропортового комплекса Петропавловск-Камчатский (Елизово). Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (далее – Оказание услуг технического заказчика) (извещение № 32008956604),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем проведения запроса коммерческих условий на Оказание услуг технического заказчика (закупка № 32008956604) (далее – Закупка); начальная максимальная цена контракта установлена в размере 230 000 000 руб.

Закупка осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положением «О закупках товаров (работ, услуг)», утвержденным генеральным директором АО УК «Аэропорты Регионов»  (далее – Положение), документацией о Закупке.

 

31.12.2020 в Управление федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее – Камчатское УФАС России) поступила жалоба Дирекции на действия закупочной комиссии Заказчика.

По мнению Заявителя, указание в протоколе рассмотрения заявок на участие в запросе коммерческих условий № 0164/2020/5 от 21.12.2020 (далее – Протокол) информации о присвоении баллов победителю без обоснования принятия такого решения, отсутствие в нем информации о присвоении баллов остальным участникам Закупки, а также отсутствие критериев и порядка расчетов баллов участникам Закупки не соответствует принципам открытости и прозрачности при подведении итогов Закупки, и нарушает права и законные интересы Заявителя.

 

Заказчик в письме от 14.01.2021 № МАПКЕ-02/0047 с доводами жалобы не согласился и пояснил следующее.  

В документации и извещении о проведении Закупки указан способ ее проведения – запрос коммерческих условий.

Согласно Положению, запрос коммерческих условий является неконкурентной закупкой.

Закон о закупках не содержит положений, определяющих порядок проведения закупок, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

Таким образом, Закупка проведена и Протокол составлен в соответствии с Положением.

 

Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и пояснения Заказчика, Комиссия Камчатского УФАС России приходит к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Исходя из части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

На основании пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований указанного Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

На основании части 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.05.2014 № ВАС-5634/14, требования статьи 18.1 Закона о защите конкуренции распространяются на все закупочные процедуры (торги).

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи, в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Закон о закупках не определяет порядок закупки товаров, работ, услуг, а устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 данного Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны исходить из принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений данного Федерального закона.

Частью 3.2 статьи 3 Закона о закупках установлено, что неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 данной статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

 

Пунктом 1 Положения установлено, что оно регламентирует порядок закупки товаров (работ, услуг) для нужд организаций, присоединившихся к данному Положению (выписка из протокола заседания Совета директоров АО «МАПК(Е)» №13/18 от 28.12.2018).

Пунктом 2 Положения установлены общие принципы и основные положения закупки товаров (работ, услуг) в том числе порядок осуществления закупок, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также связанные с обеспечением закупки положения, более детально процедура закупки и подведения ее итогов излагается в документации о конкретной закупке, составляемой на основании типовых документов, которая утверждается Председателем закупочной комиссии или уполномоченным лицом.

Пунктами 4.2.1 и 4.3 Положения предусмотрен неконкурентный способ осуществления закупок – запрос коммерческих условий, который применяется в случаях, когда точная спецификация продукции неизвестна, при закупке уникальной продукции, при закупке без ограничений суммы.     

На основании пункта 5 Положения работа закупочной комиссии осуществляется на ее заседаниях в порядке, установленным данным Положением и выражается в принятии решений о допуске (отказе в допуске) лиц в качестве участников закупки товаров, выполнении работ, оказании услуг и определении победителя по результатам закупки.

Работа закупочной комиссии Заказчика при запросе коммерческих условий регулируется пунктом 14 Положения.

В соответствии с данным пунктом в день, указанный в документации о закупке, закупочная комиссия рассматривает заявки потенциальных участников закупки на предмет соответствия требованиям, определенным в документации о закупке, и принимает решение о допуске или не допуске их к закупке; принимает решение о заключении договора с тем поставщиком, предложение которого наиболее полно удовлетворяет потребностям заказчика; по результатам проведения запроса коммерческих условий составляется протокол, который подписывается всеми членами закупочной комиссии.    

 

Согласно пункту 4 информационной карты документации о Закупке предметом закупки является оказание услуг по выполнению функций Технического заказчика при реализации проекта строительства Объекта «Развитие аэропортового комплекса Петропавловск-Камчатский (Елизово). Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово)».

Пунктом 14 информационной карты документации о Закупке установлены требования к участникам Закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 15 информационной карты документации о Закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке.

Пунктом 22 информационной карты документации о Закупке определена дата подведения итогов – 21.12.2020.

В соответствии с пунктом 23 информационной карты документации о Закупке первое место присваивается заявке, которая в наибольшей степени удовлетворяет критериям оценки заявок. Второе и последующие места присваивается заявкам, которые в меньшей степени удовлетворяют критериям оценки заявок. По решению Закупочной комиссии может быть выбрано лицо, которому присвоено 2-е место (2-й Победитель), с которым подлежит заключению договор в случае уклонения Победителя (Поставщика) от заключения договора в установленный Извещением срок в обязательном порядке. Отказ «2-го Победителя» от подписания договора влечет за собой признания такого участника уклонившимся от заключения договора.

Документацией о Закупке установлены критерии оценки заявок (цена договора, оценка опыта работы участника Закупки в качестве технического заказчика, включая строительный контроль, в период с 01.01.2017; оценка ключевых специалистов участника Закупки; оценка структуры платежей; оценка деловой репутации участника Закупки, наличие информации о недобросовестности участника Закупки), порядок их оценки и сопоставления.

При этом документацией о Закупке не определены требования к содержанию Протокола.

 

Комиссия Камчатского УАФС России, проанализировав документацию о Закупке и Положение, установила, что Положение содержит информацию о составлении закупочной комиссией Заказчика протокола по результатам проведения запроса коммерческих условий, однако требования к его содержанию Положением не определены.   

Нарушения Положения при составлении Протокола не установлены.

Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Постановлением № 615, Положением, Гражданским Кодексом РФ, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу акционерного общества «Дирекция по строительству железной дороги Беркакит-Томмтот-Якутск» необоснованной.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны