Решение №Решение по делу № 21-05/03-2017Р Решение по делу № 21-05/03-2017Р от 23 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 21-05/03-2017 Р

 

«15» июня 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

 

Комиссия Камчатского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: руководитель Управления Светлова И.А.;

члены Комиссии;

- главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Иванкова Н. А.;

- главный специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Муравкина Ю.А.;

- ведущий специалист – эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Кудлаев А.А.;

рассмотрев дело № 21-05/03-2017 Р по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «» пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО Микрокредитная компания «»:

-представитель по доверенности,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления полномочий по контролю за соблюдением норм Федерального закона «О рекламе» Камчатское УФАС России установило следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатском краю было установлено, что в бесплатной газете Тройка № 16 (1180) 22 апреля 2017 года на страница 1 размещается реклама ООО «Микрокредитная компания «» следующего содержания: «Займы до зарплаты от 5 000 до 20 000 рублей низкая % ставка без залога, поручителей и без комиссий досрочное погашение займа ООО «Микрокредитная компания «» 34-22-77 Св-во № 651403630005993 от 24.11.2014г.выд. ЦБ РФ».

Учредителем бесплатной газеты «Тройка» является ООО «».

  1. мая 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю направило запрос в адрес ООО «» о предоставлении информации о рекламе ООО «Микрокредитная компания «», а именно договоры на размещение рекламы, согласованный макет рекламы, газету «Тройка» № 16 (1180) 22 апреля 2017 года. 19 мая 2017 года ООО «» направило ответ на запрос в котором было представлены следующие документы: газета «Тройка» № 16 (80) от 22 апреля 2017 года; копия агентского договора на реализацию рекламных услуг, копию договора об оказании рекламных услуг, бланк – заказа на размещение рекламного объявления на первой полосе в газете «Тройка» от «01» февраля 2017 года.

Согласно пункта 1.1 Договора об оказании рекламных услуг «Исполнитель» Индивидуальный предприниматель  по поручению «Заказчика» Общества с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «» принимает на себя обязательства по производству и размещению рекламно – информационных материалов в газете «Тройка», а «Заказчик» обязуется принять и оплатить оказанные «Исполнителем» услуги в соответствии с условиями настоящего договора.

Также вышеуказанная реклама размещается на странице 1 в газете «Домашняя.Камчатка» № 16 (689) 29 апреля -6 мая 2017 года.

11 мая 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю направило запрос о предоставлении информации в адрес редакции газеты «Домашняя.Камчатка», а именно необходимо было представить договоры на размещение рекламы, согласованный макет рекламы, газету «Домашняя.Камчатка» № 16 (689) 29 апреля – 6 мая 2017 года.

16 мая 2017 года  директор газеты «Домашняя.Камчатка» направила ответ на запрос в соответствии с которым были представлены газета «Домашняя.Камчатка» № 16 (689) 29 апреля – 6 мая 2017 года, договор.

Договор заключен между ИП  «Исполнитель» и Обществом с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «».

В соответствии с пунктом 1.1. Договора Исполнитель ИП  принимает на себя обязанность по изготовлению и размещению материала в газете: «Домашняя.Камчатка», из расчета цен на газетную площадь, согласно расценкам, действующих на момент заключения договора.

  1. мая 2017 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю направило запрос  в адрес ООО «» о предоставлении информации, а именно необходимо было представить условия предоставления займов до зарплаты (с приложением подтверждающих документов); Устав ООО «». 26 мая 20 года ООО МКК «» направила ответ на запрос в котором были представлены копия условий предоставления, использования и возврата потребительских займов; копия Устава ООО МКК «».
  • МКК «» предоставило Условия предоставления, использования и возврата потребительского займа ООО МКК «» (утв. Решением).

Согласно условий предоставления, использования и возврата потребительского займа ООО МКК «» (утв. Решением) условиями потребительского займа «До зарплаты» является следующее: сумма потребительского займа от 5000 – 20 000 рублей, срок его возврата от 5 до 30 дней, валюта в которых предоставляется потребительский займ - рубли РФ, способ предоставления потребительского займа из кассы кредитора, процентные ставки в процентах годовых – 1,8% в день (657% годовых) проценты за пользование займом начисляются на остаток суммы с момента получения займа до момента фактического возврата займа, комиссия за выдачу и предоставления займа не взимается, периодичность платежей заемщика при возврате потребительского займа, уплате процентов и иных платежей по займу - платеж в конце срока действия займа, способ возврата заемщиком потребительского займа - 1) внесение наличными в кассу займодавца (бесплатный способ) 2) перечисление на расчетный счет займодавца, сроки в течение которых заемщик вправе отказаться от получения потребительского займа – до предоставления суммы из кассы кредитора, ответственность заемщика за ненадлежащее исполнение договора потребительского займа, размеры неустойки (штрафы, пени), порядок ее расчета, а также информация о том, в каких случаях данные санкции могут быть применены20% (процентов) годовых (0,05% в день) от суммы просроченной задолженности за каждый день ненадлежащего исполнения обязательств по договору, займодавец не вправе в одностороннем порядке изменять процентную ставку или порядок ее определение, процентная ставка за пользование займа фиксированная, определяется в процентах годовых и отражена в договоре займа, комиссии за пользование или выдачу займа – отсутствуют, все займы выдаются в рублях РФ, заимодавец оставляет за собой возможность уступки третьим лицам прав (требований) по договору, нет обязанности предоставлять информацию об использовании потребительского займа, так как займы - нецелевые.

  • от 30 мая 2017 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю было возбуждено дело № 21-05/03-2017Р по признакам нарушения пункта 2 части 2, части 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

В качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе было привлечено ООО МКК «».

Рассмотрение дела № 21-05/03-2017Р было назначено на 15 июня 2017 года.

В соответствии с Определением о возбуждении дела № 21-05/03-2017Р от 30 мая 2017 года ООО МКК «» представило копию Свидетельства  выд. ЦБ РФ.

Письменных пояснений от ООО МКК «» в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю не поступало.

15 июня 2017 года на заседании Комиссии Камчатского УФАС России присутствовавший представитель ООО МКК «» устно пояснил, что содержание рекламы предоставления займов формировалось с учетом мнения потребителей и в настоящее время ООО МКК «» предпринимает действия по устранению нарушения законодательства о рекламе.

На заседании Комиссии Камчатского УФАС России представитель ООО МКК «» не представил документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе.

Заслушав пояснения представителя ООО МКК «», изучив имеющиеся в деле материалы, Комиссия антимонопольного органа пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна: умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 2 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 года № 151-ФЗ микрофинансовая организация это юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения, о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

ООО МКК «» включено в государственный реестр микрофинансовых организаций.

  • рекламе «займы до зарплаты» ООО МКК "" указывает такие условия предоставления займа: сумма от 5 000 до 20 000 рублей, низкая % ставка, без залога, без поручителей и без комиссий, досрочное погашение займа.
  • рекламе «займы до зарплаты» отсутствует информация о сроке займа, процентные ставки, периодичность платежей заемщика при возврате потребительского займа, уплате процентов и иных платежей по займу, проценты за ненадлежащее исполнение обязательства по договору.
  • образом, указание в рекламы условий предоставления займа – сумма займа, без залога, без поручителей, без комиссий, досрочное погашение займа, также низкая % ставка без указания размера процентной ставки является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму расходов, которую понесут заемщики при заключении договора займа.

К условиям, влияющим на стоимость займа, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке, платежах и комиссиях по заемным операциям, а также о дополнительных расходах, связанных с получением займа (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Так как указание в рассматриваемой рекламе условий предоставления займа направлено на формирование у потенциального заемщика желания воспользоваться финансовой услугой – предоставление займа, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

  • вышеуказанной рекламе указаны только привлекательные условия предлагаемой финансовой услуги, а именно низкая % ставка без указания размера процентной ставки, без залога, без поручителей, без комиссий, досрочное погашение займа и сумма займа от 5 000 до 20 000 рублей, вместе с тем иные условия, которые позволили бы потребителю в полной мере оценить приемлемость условий предлагаемой услуги в рекламе не указаны.

Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе должны были быть указаны все существенные условия, влияющие на стоимость рекламируемого займа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» реклама это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Товар это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»).

Объект рекламирования - финансовые услуги - предоставление денежных займов.

  • правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.
  • предоставления займов ООО МКК «», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о займе приводит к искажению ее смысла и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

  • условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, являются существенной информацией, отсутствие которой может ввести в заблуждение потенциальных потребителей рекламы.

Только при полной осведомленности обо всех условиях, влияющих на конечную сумму расходов финансовой услуги, потребитель рекламы может сделать правильный конечный выбор.

Следовательно, займодавец, опуская в рекламе существенную часть информации, вводит в заблуждение потенциального заемщика относительно условий предоставления займа.

А такие условия как срок займа, процентная ставка, периодичность платежей заемщика при возврате потребительского займа, уплата процентов и иных платежей по займу, проценты за ненадлежащее исполнение обязательства по договору определяют фактическую стоимость займа для заемщика, в связи, с чем подлежат указанию в рекламе, наряду с иными условиями.

Таким образом, реклама ООО МКК «» размещаемая в бесплатной газете Тройка № 16 (1180) 22 апреля 2017 года на страница 1, в газете «Домашняя.Камчатка» № 16 (689) 29 апреля -6 мая 2017 года на странице 1 следующего содержания: «Займы до зарплаты от 5 000 до 20 000 рублей низкая % ставка без залога, поручителей и без комиссий досрочное погашение займа ООО «Микрокредитная компания «» 34-22-77 Св-во выд. ЦБ РФ» нарушает требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», так как в рекламе, отсутствует существенная часть информации о займе, что способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым займом.

Вышеуказанная рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания, формирование интереса к предлагаемым услугам и их продвижению на рынке, следовательно, в силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», указанная информация является рекламой.

В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе», реклама несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 – ФЗ «О рекламе» одной из целей Федерального закона «О рекламе» является пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

На основании части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе», рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».

Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» рекламодатель это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «».

В связи с тем, что на момент вынесения решения не было представлено документов, подтверждающих устранение нарушения законодательства о рекламе, Комиссией принято решение о выдаче предписания, о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38 – ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 года № 508), Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО МКК «» размещенную в бесплатной газете Тройка № 16 (1180) 22 апреля 2017 года на страница 1, в газете «Домашняя.Камчатка» № 16 (689) 29 апреля -6 мая 2017 года на странице 1 следующего содержания: «Займы до зарплаты от 5 000 до 20 000 рублей низкая % ставка без залога, поручителей и без комиссий досрочное погашение займа ООО «Микрокредитная компания «» 34-22-77 Св-во выд. ЦБ РФ».

2.Выдать ООО МКК «» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Камчатского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

  • изготовлено в полном объеме «19» июня 2017 года.

Решение может быть оспорено в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны